Решение № 2-2761/2020 2-2761/2020~М-2044/2020 М-2044/2020 от 10 ноября 2020 г. по делу № 2-2761/2020Промышленный районный суд г. Смоленска (Смоленская область) - Гражданские и административные № 2-2761/2020 УИД 67RS0003-01-2020-004110-64 Именем Российской Федерации 10 ноября 2020 года Промышленный районный суд г.Смоленска В составе: Председательствующего судьи Селезеневой И.В., при секретаре Ушковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ-УПФР в г.Смоленске о произведении перерасчета, ФИО1 обратился в суд с требованием к УПФР в г. Смоленске о произведении перерасчета ежемесячной денежкой выплаты (далее – ЕДВ) с 28.11.2017 как инвалиду II группы, а с октября 2019 года как инвалиду I группы бессрочно, в обоснование которого указал, что с 28.11.2017 ему, как инвалиду II группы, назначена пенсия по инвалидности. Одновременно с заявлением о назначении пенсии им было подано и заявление о назначении ЕДВ, при принятии которого сотрудником ГУ-УПФР по Ленинскому району г. Смоленска представителю ФИО1 – ФИО2 не был разъяснен порядок выплаты ЕДВ, порядок предоставления входящего в ее состав набора социальных услуг (далее – НСУ), а равно возможность отказа от набора социальных услуг с заменой на денежную форму выражения. При назначении ЕДВ ФИО1 предоставлен набор социальных услуг, однако, работниками Пенсионного фонда не выдана соответствующая справка о праве на их получение, которая должна предъявляться в соответствующих органах и организациях. При всем желании воспользоваться пакетом социальных услуг, без дополнительного обращения в органы ПФР, истец не смог бы. Фактически ни ФИО1, ни его представитель не располагали информацией, что из назначенной ежемесячной денежной выплаты производится удержание стоимости НСУ, которым они не имели возможности воспользоваться, в том числе, и в силу физического состояния ФИО1 О своем праве на отказ от НСУ ФИО2 была проинформирована сотрудниками ГУ УПФ РФ в г. Смоленске посредством вручения соответствующей памятки только 04.10.2019, после чего, действуя в интересах сына, обратилась в органы ПФР с соответствующим заявлением, однако пропустила срок обращения, установленный до 1 октября текущего года, и в замене НСУ денежной компенсацией в 2020 году ей было отказано. 15.01.2020 ФИО2 повторно подала заявление об отказе от НСУ, которое начнет действовать только с 01.01.2021 года. Поскольку, ни сам истец, ни его представитель не обладали достаточными знаниями в области назначения и предоставления социальных услуг, соответствующая информация должна была быть предоставлена им сотрудниками ГУ – Управление ПФР по Ленинскому району, которые, нарушив требования действующего законодательства, пренебрегли своей обязанностью по правовому информированию граждан. Ежемесячная стоимость НСУ составляет 1121,42 руб. В течение длительного периода взимания платы за не предоставляемые услуги ФИО1 фактически нес убытки, не получая денежной компенсации таковых. Вместе с тем, из-за тяжелой болезни он лишен возможности передвигаться и самостоятельно осуществлять уход за собой, проживает совместно с матерью ФИО2 Особенности его заболевания не позволяют ему пользоваться санаторно-курортным лечением, общественным транспортом, в то время как для обеспечения надлежащего ухода ему ежедневно требуются товары, не входящие в перечень НСУ. Данная сумма могла быть направлена на жизненнонеобходимые расходы. Истец и его представитель считают действия ответчика по неисполнению обязанности по правовому информированию граждан, назначению НСУ без надлежащего уведомления, с нарушением порядка предоставления – отсутствие соответствующей справки о предоставлении НСУ – незаконными и нарушающими права инвалида I группы, а также нарушающими требования, цели и задачи ФЗ № 178-ФЗ. Просит суд обязать ответчика произвести перерасчет ЕДВ с 28.11.2017 года, выплатив истцу недополученные денежные средства. В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные требования полностью поддержала по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика УПФР в г.Смоленске ФИО3 просила в иске отказать, и, поддержав письменные возражения, пояснила, что истцу обоснованно отказано в перерасчете ежемесячной денежной выплаты. ФИО1 является получателем страховой пенсии по инвалидности и ЕДВ: с 28.11.2017 по 26.09.2019 по категории инвалид II группы в соответствии с заявлением об установлении ЕДВ от 28.11.2017, с 27.09.2019 по настоящее время по категории инвалид I группы. Кроме того, с даты установления ЕДВ ФИО1 приобрел право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. 28.11.2017, года при обращении ФИО1 с заявлением о назначении ЕДВ, Управлением пенсионного фонда были даны устные разъяснения о порядке предоставления НСУ и о невозможности отказа от получения указанных социальных услуг с 01.01.2018 года, поскольку на момент обращения ФИО1 за назначением ЕДВ истек установленный законодательством срок подачи заявления от отказе от получения НСУ на 2018 год (до 01 октября). Кроме того, информация о возможности отказа от предоставления НСУ размещена на сайте Пенсионного фонда России, стендах в зале ожидания клиентской службы Управления, а также ежегодно широко освещается в СМИ. Заявлений об отказе от предоставления НСУ в натуральном выражении на 2019 год и 2020 год от ФИО1 в Управление не поступало. В связи с чем, до конца текущего 2020 года ФИО1 имеет право пользования НСУ только в натуральном виде. 15.01.2020 года ФИО2 было подано заявление об отказе от НСУ, которое начнет действовать только с 01.01.2021 года. Таким образом, требования истца произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты с 28.11.2017 как инвалиду II группы, а также с октября 2019 года как инвалиду I группы по настоящее время с возвратом денежных средств, направленных на НСУ в натуральном виде, не основаны на нормах действующего законодательства. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Смоленской области», будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В соответствии с положениями действующего законодательства суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившегося третьего лица. Выслушав позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, дело № 11.11.92/17 освидетельствования в Главном Бюро МСЭ, суд приходит к следующим выводам. Часть 1 ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантирует социальную защиту инвалидам в Российской Федерации. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливались Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965. Согласно ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленными настоящей статьей. В соответствии с п.п. 8, 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с главой 2 имеют инвалиды и дети-инвалиды. Согласно ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; 1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица. Из материалов дела следует, что ФИО1,01.12.1986года рождения, является инвалидом I группы бессрочно с 27.09.2019 (л.д.12), впервые инвалидность II группы установлена28.11.2017 (л.д. 24 Дела № 11.1192/17). Решением УПФР в г. Смоленске ФИО1 назначена социальная пенсия в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» на основании заявления (л.д.51-52). Аналогичные сведения подтверждаются справкой ФКУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» Минтруда России № 17/2255 от 27.10.2020, согласно которой, ФИО1 впервые проходил медико-социальную экспертизу в бюро № 11 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» Минтруда России 28.11.2017. Ему была установлена II группа инвалидности, причина инвалидности «общее заболевание» до 01.12.2018. Повторно ФИО1 проходил медико-социальную экспертизу 23.11.2018-03.12.2018, ему была установлена II группа инвалидности бессрочно. С ухудшением состояния прошел медико-социальную экспертизу в бюро № 11 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» Минтруда России 27.09.2019 – 30.02.2019, установлена первая группа инвалидности бессрочно. С 28.11.2017 по заявлению ФИО1 ему назначена единовременная денежная выплата, при этом отказ его законного представителя ФИО2 от набора социальных услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, оформлен только 15.01.2020 (л.д.53-54). Как следует из справки ГУ –УПФ РФ в г. Смоленске № 1821 от 20.10.2020 ФИО1 получает ежемесячную денежную выплату по категории 83- Инвалиды 1 группы с 28.11.2017 по бессрочно, имеет право с 28.11.2017 по 31.12.2020: - на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; - на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; -на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Установлено, что13.11.2019, 30.01.2020, 19.03.2020 ФИО2 обращалась с заявлениями в Прокуратуру Ленинского района г. Смоленска в связи с допущенным ответчиком нарушением пенсионного законодательства, с требованием произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты ФИО1 без удержания из состава ежемесячной денежной выплаты суммы средств, направленных на оплату набора социальных услуг за период с 28.11.2017 по 31.12.2020 (л.д. 18-25). На обращение, адресованное в прокуратуру Ленинского района г. Смоленска и поступившее в Отделение ПФР по Смоленской области, в порядке компетенции дано разъяснение № 1882 от 10.03.2020, согласно которому основания для получения набора социальных услуг в денежном выражении отсутствуют, поскольку необходимо волеизъявление лица, выраженное в письменном заявлении об отказе от получения набора социальных услуг. Право на получение набора социальных услуг в денежном выражении возникнет у ФИО1 с2021 годав случае подачи соответствующего заявления в УПФР в г. Смоленске до01.10.2020(л.д.16-17). В соответствии с ответом Прокурора Ленинского района г. Смоленска № 1121ж-19 от 07.07.2020 нарушений в действиях ГУ-УПФР в г. Смоленске не выявлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено. Разъяснено, что положениями Административного регламента не установлена обязанность должностных лиц Пенсионного фонда РФ по консультированию каждого лица, обращающегося с заявлением о назначении ЕДВ, о возможности отказа от предоставления НСУ, информация о порядке отказа размещается в свободном доступе для граждан и является общедоступной (л.д.26-28). Вместе с тем, представитель истца ФИО1 ссылается на то, что надлежащим образом о государственной услуге по установлению ЕДВ проинформирована не была, что привело к нарушению прав ее доверителя на получение НСУ в денежном эквиваленте. Как указал ответчик в своих возражениях, до представителя истца посредством устной консультации была доведена информация о содержании услуги по установлению ЕДВ для того, чтобы потребитель мог определиться в вопросе заинтересованности в получении НСУ, правильно выбрать необходимую ему услугу. Кроме того, ссылается на общедоступную возможность получения такого рода информации из открытых коммуникационных источников, отрицая персонифицированную обязанность по доведению соответствующих сведений до каждого конкретного пенсионера с фиксацией данного факта. Оценивая обоснованность правовой позиции сторон, суд принимает во внимание следующее. Среди приоритетных презумпций субъектов пенсионных правоотношений действует презумпция их добросовестности (добропорядочности). Согласно данной презумпции, также относящейся к общеправовым, предполагается, что каждый субъект пенсионных правоотношений, к которым в первую очередь относятся орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и гражданин, получающий пенсию (имеющий на нее право), действуют добросовестно, в соответствии с нормами действующего законодательства. Такое добропорядочное поведение и граждан, и пенсионных органов предполагается, учитывая их презюмируемую социальную ответственность и безусловность соблюдения принципа законности. Каждый субъект права должен обеспечивать такое добросовестное поведение. Обращаясь в УПФ с заявлением о назначении пенсии и ЕДВ, истец предоставил пенсионному органу необходимые сведения и документы, позволяющие произвести оценку соответствующего права, обоснованно рассчитывая на соблюдение ответчиком законодательно установленной обязанности по правовому информированию, в том числе, и в части порядка назначения истребуемой выплаты. О том, что данная обязанность сотрудниками УПФР исполнена не была свидетельствует нижеследующее. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере пенсионного обеспечения, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы социальной защиты населения, в том числе опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, реабилитации инвалидов, по контролю за выполнением этих мер, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности. Согласно п.п. 5, 5.2, вышеуказанного Положения Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.01.2015 № 35н утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее Порядок). Согласно п. 12 Порядка ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом всех обстоятельств, влияющих на ее размер, в том числе волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги), о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Порядок предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению ЕДВ определен Административным регламентом предоставления ПФ РФ государственной услуги по установлению ЕДВ Приказом Минтруда России от 14.01.2014 N 3н (ред. от 28.08.2017) "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», был утвержден соответствующий регламент, действовавший на момент возникновения спорных правоотношений. Настоящий Административный регламент устанавливает порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - государственная услуга), стандарт предоставления государственной услуги, сроки и последовательность административных процедур Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и его территориальных органов, порядок их взаимодействия с заявителями при предоставлении государственной услуги. Согласно п. 3 Административного регламента информация о порядке предоставления государственной услуги предоставляется заявителям (их представителям) при личном обращении в ПФР, его территориальные органы и многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), с использованием средств телефонной связи, в электронной форме посредством размещения на официальном сайте ПФР в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт ПФР), в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) (далее - Единый портал), а также размещается на информационных стендах в помещениях ПФР и его территориальных органов. Согласно положений данного документа информирование граждан о предоставлении данной услуги осуществлялось следующим образом. 5. На информационных стендах в помещениях территориальных органов ПФР, предназначенных для приема заявителей (их представителей), на официальном сайте ПФР, в средствах массовой информации и в печатных изданиях, а также на Едином портале размещается следующая информация и документы: сведения о порядке предоставления государственной услуги; 6. Информирование о порядке предоставления государственной услуги осуществляется должностным лицом ПФР и территориального органа ПФР, ответственным за информирование по вопросам предоставления государственной услуги, при личном обращении заявителя (его представителя) в ПФР, территориальный орган ПФР (далее - личный прием) в соответствии с графиком работы ПФР, территориального органа ПФР, посредством использования телефонной связи при обращении в территориальный орган ПФР, посредством ответов на письменные обращения заявителей (их представителей), при обращении заявителей через Единый портал или информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации "Личный кабинет застрахованного лица". Постановлением Правления ПФ РФ от 19.08.2019 N 415п "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии" утверждена новая версия данного документа, действующая в настоящее время, согласно которой, Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии (далее - ПФР, государственная услуга, Административный регламент) определяет порядок предоставления ПФР через свои территориальные органы государственной услуги, стандарт предоставления данной государственной услуги, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) при предоставлении территориальными органами ПФР государственной услуги, порядок их взаимодействия с гражданами при предоставлении государственной услуги. Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги определении в п. 4 документа, где указано, что информирование граждан по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется: должностным лицом структурного подразделения территориального органа ПФР, ответственного за предоставление государственной услуги (далее - должностное лицо), при непосредственном обращении гражданина в территориальный орган ПФР; работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр); посредством телефонной, факсимильной и иных средств телекоммуникационной связи; путем оформления информационных стендов в местах предоставления государственной услуги, на которых размещается информация, указанная в абзацах шестнадцатом - двадцать третьем пункта 38 Административного регламента; путем публикации информационных материалов в средствах массовой информации, издания информационных брошюр, буклетов, иной печатной продукции; путем размещения информации на официальном сайте ПФР в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.pfrf.ru (далее соответственно - сайт ПФР, сеть "Интернет") и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал); путем размещения брошюр, буклетов и других информационных материалов в помещениях территориальных органов ПФР, предназначенных для приема граждан, а также иных организаций всех форм собственности по согласованию с указанными организациями, в том числе в многофункциональных центрах; посредством ответов на письменные обращения граждан. Анализируя вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что обе редакции Административного регламента наделяют пенсионный орган обязанностью по информированию граждан о предоставлении набора социальных услуг посредством использования соответствующего ряда коммуникационный возможностей, в числе которых, персональное информирование должностным лицом структурного подразделения территориального органа ПФР, ответственного за предоставление государственной услуги. При этом, положения анализируемых документов не регламентируют порядок фиксации результата персонального информирования, коим, по мнению суда, должны быть выполненные гражданином расписки, заявления-уведомления и т.п. с указанием на объем полученной консультации. Противное толкование свидетельствует о невозможности сохранения баланса прав и обязанностей участников правоотношений, добросовестность которых, как было указано выше, презюмируется. Будучи наименее защищенной стороной в анализируемых правоотношениях, гражданин-пенсионер в отсутствие какого-либо документального подтверждения утрачивает возможность полноценной реализации права на получение информации и оказывается в положении, в котором лишен возможности защиты от злоупотребления правом. О вышеизложенных выводах суда свидетельствует и то обстоятельство, что данный недостаток Регламента частично восполнен положением документа в версии от 19.08.2019, где фиксирующим результат консультации, либо заменяющим таковую является вручение гражданину ( размещение в помещениях территориальных органов ПФР, предназначенных для приема граждан, а также иных организаций всех форм собственности по согласованию с указанными организациями, в том числе в многофункциональных центрах) соответствующих брошюр (буклетов). Из объяснения представителя истца и материалов дела усматривается, что при первичном личном обращении 28.11.2017 ни ФИО1, ни его представитель о порядке предоставления НСУ надлежащим образом уведомлены не были. В частности, им не было разъяснено право и порядок отказа от НСУ с заменой на денежное выражение. О данном обстоятельстве свидетельствует отсутствие в пенсионном деле заявителя документов, подтверждающих осуществление информационного консультирования по анализируемому вопросу. Изданный пенсионным фондом информационный материал, оформленный как памятка получателю ЕДВ, выдан ФИО1 только при повторном обращении в ПФ РФ 04.10.2019 (л.д. 48). Таким образом, суд приходит к убеждению о том, что ответчиком нарушено право истца на информирование по порядку предоставления НСУ. Ссылка представителя УПФР на наличие иных возможностей получения информации, перечисленных в положениях Регламента, в данном случае не влияет на вывод суда в силу следующего. Размещение текста уведомления об НСУ на информационных стендах территориальных органов ПФР не свидетельствует о достоверности уведомления истца, в том числе и в силу отсутствия доказательств, подтверждающих факт размещения уведомления на стендах ГУ-УПФР по Ленинскому району г. Смоленска, куда изначально обратился истец, реорганизованного в настоящее время и, сменившего в этой связи адрес расположения посредством переезда в иное административное здание. Доказательств информирования истца с использованием средств телефонной связи, а равно, направлении ему соответствующих СМС-уведомлений в адрес суда так же не представлено. При этом, суд принимает во внимание, что самостоятельно обратиться в УПФР посредством телефонной связи истец возможности не имел в силу тяжелого психического состояния. Положениями Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010г. N16«О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации» определено, что периодическое распространение массовой информации может осуществляться через телекоммуникационные сети (информационно-телекоммуникационные сети), в том числе через сеть Интернет. Следует учитывать, что к сообщениям и изображениям, составляющим содержание сайта в сети Интернет, любое лицо может иметь доступ из любого места и в любое время по своему выбору при условии наличия соответствующих устройств и возможности подключения к сети. Таким образом, осуществление прав истца ставится в зависимость от условий наличия соответствующих устройств и возможности подключения к сети, что незаконно, поскольку в соответствии со ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Кроме того, все перечисленные способы информирования, включая размещение информации о государственных услугах на сайте ПФР, в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг», в средствах массовой информации являются не только дополнительными, но и альтернативными способами информирования получателей ЕДВ о порядке предоставления входящего в ее состав набора социальных услуг. Иными словами, если гражданин, обратившийся в территориальный орган УПФР, реализовал свое право на получение необходимой информации в избранной им форме - посредством личного консультирования, он добросовестно рассчитывает на получение таковой в полном объеме именно на личном приеме. Использование дополнительных источников консультирования является единственно возможным способом информирования в случае отказа лица от получения личной консультации. Таким образом, суд приходит к убеждению об отсутствии объективных и допустимых доказательств доводов ответчика о предоставлении истцу и его представителю всей необходимой информации по анализируемому вопросу и возможности потребителя ознакомиться с таковой через альтернативные источники. Согласно положениями ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Из представленных суду сведений усматривается, что ежемесячная стоимость НСУ составляет 1121,42 руб. В течение длительного периода взимания платы за не предоставляемые услуги ФИО1 фактически нес убытки, не получая денежной компенсации таковых. Вместе с тем, из объяснений представителя истца усматривается, что из-за тяжелой болезни он лишен возможности передвигаться и самостоятельно осуществлять уход за собой, проживает совместно с матерью ФИО2 Особенности его заболевания не позволяют ему пользоваться санаторно-курортным лечением, общественным транспортом, в то время как для обеспечения надлежащего ухода ему ежедневно требуются товары, не входящие в перечень НСУ. Данная сумма могла быть направлена на жизненнонеобходимые расходы. Разрешая требование истца в части возложения на УПФР обязанности произвести перерасчет ЕДВ с 28.11.2017 года, выплатив истцу недополученные денежные средства, суд учитывает, что в период с 2017 по настоящее время за получением надлежаще оформленных документов для получения НСУ ФИО1 не обращался. Суд учел, что истец с 28.11.2017 года в Министерство здравоохранения Смоленской области и территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по вопросу получения набора социальных услуг в натуральном виде не обращался. Так, согласно справке филиала № 1 ГУ – СРО ФСС РФ № 0312/01-83л от 21.10.2020 ФИО1 санаторно-курортную путевку и талоны на право безденежного проезда в поезде дальнего следования к месту лечения и обратно не получал. В соответствие со справкой ОГБУЗ «СОКД № 3» от 03.11.2020 ФИО1 необходимые препараты по программе льготного лекарственного обеспечения не получал, как не получал и бесплатные медицинские изделия с 28.11.2017 по 03.11.2020. Более того, предоставление НСУ связано с личностью инвалида, а в указанном случае ФИО1 ввиду наличия психического заболевания со дня установления инвалидности не имел возможности на освоение указанных услуг. Таковое являлось невозможным и в силу нарушения УПФР своей обязанности по выдаче инвалиду документа, подтверждающего право на пользование набором социальных услуг вплоть до настоящего времени, что ответчиком не опровергнуто. Определяя размер причиненных истцу убытков, суд принимает во внимание следующее. Согласно п. 58 граждане могут обращаться за ЕДВ в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи заявления о назначении ЕДВ или заявления о переводе ЕДВ в территориальный орган ПФР непосредственно, через представителя, путем направления по почте или в форме электронного документа. Днем обращения за предоставлением государственной услуги при личном обращении считается день приема территориальным органом ПФР заявления о назначении ЕДВ или заявления о переводе ЕДВ с документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина. При направлении заявления о назначении ЕДВ или заявления о переводе ЕДВ и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина. В соответствии с ч. 2 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) и определяемая в соответствии с частью 1 настоящей статьи, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. В п.п. 2, 3, 4 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено, что периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг). Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона. Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления. Пунктом 1.5 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 328 предусмотрено, что при приеме заявления гражданину разъясняются права, касающиеся получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ, и делается предупреждение о прекращении предоставления тех социальных услуг, от которых гражданин отказался. Как было указано выше, за назначением пенсии по инвалидности и ЕДВ истец обратился 28.11.2017. До момента отказа от набора социальных услуг таковой предоставляется инвалиду автоматически с момента назначения ЕДВ. Поскольку, в установленный законом срок (до01.10.2017) ни ФИО1, ни его законный представитель ФИО2 не имели возможности отказаться от получения набора социальных услуг, замена НСУ денежным эквивалентом была бы возможна только с 01.01.2019. 15.01.2020 заявление от отказе от НСУ подано, что является основанием к выплате его денежного эквивалента с 01.01.2021. Установив, что за периоды с 01.01.2019 по 31.12.2019 и с 01.01.2020 по 31.12.2020 года с учетом установления ФИО1 до 27.09.2019 - II группы инвалидности, а с 27.09.2019 - I группы инвалидности бессрочно, истцом не дополучены денежные средства по компенсации набора социальных услуг, применив пункт 18 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35н, согласно которому ежемесячная денежная выплата, не полученная гражданином своевременно по вине территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком, суд приходит к выводу о том, что с ГУ - УПФР в городе Смоленске Смоленской области в пользу ФИО1 подлежат взысканию денежные средства в качестве стоимости набора социальных услуг, для чего ответчику надлежит произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты ФИО1 без удержания из состава ЕДВ средств, направленных на оплату набора социальных услуг, за указанный период. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Требования ФИО1 удовлетворить частично. Обязать ГУ-УПФР в г.Смоленске произвести ФИО1 перерасчет ежемесячной денежной выплаты в части денежной компенсации набора социальных услуг с последующей выплатой таковой за периоды с 01.01.2019 по 31.12.2019 и с 01.01.2020 по 31.12.2020 с учетом установления ФИО1 до 27.09.2019 - II группы инвалидности, а с 27.09.2019 - I группы инвалидности бессрочно. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме. Судья И.В.Селезенева Суд:Промышленный районный суд г. Смоленска (Смоленская область) (подробнее)Судьи дела:Селезенева Ирина Вячеславовна (судья) (подробнее)Судебная практика по:Упущенная выгодаСудебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ Возмещение убытков Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ |