Решение № 2А-3515/2020 2А-3515/2020~М-2865/2020 М-2865/2020 от 26 октября 2020 г. по делу № 2А-3515/2020




Дело № 2а-3515/2020


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

26 октября 2020 года г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего Манакова В.В.,

при секретаре Якубенковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента Смоленской области по образованию и науке к МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:


Департамент Смоленской области по образованию и науке (далее по тексту –Департамент) обратился в суд с вышеуказанным иском в обоснование указав, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ № с Департамента взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. за неисполнение в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа о возложении на Департамент обязанности осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению ФИО2 благоустроенным жилым помещением. Ссылается на принятие Департаментом исчерпывающих мер, направленных на исполнение постановленного судебного акта и отсутствие денежных средств на данные цели в областном бюджете на 2019 год и 2020 год.

Административный истец, извещенный о дате и месте рассмотрения дела надлежащем образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил.

МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В письменный возражениях, направленных в адрес суда, просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку истцом не представлено доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

УФССП России по Смоленской области просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1, заинтересованные лица ФИО2, Ярцевский межрайонный прокурор Смоленской области, извещенные о дате и месте рассмотрения дела надлежащем образом, в судебное заседание не явились.

Заинтересованное лицо администрация МО «Ярцевский район» Смоленской области просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, против удовлетворения административного иска не возражала.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ).

Согласно частям 1, 2, 6, статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 названного Федерального закона).

По делу установлено, что на основании исполнительного листа, выданного Ярцевским городским судом Смоленской области, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство №-ИП о возложении на Департамент обязанности осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению ФИО2, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее установленной нормы предоставления. Должнику предложено в течение пяти дней со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1 вынесено постановление №о взыскании с истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

На основании части 7 статьи 112 указанного Закона при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу положений частей 1 и 2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Суд отмечает, что применительно к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности какая требовалась от него в целях надлежащего его исполнения.

Оценивая обстоятельства, препятствующие Департаменту добровольно исполнить требования исполнительного документа, суд находит их уважительными.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (статья 5, часть 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Согласно статье 1, части 1 статьи 2, статьи 3 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007г. №114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета. Уполномоченный орган (Департамент Смоленской области по образованию и науке) в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

По правилам пунктов 5, 7, 8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 25 марта 2014 года №202, приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских и сельских поселений Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в уполномоченный орган в сфере образования в срок до 1 июля текущего финансового года. В свою очередь, уполномоченный орган в сфере образования проверяет заявки на получение субвенции, перечисляет в местные бюджеты субвенции.

Исходя из положений Закона Смоленской области от 20 декабря 2018 №132-з «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию и науке.

Административный истец, как получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств, а процедура увеличения суммы расходов областного бюджета возможна только путём внесения изменений в расходную часть бюджета посредством принятия соответствующего закона представительным органом Смоленской области. Департамент Смоленской области по образованию и науке такими полномочиями не обладает.

Из материалов дела следует, что решение Ярцевского городского суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №-ИП, вступило в законную силу после принятия Закона Смоленской области от 20.12.2018 № 132-з «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Предусмотренных в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) денежных средств в 2019 году и плановый период 2020-2021 годов, а также в 2020 году и плановый период 2021-2022 годов недостаточно для исполнения Департаментом постановленных судебных актов, в том числе решения Ярцевского городского суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, административный истец неоднократно обращался в Департамент бюджета и финансов Смоленской области с заявлением о выделении из областного бюджета дополнительных денежных средств для исполнения требований исполнительных документов. Однако в 2019 году и на текущий финансовый год и плановый период решение о выделении дополнительных бюджетных ассигнований Департаменту не принято.

По мнению суда, приведённые истцом обстоятельства, свидетельствуют о наличии объективных причин не позволяющих исполнить состоявшееся судебное решение в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

На момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению должником требований исполнительного документа, не отпали.

С учетом того, что исполнение соответствующих государственных полномочий осуществляется Департаментом Смоленской области по образованию и науке в объеме выделяемых из бюджета Смоленской области денежных средств и не зависит исключительно от должника, которым предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение судебного решения, вина административного истца в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа отсутствует, что дает основания для освобождения последнего от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст.175, 180 КАС РФ, суд

решил:


Административное исковое заявление Департамента Смоленской области по образованию и науке удовлетворить.

Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.

Судья В.В. Манаков

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД: 67RS0002-01-2020-004022-90

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-3515/2020



Суд:

Ленинский районный суд г. Смоленска (Смоленская область) (подробнее)

Судьи дела:

Манаков В.В. (судья) (подробнее)