Решение № 2-6066/2023 2-759/2024 2-759/2024(2-6066/2023;)~М-5110/2023 М-5110/2023 от 18 января 2024 г. по делу № 2-6066/2023Псковский городской суд (Псковская область) - Гражданское УИД 60RS0001-01-2023-010573-16 Дело № 2-759/2024 Именем Российской Федерации 18 января 2024 года город Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Семёновой Т.А., при секретаре Мызниковой М.И., с участием представителя ответчика ЛОН, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИВ к региональному оператору – Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области о понуждении к выполнению комплексного капитального ремонта, ФИВ обратилась в суд с иском к Региональному оператору - Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области об обязании выполнить капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>-Б. В обоснование иска указано, что дом, расположенный по вышеуказанному адресу, включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области, на 2014 - 2043 годы, утвержденную постановлением Администрации Псковской области № 330 от 14.10.2016, в соответствие с которой в доме на 2018-2020 годы был запланирован капитальный ремонт подвального помещения, на 2021-2023 – капитальный ремонт крыши, фасада. В срок не менее 6 месяцев до наступления года, в котором должен быть проведен капитальный ремонт, региональный оператор, в соответствии с ч. 3 ст. 189 Жилищного кодекса РФ представляет собственникам дома предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, порядке и об источниках финансирования капитального ремонта. 01.07.2022 - крайняя дата, когда региональный оператор должен был направить в адрес собственников дома, расположенного по указанному выше адресу предложения. Поскольку предложений со стороны ответчика не поступало, истец, как собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, 30.10.2023 направила в адрес регионального оператора письменный запрос с просьбой о включении спорного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2024 год. 09.11.2023 получен отказ, в связи с чем ФИВ обратилась в суд с настоящим иском. Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Новосокольнического района Псковской области. Истец ФИВ в судебное заседание не явилась о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду заявление, в котором заявленные требования поддерживает, просила иск удовлетворить и рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель ответчика регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области ЛОН в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что денежных средств, собранных домом для капитального ремонта недостаточно, в случае удовлетворения иска, фонду придется заимствовать денежные средства у другого района, чем нарушить права других лиц, также поддержала представленный суду отзыв, в котором указано, что средства государственной поддержки для финансирования капитального ремонта общего имущества указанного дома в 2024 году не предусмотрены. РОФКР ПО обращался в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области о предоставлении средств государственной поддержки для организации капитального ремонта домов, плановые ремонты которых по региональной программе капитального ремонта истекли, но организованы не были. Средства государственной, муниципальной поддержки для организации капитального ремонта выделены не были. Свыше средств, которые предусмотрены на капитальный ремонт многоквартирных домов на 2024 год, ответчик израсходовать не вправе. Реализация региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов осуществляется на основании краткосрочного плана реализации региональной программы. Согласно Сводных краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта на 2016-2026 годы, стоимость капитального ремонта имущества многоквартирных домов Новосокольнического района – 82,99 млн. руб. По Новосокольническому району начислено 84 173 509,13 руб., оплачено 79 334 150,11 руб. Региональный фонд не вправе профинансировать капитальный ремонт общего имущества дома истца в 2024 году за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса. Возможность привлечь денежные средства собственников многоквартирных домов на возвратной основе у регионального оператора отсутствует. Собираемость по дому <адрес> следующая: начислено 933 695,13 руб., оплачено 861 654,82 руб., потребность в средствах на проведение капитального ремонта дома истца составляет 12 млн. руб. Возвратность заимствованных средств при текущей собираемости 88 лет. Кроме того, истцом не предусмотрена длительность процедуры организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, установленная законодательством. Реальный срок выполнения мероприятий по капитальному ремонту дома истца составляет 2 года. Считает требования истца не подлежат удовлетворению. Представитель третьего лица - Администрации Новосокольнического района в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, возражений по существу заявленных требований не представил. Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает иск, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (п. 8.3 ст. 13 ЖК РФ). Правоотношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса РФ. Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам. Из положений приведенной нормы закона следует, что федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Требования, предъявляемые к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлены в статье 168 Жилищного кодекса РФ, которой определено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1). Частью 2 ст. 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты). Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт; 4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (ч. 7 ст. 168 Жилищного кодекса РФ). Согласно ч. 7.1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов: 1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса; 2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора; 3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. Положениями п. 3, 4 ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса РФ закреплено, что функциями регионального оператора, в том числе являются: осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета. Объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году. При этом размер указанной доли устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде (ч. 2 ст. 185 ЖК РФ). Порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области, порядок деятельности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества, требования к региональной программе капитального ремонта общего, а также иные положения, необходимые для обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества в соответствии с федеральным и областным законодательством утверждены Законом Псковской области от 11.12.2013 № 1336-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области» (далее Закон Псковской области от 11.12.2013 № 1336-ОЗ). В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона Псковской области от 11.12.2013 №1336-ОЗ, объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемый за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется актом Правительства Псковской области в размере, не превышающем 90 процентов от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) 90 процентов от прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде. Указанный акт Правительства Псковской области принимается не позднее 1 февраля года расходования средств региональным оператором. В статье 18 Закона Псковской области от 11.12.2013 № 1336-ОЗ определены требования к содержанию региональной программы капитального ремонта, подлежащей актуализации не реже чем один раз в год, и определено, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, предусмотренном статьей 23 настоящего Закона Частями 1 и 2 ст. 23 Закона Псковской области от 11.12.2013 N 1336-ОЗ закреплено, что орган исполнительной власти области, осуществляющий реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта до 15 сентября года, предшествующего установленному региональной программой капитального ремонта плановому периоду проведения капитального ремонта общего имущества. Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждается сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта формируются органом исполнительной власти области, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, совместно с региональным оператором, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области исходя из принципов: 1) использования на цели капитального ремонта общего имущества остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 Жилищного кодекса Российской Федерации; 2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества, исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора. 3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. Предложения о включении многоквартирных домов в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта представляются органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов области региональному оператору по форме и в сроки, установленные исполнительным органом Псковской области, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 4 ст. 23 Закона). Постановлением Администрации Псковской области № 30 от 07.02.2014 «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области на 2014-2043 годы» утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества. Постановлением Администрации Псковской области № 330 от 14.10.2016 внесены изменения в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области, на 2014 - 2043 годы. Из материалов дела следует, что ФИВ является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>Б. Собственники помещений в указанном многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, следовательно, обязанность организации и финансирования капитального ремонта возложена на Регионального оператора. Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>Б, постановлением Администрации Псковской области № 330 от 14.10.2016 включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области на 2014-2043 годы. Согласно региональной программе, капитальный ремонт подвальных помещений был запланирован на 2018-2020 годы; капитальный ремонт крыши и фасадов был запланирован на 2021-2023 годы. Региональный оператор - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области в сроки, установленные в региональной программе, капитальный ремонт в <адрес> не произвел. В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств. По смыслу вышеприведенной нормы недостаточность средств фонда капитального ремонта не освобождает регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств. Установленный Законом Псковской области от 11.12.2013 № 1336-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области» порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах также не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него ч. 1 ст. 182 ЖК РФ обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Поскольку Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области, на 2014-2043 годы, утвержденной Постановлением Администрации Псковской области от 14.10.2016 № 330, был предусмотрен капитальный ремонт подвальных помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>Б в 2018-2020 годах, на 2021-2023 годы был запланирован капитальный ремонт крыши, фасадов, который в указанные сроки не проведен, исковые требования являются обоснованными и суд возлагает на Регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области обязанность организовать работы по проведению капитального ремонта подвальных помещений, крыши, фасадов многоквартирного дома. В соответствии с положениями части 2 статьи 206 ГПК РФ, возлагая на ответчика указанную обязанность, суд, исходя из степени затруднительности исполнения судебного акта и действующего нормативно-правового регулирования порядка проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, устанавливает ответчику 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая этот срок разумным и достаточным для проведения необходимых процедур. На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд Исковые требования ФИВ удовлетворить. Обязать Регионального оператора - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области (ИНН №) организовать работы по проведению работ по капитальному ремонту крыши, фасадов, подвальных помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б в течение восемнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Регионального оператора - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области (ИНН №) в пользу ФИВ (<данные изъяты>) судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Т.А. Семёнова Решение в окончательной форме изготовлено 23 января 2024 года. Суд:Псковский городской суд (Псковская область) (подробнее)Судьи дела:Семенова Татьяна Александровна (судья) (подробнее)Судебная практика по:Капитальный ремонтСудебная практика по применению норм ст. 166, 167, 168, 169 ЖК РФ
|