Решение № 2А-247/2020 2А-247/2020~М-238/2020 М-238/2020 от 30 июля 2020 г. по делу № 2А-247/2020Шиловский районный суд (Рязанская область) - Гражданские и административные УИД 62RS0031-01-2020-000434-33 Дело № 2а-247/2020 Именем Российской Федерации 30 июля 2020 года р.п. Шилово Судья Шиловского районного суда Рязанской области Сорокина О.В., при секретаре Антоновой В.В., с участием помощника прокурора Гуреевой М.В., в помещении Шиловского районного суда Рязанской области рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Шиловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» о признании бездействия Государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», выразившегося в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования от автодороги «Ряжск-Касимов-Нижний Новгород»-Нармушадь-Ерахтур с идентификационным номером 61 ОП МЗ 61Н-742 протяженностью 9,6 км в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля» незаконным и устранении выявленных нарушений Прокурор Шиловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском и с учетом уточнения исковых требований просит признать бездействие государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», выразившееся в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования от автодороги «Ряжск-Касимов-НижнийНовгород»-Нармушадь-Ерахтур с идентификационным № протяженностью 9,6 км в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля» незаконным; обязать государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу общего пользования от автодороги «Ряжск-Касимов-Нижний Новгород»-Нармушадь-Ерахтур с идентификационным № протяженностью 9,6 км в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля», выполнить ремонтные работы по устранению дефектов дорожного покрытия. Заявленные требования мотивированы тем, что по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, было выявлено несоблюдение административным ответчиком требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, ремонту и содержанию дорог в отношении выше указанной автомобильной дороги в виде нарушений требований указанного ГОСТ Р 50597-2017, чем нарушаются права и законные интересы участников дорожного движения, круг которых определить и индивидуализировать невозможно. В судебном заседании помощник прокурора Шиловского района Рязанской области Гуреева М.В. поддержала заявленные требования с учетом их уточнения. Административный ответчик - Государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, заявленные требования не признает. Заинтересованное лицо - Правительство Рязанской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, возражений не представлено. Заинтересованное лицо - Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, возражений не представлено. Заинтересованное лицо - АО «Рязаньавтодор», извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в удовлетворении исковых требований просит отказать. В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле. Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему. Статьи 39, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) закрепляют право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии со ст. 219 КАС РФ, ели настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В силу положений ст. 226 КАС РФ, суд при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Статьями 2 и 3, 24 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения среди прочего являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществление которой в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в силу пункта 6 статьи 12 названного Федерального закона относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. Распоряжением Правительства Рязанской области от 11.09.2018 №431-р учреждено государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области». Целью деятельности учреждения является обеспечение реализации полномочий министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области. В связи с чем, обязанность по организации надлежащего ремонта и содержанию автомобильной дороги общего пользования возложена на Государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области». Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", приказом Росстандарта от 26.09.2017 г. №1245-ст, который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее-улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования указанного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. В соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляется в установленные сроки. Согласно представленному в материалы дела Акту № обследования автодороги «Ряжск-Касимов-НижнийНовгород»-Нармушадь-Ерахтур с идентификационным № протяженностью 9,6 км с приложенной фототаблицей, составленному государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шиловский» ФИО1 (дата), в ходе обследования было установлено, что на указанной автодороге ямочные ремонт проезжей части не производится. На 5 км+900 м присутствуют выбоины, превышающие требования ГОСТ Р 50597-2017: 1) Ширина – 1,0 м. Длина – 1,0 м. Глубина – 0,07 м.; 2) Ширина - 0,70 м. Длина - 0,70 м. Глубина – 0,07 м. На указанном участке дороги имеется сетка трещин. Отсутствует дорожная горизонтальная разметка. На данной автодороге производились инструментальные замеры с помощью прибора «Рейка РДУ КОНДОР», заводской номер 0767, (соответствует ТУ 3939-1.0-780401001-2000 и признана пригодной к применению в качестве рабочего средства измерения). Учитывая зафиксированные в названном акте нарушения требований ГОСТ Р 50597-2017, свидетельствующие о разрушении дорожного покрытия и наличии ям, выбоин на названном участке дороги, которые превышают по своим параметрам выше указанные требования ГОСТ, суд находит, что непринятие мер по надлежащему ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования от автодороги «Ряжск-Касимов-Нижний Новгород»-Нармушадь-Ерахтур с идентификационным № протяженностью 9,6 км создает реальную опасность защищенности граждан от причинения вреда жизни и здоровью, материального ущерба. Дорожно-транспортные происшествия, которые могут возникнуть вследствие данного бездействия ответчика, на автомобильной дороге общего пользования могут повлечь за собой человеческие жертвы и существенный материальный ущерб неопределенного круга лиц - участников дорожного движения. В соответствии с ч.2 ст. 15 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким уполномоченным органом на территории Рязанской области является Государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», действующее в соответствии с распоряжением Правительства Рязанской области от 11.09.2018 № 431-р, приказами Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 29.12.2018 № 977-р, № 1115-р «О передаче государственного имущества Рязанской области» автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Рязанской области. Таким образом, автомобильная дорога общего пользования от автодороги «Ряжск-Касимов-Нижний Новгород»-Нармушадь-Ерахтур с идентификационным № протяженностью 9,6 км находится в оперативном управлении Государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области». Таким образом судом установлено, что у административного ответчика наличествует обязанность по ремонту и содержанию указанной автомобильной дороги общего пользования с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», в том числе участка этой дороги, однако им в нарушение выше указанных положений закона допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию участка указанной автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», которое является неправомерным. Доказательств обратного, в подтверждение фактов установленных в пунктах 3 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, бремя предоставления которых на административного ответчика возложено как законом, так и судом - ответчиком не предоставлено и в материалах дела не содержится. Доводы ответчика о том, что с их стороны отсутствует бездействие в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию указанной выше автомобильной дороги поскольку был заключен государственный контракт № 1/05/1 от 11.01.2019 г. года между ГКУ Рязанской области «ДДРО» (Заказчик) и ОАО «Рязаньавтодор» (Подрядчик) на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, в том числе находящихся в Шиловском районе, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку не опровергают того факта, что на спорном участке указанной автодороги, имеются не устраненные своевременно нарушения требований ГОСТ Р 50597-2017. Доказательств обратного, в том числе свидетельствующих о том, что выше указанные нарушения отсутствовали либо были устранены и, соответственно, вышеуказанный участок дороги соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017, административным ответчиком суду не представлено, а сам по себе факт заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию дорог не свидетельствует о надлежащем исполнении административным ответчиком возложенных на него обязанностей и не освобождает его от их своевременного выполнения. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материале дела письменными доказательствами, а именно: актом № обследования автодороги от автодороги «Ряжск-Касимов-Нижний Новгород»-Нармушадь-Ерахтур с идентификационным № протяженностью 9,6 км от (дата) с фототаблицей; государственным контрактом № 1/05/1 от 11.01.2019 г. на выполнение подрядных работ по нормативному содержанию и приведению в нормативное состояние автомобильных дорог - содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Путятинском, Чучковском, Шацком, Шиловском районах Рязанской области с приложением; государственным контрактом № 97-М/З от 30.06.2020 г. на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, в том числе находящихся в Шиловском районе с приложением; Распоряжением Правительства Рязанской области от 11.09.2018 г. № 431-р; Приказами Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 23.12.2018 г. № 977-р и от 29.12.2018 г. № 1115-р «О передаче государственного имущества Рязанской области»; перечнем государственного имущества Рязанской области, передаваемого с баланса министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области на баланс ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области». Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Шиловского района Рязанской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в удовлетворении административных требований прокурора, судом не установлено. Срок обращения в суд с настоящим административным иском соблюден. При таких обстоятельствах, ввиду признания вышеуказанного бездействия незаконным, на административного ответчика следует возложить обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурор обратился в суд с административным иском с установлением соответствующего срока для устранения этих нарушений. При этом суд соглашается со способом устранения выше указанных нарушений, указанным прокурором и предлагаемым им сроком для их устранения, находя последний. с учетом сезонного характера дорожных работ, разумным и выполнимым. При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора Шиловского района Рязанской области подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд Административные исковые требования прокурора Шиловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», выразившееся в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования от автодороги «Ряжск-Касимов-НижнийНовгород»-Нармушадь-Ерахтур с идентификационным № протяженностью 9,6 км в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля» незаконным. Обязать государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу общего пользования от автодороги «Ряжск-Касимов-Нижний Новгород»-Нармушадь-Ерахтур с идентификационным № протяженностью 9,6 км в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля», выполнить ремонтные работы по устранению дефектов дорожного покрытия. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шиловский районный суд Рязанской области путем подачи апелляционной жалобы (представления) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья; Суд:Шиловский районный суд (Рязанская область) (подробнее)Судьи дела:Сорокина Ольга Владимировна (судья) (подробнее) |