Решение № 2А-4728/2023 2А-650/2024 2А-650/2024(2А-4728/2023;)~М-4349/2023 М-4349/2023 от 23 января 2024 г. по делу № 2А-4728/2023




Дело № 2а-650/2024 (№2а-4728/2023)

УИД 55RS0004-01-2023-005971-14


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

город Омск 23 января 2024 года

Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Шлатгауэр И.А.,

при секретаре судебного заседания Белослюдцевой А.В.,

при организации и подготовке судебного процесса помощником судьи Теодозовым С.Л.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Октябрьского административного округа города Омска Позыгун Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа города Омска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор Октябрьского административного округа г. Омска Щербина П.П. обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований федерального законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в открытом доступе содержится информация эротического содержания, оправдывающая занятие проституцией, в том числе фотографии девушек, с указанием оказываемых интимных услуг и их стоимости, размещенная на сайтах:

...

...

...

Вход на сайты свободный, ознакомиться с содержанием Интернет-ресурсов и воспользоваться услугами сервиса может любой пользователь. Указанные интернет страницы в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не числятся. При сверке информации о сайтах со сведениями, размещенными в Реестре интернет-ресурсов с противоправной информацией, установлено, что исковые заявления о блокировке указанных сайтов ранее не направлялись. При проверке сведений о владельцах Интернет-ресурсов на сайтах автоматизированной справочной системы 2ip.ru установлено, что фактические контактные данные владельцев сайтов скрыты либо отсутствуют. Исходя из изложенного, установить административных ответчиков не представилось возможным. Считает, что нарушения требований законодательства, установленные в ходе проведенной проверки, негативным образом сказываются на интересах общества и государства. Просил признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на страницах с указанных электронных адресов, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца Позыгун Е.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске. Просила заявленные требования удовлетворить с учетом представленного отзыва Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. В письменном отзыве указал, что информация на страницах сайтов https://sex.intim-kirov.net и https://sex0.sexzkirov.com не доступна, проверить содержание информации не представляется возможным, в связи с чем, просил в удовлетворении исковых требований в данной части отказать. Также указал, что обозначенная в административном исковом заявлении информация на странице сайта в сети «Интернет» https://m.sexiriski.com доступна, в связи с чем, полагал возможным удовлетворить заявленные административные исковые требования в указанной части.

Заинтересованное лицо – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о дате, времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.

При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованных лиц, поскольку их участие в рассмотрении административного дела не признано судом обязательным.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в части.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 1 и 3 ст. 1 КАС РФ).

Согласно абз. 4 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (далее по тексту – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36) к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Из п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

Аналогичное правомочие прокурора регламентировано ч. 1 ст. 39 КАС РФ.

Частью 1 ст. 265.1 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Обращаясь в суд с требованием о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Таким образом, исходя из положений ч. 1 и 3 ст. 1 КАС РФ, а также правовой позиции, изложенной в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36, обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации регулирует Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ).

Из положений ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ следует, что информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. При этом доступ к информации – это возможность получения информации и ее использования, а распространение информации – это действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ).

Исходя из ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ).

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ основанием для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, в том числе, доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228.

Административная ответственность за занятие проституцией предусмотрена ст. 6.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Уголовная ответственность за вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией установлена ст. 240 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статьей 241 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией.

Кроме того в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Таким образом, предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к информации эротического содержания, оправдывающей занятие проституцией, фактически является распространением запрещенной информации, способствующей совершению правонарушения и преступления.

Как установлено в судебном заседании, на сайте (страницах сайта): ... в свободном доступе содержится информация эротического содержания, оправдывающая занятие проституцией, в том числе фотографии девушек, с указанием оказываемых интимных услуг и их стоимости.

Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, информация на сайте распространяется бесплатно, воспользоваться услугами сервиса может любой пользователь.

Кроме того, установлено, что указатели страниц сайта, на которых размещена указанная выше информация, в Едином реестре доменных имен отсутствуют.

На основании изложенного, принимая во внимание, что указанный выше интернет-сайт не включен в Единый реестр доменных имен, установить его владельца не представляется возможным, а размещенная информация способствует совершению правонарушения и преступления, вследствие чего запрещена к распространению в Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения в данной части заявленных административным истцом требований, направленных на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что информация в сети «Интернет» на сайтах (страницах сайтов) ... в настоящее время не доступна, в связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца в указанной части.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


Административное исковое заявление прокурора Октябрьского административного округа города Омска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить в части.

Признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте (страницах сайта):

...

В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья И.А. Шлатгауэр

Мотивированное решение составлено 23 января 2024 года



Суд:

Октябрьский районный суд г. Омска (Омская область) (подробнее)

Судьи дела:

Шлатгауэр Ирина Александровна (судья) (подробнее)