Решение № 2А-774/2020 2А-774/2020~М-922/2020 А-774/2020 М-922/2020 от 20 ноября 2020 г. по делу № 2А-774/2020Назрановский районный суд (Республика Ингушетия) - Гражданские и административные Дело №а-774/2020г. Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Назрановский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Ярыжева А.Б., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Военному комиссариату <адрес> и <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче военного билета, Административный истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату <адрес> и <адрес> Республики Ингушетия о выдаче военного билета, ссылаясь на то, что согласно выписке из книги протоколов заседания призывной комиссии Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него было вынесено решение о том, что он не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислить в запас по достижении 27 лет. Ему незаконно отказано в выдаче военного билета. По достижении 18 лет он прошел военную комиссию в военном комиссариате <адрес> и <адрес>, где ему было вручено Приписное свидетельство по призыву на военную службу с отметкой о постановке на учет. Просит признать незаконным и отменить Протокол заседания призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, и решение принятое на основании этого протокола и обязать Военный комиссариат <адрес> и <адрес> выдать ему военный билет. В судебном заседании административный истец ФИО1 участия не принял. От административного истца поступило заявление, в котором он просит рассмотреть административный иск без его участия. Также указал, что заявленные требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить. Представитель Военного комиссариата <адрес> ФИО3 требования не признал и просил отказать в удовлетворении требований административного истца. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации). Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе). Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22 Закона о воинской обязанности и военной службе), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же Закона). Согласно абзацу четвертому пункта 1 и пункту 3 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предписано, что оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведенной в приложении № к этой Инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учет и регистрация которых осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку, в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке. Статья 28 Закона о воинской обязанности и военной службе закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, об освобождении от исполнения воинской обязанности и о зачислении в запас (пункт 1). При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 названной статьи). Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение). В силу пункта 34 Положения (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу. Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела. Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18 и 19 Положения). Таким образом, федеральным законодательством именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву. Проверяя конституционность пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П сформулировал правовую позицию о том, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом о воинской обязанности, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых, в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что призывная комиссия, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин дли неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере, принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву. При этом суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное Конституцией Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным. В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств, произвольно и в противоречии с законом. На эти же правовые позиции Конституционный Суд Российской Федерации указал в определении от ДД.ММ.ГГГГ №, отказывая в принятии заявления об оспаривании конституционности пункта 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе и пункта 34 Положения, которые, по мнению заявителя, допускают признание не уклоняющегося от призыва на военную службу гражданина незаконно не прошедшим военную службу по призыву. Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что оспариваемое заявителем правовое регулирование, будучи направленным на реализацию конституционной обязанности по защите Отечества, с учетом приведенных правовых позиций не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права заявителя. Закон о воинской обязанности и военной службе возлагает конкретные обязанности на граждан в целях обеспечения воинского учета (статья 10), в частности обязанность явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, находиться в военном комиссариате до начала военной службы; получать повестки военного комиссариата под расписку (пункты 1 и 2 статьи 31). Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, самостоятельно явиться в военный комиссариат, названным законом не предусмотрено. Призывная комиссия Военного комиссариата <адрес> и <адрес> отказывая административному истцу в выдаче военного билета, названные выше нормы федерального законодательства, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации не учла. Как видно из материалов дела, административный истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учете в военном комиссариате <адрес> и <адрес>. В судебном заседании установлено, что по достижении административным истцом 27-го возраста, мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца военным комиссариатом не проводились. Решением Призывной комиссии по городу Назрань и <адрес> Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ административный истец зачислен в запас по достижению возраста 27-ми лет, что следует из имеющейся в деле выписки из протокола № призывной комиссии. Заключением той же комиссии он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Доводы истца, о том, что он проходил военную комиссию в военном комиссариате <адрес> и <адрес> и что состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> и <адрес> подтверждаются материалами дела. Достоверных данных, о том, что административный истец надлежащим образом извещался военным комиссариатом, в материалах дела не имеется. В связи с чем, у суда есть основания полагать, что истец не извещался надлежащим образом о времени и месте прохождения медицинского освидетельствования для прохождения военной службы, и ответчик безосновательно объявил административного истца лицом, не проходившим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. При таких обстоятельствах, суд считает, что административный истец не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, в связи с чем, его иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд Признать незаконным решение призывной комиссии по городу Назрань и <адрес> Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении ФИО1 в запас по достижению 27-летнего возраста по п.1.1 ст.28 и п.1 ст.52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» как не проходившего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Обязать Военный комиссариат <адрес> и <адрес> Республики Ингушетия выдать ФИО1 военный билет установленной формы. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в срок месяц. Председательствующий: Копия верна: Судья А.Б. Ярыжев Суд:Назрановский районный суд (Республика Ингушетия) (подробнее)Судьи дела:Ярыжев Алик Багаудинович (судья) (подробнее) |