Решение № 2А-1466/2017 2А-1466/2017~М-1177/2017 М-1177/2017 от 21 июня 2017 г. по делу № 2А-1466/2017




Дело № 2а-1466/2017 <.....>


Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

г. Пермь 22 июня 2017 года

Судья Орджоникидзевского районного суда г. Перми Макашина Е.Е.,

рассмотрел в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании транспортного налога, пени по транспортному налогу, земельного налога, пени по земельному налогу, налога на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц,

У С Т А Н О В И Л:


МИФНС России № 9 по Пермскому краю обратилась в суд с административными исковыми требованиями о взыскании с ФИО1 транспортного налога за <.....> год в сумме 2 450 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 596,80 рублей, земельного налога за <.....> год в сумме 241 рубля, пени по земельному налогу в сумме 24,97 рублей, налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 235 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 53,65 рублей. В обоснование требований административный истец указал, что ответчику в <.....> году на праве собственности принадлежало транспортное средство – <.....>, земельный участок <.....> по адресу: <АДРЕС> право собственности на который возникло (дата), а также квартира, <.....>, по адресу: <АДРЕС> право собственности на которую возникло (дата). В адрес ответчика направлено налоговое уведомление №... от (дата) на уплату налогов и пени, однако должник в установленный срок налоги не уплатил. Инспекцией выставлены требования №... от (дата)., №... от (дата). на уплату налогов и пени. Требования не исполнены. Мировым судьей судебного участка №... вынесен судебный приказ о взыскании налогов с ответчика, (дата) судебный приказ отменен. Истец просит заявленные требования удовлетворить.

Суд, исследовав письменные доказательства, материалы дела №..., представленные в материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 292 КАС РФ суд может рассмотреть административное дело без проведения устного разбирательства в порядке упрощенного (письменного) производства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 и п. 4 ст. 362 Налогового кодекса РФ возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

По смыслу вышеуказанных положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.

Порядок и сроки уплаты налога на транспортные средства установлены Законом Пермской области от 30.08.2001 года N 1685-296 "О налогообложении".

В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

Статья 363 Налогового кодекса РФ регламентирует порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по транспортному налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Судом установлено, что ФИО1 согласно ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога с физических лиц, поскольку ответчику на праве собственности в <.....> году принадлежало транспортное средство – <.....> (л.д. 24), в связи с чем, был начислен транспортный налог в размере 2 450 рублей.

Налоговым периодом по транспортному налогу, согласно п.1 ст.360 НК РФ, признается календарный год.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 23 Закона Пермской области от 30.08.2001 года N1685-296 (в ранее действовавшей редакции) установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Также, в соответствии со ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» ответчик ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку ему в <.....> году на праве собственности принадлежала <.....> доли в праве собственности на квартиру по адресу: <АДРЕС> право собственности возникло (дата) года (л.д. 25, ).

Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами.

Согласно Закону РФ от 09.12.1991 № 2003-1 налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2014 года, с учетом коэффициента-дефлятора. Статьей 3 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 установлены ставки налога.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 409 НК РФ).

ФИО1 начислен налог на имущество физических лиц за <.....> год в размере 235 рублей.

Кроме того, ответчик ФИО1, согласно п.1 ст.388 НК РФ, является плательщиком земельного налога, взимаемого с физических лиц.

Ответчику ФИО1 на праве собственности в <.....>. принадлежал земельный участок <.....> по адресу: <АДРЕС>, право собственности, на который возникло - (дата).

В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п.3 ст.396 НК РФ исчисление земельного налога, взимаемого с физических лиц, производится налоговыми органами.

Согласно ст. 394 НК РФ ставки земельного налога и сроки уплаты устанавливаются представительным органом местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок.

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Проведение государственной кадастровой оценки земель осуществляется органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст.397 НК РФ исчисление земельного налога подлежит уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно решению Пермской городской думы от 08.11.2005 № 187 «О земельном налоге на территории города Перми" налогоплательщиками - физическими лицами налог уплачивается на основании налогового уведомления не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ответчику начислен земельный налог за <.....>. в сумме 241 рубля.

Налоговым органом в адрес ФИО1 направлено единое налоговое уведомление №... об уплате налогов по состоянию на (дата) с указанием срока для добровольной уплаты до (дата) (л.д. 17-18).

В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок, ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за неуплату транспортного налога в размере 596,80 рублей, пени за неуплату налога на имущество физических лиц в сумме в сумме 53,65 рублей, а также пени за неуплату земельного налога в размере 24,97 рублей.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ст. ст. 69, 70 НК РФ).

В порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику были выставлены и направлены требования об уплате налога (сбора), пени: №... от (дата). со сроком уплаты до (дата)., №... от (дата). со сроком уплаты до (дата). (л.д. 12-13, 15).

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье <.....> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за <.....>., по налогу на имущество физических лиц за <.....>., по земельному налогу за <.....>, а также пени по указанным налогам.

(дата) по заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за <.....>. в сумме 2 450 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 596,80 рублей, задолженности по налогу на имущество за <.....> год в размере 235 рублей, пени по налогу на имущество в размере 53,65 рублей, задолженности по земельному налогу за <.....>. в размере 241 рубля.

Определением мирового судьи <.....> от (дата). судебный приказ от (дата). был отменен (л.д. 27).

Таким образом, последним днем подачи иска в суд является (дата).

Исковое заявление поступило в суд (дата), то есть по истечении установленного законом срока для его подачи (л.д. 3-4).

Административным истцом подано в суд заявление о восстановлении срока на подачу административного иска, поскольку срок на его подачу пропущен по уважительной причине. Изначально исковое заявление было подано в суд в установленные законом сроки. Определением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от (дата) административное исковое заявление было оставлено без движения в связи с отсутствием уведомления о вручении ответчику копии иска. Определением суда от (дата) исковое заявление возвращено. Конверт, содержащий административное исковое заявление с приложенными документами, плательщиком не получен, конверт вернулся в Инспекцию с отметкой «истек срок хранения» (дата). Орджоникидзевским районным судом г. Перми административное исковое заявление возвращено истцу, инспекцией получено (дата). (л.д. 6-7, 8, 9, 10).

Учитывая изложенное, суд считает необходимым восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления.

Исходя из того, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, и у налогоплательщика ФИО1 возникла обязанность по уплате транспортного налога за <.....>., налога на имущество физических лиц за <.....>., а также земельного налога за <.....>., суд приходит к выводу о том, что требования о взыскании с ФИО1 транспортного налога за <.....>. в сумме 2 450 рублей, налога на имущество физических лиц за <.....>. в сумме 235 рублей, земельного налога за <.....> г. в сумме 241 рубля подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно исковому заявлению, истец просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за <.....>. с пени, начисленными на недоимку по транспортному налогу за <.....> в общей сумме 596 рублей 80 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц за <.....> г. с пени, начисленными на недоимку по налогу на имущество <.....> в общей сумме 53 рубля 65 копеек, а также задолженность по земельному налогу с пени, начисленными на недоимку по земельному налогу за <.....>. в сумме 24 рубля 97 копеек.

Между тем, требований о взыскании недоимки по транспортному налогу за <.....>, недоимки по налогу на имущество за <.....>., а также недоимки по земельному налогу за <.....>., налоговым органом не заявлено.

В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п. 1 п. 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. п. 3, 5 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Статьей 44 НК РФ установлен перечень оснований прекращения обязанности по уплате обязательного платежа, который включает: его уплату, смерть (признание умершим) физического лица, ликвидацию организации.

Таким образом, при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

С учетом положений вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

Из материалов дела усматривается, что недоимка по транспортному налогу за <.....>., недоимки по налогу на имущество за <.....>., а также недоимки по земельному налогу за <.....>. налоговым органом в принудительном порядке не взыскана, ответчиком в добровольном порядке не оплачена, что исключает возможность взыскания штрафных санкций за данный период, поскольку они производны от основного долга.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требования налогового органа о взыскании с ответчика ФИО1 задолженности по пени, начисленным на недоимку по транспортному налогу за <.....>. в сумме 570 рублей 52 копейки, недоимку по налогу на имущество за <.....>. в сумме 51 рубль 13 копеек, а также недоимку по земельному налогу за <.....>. в сумме 22 рубля 39 копеек.

Таким образом, с административного ответчика ФИО1 подлежат взысканию пени начисленные:

- на недоимку по транспортному налогу за <.....>. за период с (дата). по (дата). в размере 26 рублей 28 копеек;

- на недоимку по земельному налогу за <.....>. за период с (дата). по (дата). в размере 2 рубля 58 копеек;

- на недоимку по налогу на имущество физических лиц за период с (дата). по (дата). в размере 2 рубля 52 копейки, исчисленные согласно требованию №... от (дата). (л.д. 12).

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.333.20, п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.290, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании транспортного налога, пени по транспортному налогу, земельного налога, пени по земельному налогу, налога на имущество, пени по налогу на имущество – удовлетворить частично.

Взыскать с административного ответчика ФИО1, (дата) года рождения, уроженца <.....>, проживающего по адресу: <АДРЕС>, в пользу Межрайонной ИФНС России №9 по Пермскому краю:

транспортный налог за <.....>. в сумме 2 450 рублей (КБК18210604012021000110),

- пени по транспортному налогу, начисленные за период с (дата). по (дата)., в сумме 26 рублей 28 копеек (КБК18210604012022100110),

земельный налог за <.....>. в сумме 241 рубля (КБК 18210606042041000110);

пени по земельному налогу за <.....>., начисленные за период с (дата). по (дата)., в сумме 2 рублей 58 копеек (КБК 18210606042042100110);

- налог на имущество физических лиц за <.....>. в сумме 235 рублей (КБК 18210601020041000110);

пени по налогу на имущество за <.....> начисленные за период с (дата). по (дата)., в сумме 2 рубля 52 копейки (КБК 18210601020042100110).

В остальной части исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю к ФИО1 - оставить без удовлетворения.

Взыскать с административного ответчика ФИО1, (дата) года рождения, уроженца <.....>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в срок, не превышающий пятнадцать дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.

Судья (подпись) Е.Е. Макашина

<.....>

<.....>



Суд:

Орджоникидзевский районный суд г. Перми (Пермский край) (подробнее)

Истцы:

Межрайонная ИФНС России №9 по Пермскому краю (подробнее)

Судьи дела:

Макашина Екатерина Евгеньевна (судья) (подробнее)