Решение № 2-3595/2023 от 4 октября 2023 г. по делу № 2-3595/2023Куйбышевский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданское УИД: 78RS0№-94 Дело № Именем Российской Федерации Санкт-Петербург 04 октября 2023 года Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Воробьевой И.А. при секретаре ФИО4 с участием прокурора ФИО5 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение специализированным лечебным питанием, <адрес> Санкт-Петербурга обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 об обязании организовать обеспечение специализированным лечебным питанием. Первоначально иск подан в Фрунзенский районный суд <адрес>, определением которого от ДД.ММ.ГГГГ дело передано на рассмотрение по подсудности в Куйбышевский районный суд <адрес> по месту нахождения ответчика. В обоснование заявленного иска прокурор указал, что ФИО1, рождения ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом, страдает заболеванием: <данные изъяты>. Согласно протоколу врачебной комиссии ДПО № СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 показано специализированное лечебное питание по жизненным показаниям «НутриниДринк с пищевыми волокнами» (NutriniDrink Multi Fibre) с нейтральным вкусом (жидкая форма) из расчета потребности 1825 флаконов в год. Вместе с тем, Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга отказывает в организации льготного обеспечения ребенка данным специализированным питанием. К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Министерство здравоохранения РФ, Комитет финансов Санкт-Петербурга, СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №». Прокурор в судебное заседание явился, требования иска поддержал. Представитель ответчика – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, возражает против требований иска по доводам, изложенным в письменном отзыве. Третьи лица - Министерство здравоохранения РФ, Комитетов финансов Правительства Санкт-Петербурга, СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №» извещены надлежащим образом, в суд представителя не направили, возражений на иск не предоставили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что требования искового заявления подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением. В соответствие с п. 1.3-1. «Положением о Комитете по здравоохранению», утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 1070 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Комитете по здравоохранению", Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление централизованных закупок в случаях, определенных Правительством Санкт-Петербурга. Одной из основных задач Комитета является, согласно п.2.1 Положения, реализация государственной политики Санкт-Петербурга в сфере охраны здоровья граждан. В силу п. 3.7 Положения, Комитет организует оказание населению Санкт-Петербурга обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности. В силу п.3.8 Положения, Комитет организует в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной в пункте 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Таким образом, обеспечение гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации – Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования как за счет бюджета субъекта, так и за счет федеральных субвенций, привлекаемых на эти цели. Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 816-О-О, право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага. Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Согласно п.9 ст.6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды. В силу требований ч.1 ст. 6.2 этого же закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Согласно ч.1 ст.137 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи. В силу части 15 статьи 137 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Согласно п. п. 4.7 Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 502н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации", к компетенции врачебной комиссии относится принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи. Из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение детей-инвалидов лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специализированым питанием по рецептам врачей бесплатно. При этом, суд полагает, что действующие нормы права указывают на приоритет обеспечения инвалида (тем более ребенка-инвалида) в том случае, если причиной такой инвалидности явилось жизнеугрожающее и хроническое прогрессирующее заболевание. Данная позиция отражена, в частности, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29-КГ19-1, указавшей на обязательность принятия необходимых мер для обеспечения права на жизнь и на охрану здоровья инвалидов. Таким образом, суд полагает, что при наличии медицинских показаний (в том числе, по жизненным показаниям) врачебная комиссия вправе принять решение о назначении пациенту конкретного лечебного питания и в случае, если это питание не входит в стандарт медицинской помощи, поскольку при определенных заболеваниях специализированные продукты лечебного питания являются патогенетической терапией, то есть основным или существенным методом лечения. В настоящем случае установлено, что несовершеннолетняя ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом, страдает заболеванием <данные изъяты>. Стандартами медицинской помощи не предусматривается обеспечение ребенка-инвалида лечебным питанием при указанных заболеваниях. Согласно протоколу врачебной комиссии ДПО № СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 показано специализированное лечебное питание по жизненным показаниям «НутриниДринк с пищевыми волокнами» (NutriniDrink Multi Fibre) с нейтральным вкусом (жидкая форма) из расчета потребности 1825 флаконов в год. Суд полагает, что, хотя указанное лечебное питание не входит в стандарт оказания медицинской помощи, однако, поскольку врачебными комиссиями медицинских учреждений принято решение о необходимости обеспечения ФИО1 специализированным лечебным питанием по жизненным показаниям, отказ ответчика в организации обеспечения данным питанием противоречит требованиям закона. Делая данный вывод, суд также учитывает, что избранный медицинскими комиссиями вид специализированного питания не противоречит Перечню специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2023 год, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3731-р. Суд полагает, что отказом Комитета по здравоохранению организовать обеспечение ребенка-инвалида ФИО1 указанным специализированным лечебным питанием нарушены права на жизнь и здоровье ребенка, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению. В качестве способа восстановления нарушенного права суд полагает возможным обязать Комитет по здравоохранению организовать обеспечение ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированным лечебным питанием «НутриниДринк с пищевыми волокнами» (NutriniDrink Multi Fibre) с нейтральным вкусом (жидкая форма) из расчета потребности 1825 флаконов в год. Довод ответчика об отсутствии достаточного финансирования не может быть положен в основу отказа в настоящем иске, поскольку по своей природе этот довод является неправовым. По мнению суда, противоположная позиция фактически обесценила бы установленную гарантию на обеспечение ребенка-инвалида государственной социальной помощью в виде набора социальных услуг на льготной основе, поскольку предоставление такой помощи должно быть своевременным и полным. Согласно ч.1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Суд, с учетом ходатайства прокурора, считает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению, учитывая необходимость ежедневного приема ФИО1 назначенного безальтернативного специализированного лекарственного питания на постоянной основе и по жизненным показаниям, а также тяжесть заболевания ребенка и его инвалидность. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 197- 199 ГПК РФ, суд Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО2 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение специализированным лечебным питанием – удовлетворить. Обязать Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга организовать обеспечение ребенка-инвалида ФИО1, рождения ДД.ММ.ГГГГ, специализированным продуктом лечебного питания - смесью «НутриниДринк с пищевыми волокнами» (NutriniDrink Multi Fibre) с нейтральным вкусом (жидкая форма) по жизненным показаниям для энтерального питания на весь срок лечения из расчета потребности 1825 флаконов в год. Решение суда обратить к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд. Судья: Суд:Куйбышевский районный суд (Город Санкт-Петербург) (подробнее)Судьи дела:Воробьева И.А. (судья) (подробнее) |