Решение № 2А-2511/2020 2А-2511/2020~М-2492/2020 М-2492/2020 от 26 октября 2020 г. по делу № 2А-2511/2020

Ленинский районный суд (город Севастополь) - Гражданские и административные



<данные изъяты>

производство №2а-2511/2020


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

26 октября 2020 года г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего Степановой Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Самохваловой Н.П.,

с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по иску ФИО1 к начальнику 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», Федеральному государственному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ о признании незаконным решения, обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:


ФИО1 обратился в суд с административным иском к начальнику 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» о признании незаконным решения административного ответчика №№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве члена семьи внука истца – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязать административного ответчика отменить вышеуказанное решение, повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в качестве члена семьи внука ФИО3; признать незаконным бездействие административного ответчика, выражающееся в неотнесении истца к числу лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений (жилищных субсидий) вне очереди; обязать административного ответчика установленным порядком включить административного истца в число лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищных субсидий) вне очереди.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В дальнейшем, на основании решений Севастопольского гарнизонного военного суда на учет совместно с ним приняты еще 7 членов его семьи: ФИО После увольнения с военной службы ДД.ММ.ГГГГ у совместно проживающей с административным истцом дочери ФИО4 родился сын ФИО3, который со своего рождения стал проживать совместно в занимаемой истцом служебной квартире, а с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно зарегистрирован по адресу. Административный истец обратился к ответчику с заявлением о включении внука в состав семьи, однако административным ответчиком отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Кроме того, административным ответчиком до настоящего времени истец не включен в состав находящихся на учете лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений (жилищных субсидий) вне очереди, как лицо, имеющее трех детей.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», Министерство обороны Российской Федерации; в качестве заинтересованного лица - Мойсиенко. А.В..

Административный истец и его представитель в судебном заседании на административном иске настаивали по изложенным в нем основаниям.

Представители административных ответчиков ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» 1 отдел (г. Севастополь) в лице начальника 1 отдела, Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В деле имеются письменные возражения, в соответствии с которыми представитель просила отказать в удовлетворении административного иска.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явилась, до начала судебного заседания представила заявление о рассмотрении административного иска в ее отсутствии.

Суд, с учетом мнения административного истца, его представителя полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения административного истца, его представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением 1 отдела ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № № военнослужащий ФИО1 и его супруга ФИО6 с 14 августа 2018 года приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Этим же решением установлено отсутствие оснований для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях дочерей военнослужащего – ФИО а также внуков ФИО

Решением Севастопольского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ года признано незаконным решение начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 25.09.2018 года № в части отказа ФИО1 принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма его дочерей ФИО На начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма членов семьи военнослужащего ФИО1 – дочерей ФИО

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ года вышеуказанное решение оставлено без изменения.

Решением Севастопольского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ года признано незаконным решение начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № об отказе ФИО1 принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма его внучки ФИО7 На начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма внучки ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ

Решением заместителя начальника 1 отдела (г. Севастополь) от ДД.ММ.ГГГГ года №, на основании состоявшихся судебных актов, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма члены семьи ФИО1:

ФИО

ФИО

ФИО

ФИО

ФИО

Решением начальника 1 отдела ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 17 июня 2020 г. № 12/сев отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма внука ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ в составе семьи военнослужащего. Основанием для принятия решения послужило то обстоятельство, что у малолетнего имеются родители, на которых действующим законодательством возложена обязанность по содержанию своих несовершеннолетних детей, ребенок находится на полном содержании своих родителей, и к членам семьи ФИО1 не относится.

Не согласившись с вышеуказанным решением, ФИО1 обратился в суд за защитой нарушенных прав.

Гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются установленные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено этим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе военнослужащих» при решении вопроса о том, кого следует семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Семейного кодекса Российской Федерации.

В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", указано, что в соответствии с п. 5 ст. 2 Закона N 76-ФЗ на других родственников (не являющихся членами его семьи) социальные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом для членов семей военнослужащих, могут распространяться только при условии нахождения этих лиц на иждивении военнослужащего.

Согласно положений ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" внуки кормильца признаются нетрудоспособными членами его семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (пп. 1. п. 2 ст. 9).

Как усматривается из материалов дела, у малолетнего внука ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ имеются родители, которые в соответствии со ст.ст. 63, 80 Семейного кодекса РФ обязаны содержать своего малолетнего сына. При этом закон обязанность родителей по содержанию своих детей в зависимость от наличия или отсутствия у родителей необходимых для содержания детей денежных средств не ставит. Родители малолетнего находятся в трудоспособном возрасте, и в силу закона они должны нести в отношении своего ребенка обязанности по его содержанию.

Сам по себе факт проживания малолетнего со своим дедом, при наличии у него родителей, не является достаточным основанием для признания его находящимся на иждивении военнослужащего.

Довод административного истца о том, что он вселил внука в качестве члена семьи, сам по себе не может служить основанием для удовлетворения его требований с целью признания за несовершеннолетним права на обеспечение жилищной субсидией в составе семьи истца.

Учитывая, что факт предоставления внуку полного содержания, которое являлось бы для него постоянным и основным источником средств к существованию, не подтвердился, суд приходит к выводу, что малолетний ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан находящимся на иждивении ФИО1 членом семьи в целях получения льгот, предусмотренных ФЗ "О статусе военнослужащих".

Указанное свидетельствует о том, что у административного ответчика отсутствовали основания для принятия на учет внука ФИО1 в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Ссылка на состоявшиеся судебные решения о признании иных внуков, нуждающимися в предоставлении жилых помещений, не может быть признана состоятельной, поскольку позиция военного суда сформирована по конкретному делу с учетом требований заявителя в указанных им аспектах и с вопросами, рассмотренными в настоящем административном деле, не связана, оснований для применения положений ч. 2 ст. 64 КАС РФ не имеется.

Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено принятие на учет нуждающихся в жилом помещении членов семьи после увольнения военнослужащего.

Согласно пп. 1 и 17 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их и членов их семей жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений (жилищная субсидия) либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

При этом военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, признанным нуждающимися в жилых помещениях, имеющим трех и более детей, жилищная субсидия предоставляется вне очереди.

Для разрешения заявленного спора юридически значимым является установление категории лиц, подпадающих в силу закона под определение ребенка, при наличии которых родители - военнослужащие могут рассчитывать на получение от государства социальной гарантии в виде внеочередного обеспечения жильем, в том числе путем предоставления им жилищной субсидии.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотренные этим законами другими федеральными законами социальные гарантии и компенсации распространяются как на военнослужащего, так и на членов его семьи, к которым в частности относятся супруга (супруг) военнослужащего, его несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.

Указанные социальные гарантии и компенсации также могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о праве военнослужащего и членов его семьи на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться не только нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", но иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности ЖК РФ и СК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Наряду с этим ст. 20 и 21 ГК РФ определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает и лишь местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

К тому же способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Конституция Российской Федерации, обеспечивая государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также устанавливая гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38), предписывает законодателю определить меры экономических, социальных, правовых гарантий соблюдения и реализации прав и свобод, обеспечивающих достойное существование, уровень и качество жизни семьи, включая детей и их родителей, а также механизмы и институты осуществления этих гарантий с учетом социально приемлемого уровня жизни и благосостояния граждан, финансовых, экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Во исполнение данных требований законодатель в целях создания правовых и социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, признавая детство важным этапом жизни человека, исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, в Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определил, что ребенком признается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Таким образом, анализ изложенных правовых норм указывает на то, что право на внеочередное обеспечения жильем военнослужащих, имеющих трех и более детей, не носит абсолютно безусловного характера и находится в прямой зависимости не только от числа детей, но и от совокупности законодательно определенных условий, связанных с местом жительства этих детей, их возрастом, состоянием здоровья, положением в обществе и другими имеющими значение обстоятельствами.

В судебном заседании установлено, и не опровергнуто административным истцом и его представителем, что на момент принятия жилищным органом в 2018 г.-2019 г. решений о признании ФИО1 и членов его семьи, включая трех дочерей, нуждающимися в жилом помещении, его дочери достигли совершеннолетия и к категории лиц, перечисленных в п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не относились, то есть были способны своими действиями без каких-либо ограничений приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Не утратили они такую способность и в настоящее время.

При таких данных факт наличия у административного истца трех дочерей сам по себе его право на получение жилищной субсидии вне очереди не предопределяет.

Доказательств иных законных оснований внеочередного обеспечения ФИО1 жилищной субсидией материалы дела не содержат, и в суд не представлено, как не представлено данных об обращении административного истца с заявлением о получении жилищной субсидии вне очереди.

С учетом изложенного, 1 отдел ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации при рассмотрении заявления ФИО1 обоснованно не нашел оснований для принятия внука ФИО3 на учет нуждающихся в жилом помещении как члена семьи военнослужащего. Решение принято уполномоченным должностным лицом, является законным и обоснованным, а исковые требования ФИО1 подлежащими оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 175-189 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:


Административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 27.10.2020 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Ю.С. Степанова



Суд:

Ленинский районный суд (город Севастополь) (подробнее)

Судьи дела:

Степанова Юлия Сергеевна (судья) (подробнее)