Решение № 2А-1421/2020 2А-1421/2020~М-1317/2020 М-1317/2020 от 28 октября 2020 г. по делу № 2А-1421/2020Лысьвенский городской суд (Пермский край) - Гражданские и административные Дело № 2а-1421/2020 копия ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Лысьва 28 октября 2020 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Батуевой при секретаре Савиных рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьве административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, суд 30.09.2020 Межрайонная ИФНС № 6 по Пермскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц за 2014 г. - 64,00 руб., за 2015г. – 149,00 руб., и пени 7,07 руб., всего 220,07 руб. В обоснование заявленных требований указав, что ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС в качестве налогоплательщика, в 2014-2015г. являлся собственником недвижимого имущества-квартиры <адрес>, которое является объектом налогообложения. За 2014г. был исчислен налог в сумме 64,00 руб., за 2015г - 149,00 руб., о чем направлены уведомления с установлением сроков уплаты, однако суммы налога в установленный срок в бюджет не поступили. За несвоевременную уплату налога на основании ст. 75 НК РФ начислена пени в сумме 7,07 руб. На основании ст. 69. 70 НК РФ направлены требования об уплате налога с указанием сроков уплаты, которые не были исполнены административным ответчиком. Просит взыскать налог и пени. Также административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления, указав на то, что срок пропущен по уважительной причине, поскольку налоговым органом принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, направлялись требования о взыскании налога и пени. В судебное заседание представитель истца Межрайонной ИФНС № 6 по Пермского краю не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие. Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен по месту регистрации. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Так, в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц в соответствии со статьей 400 НК РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. В соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. В силу статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (статья 406 НК РФ). Ставка налога установлена в соответствии с решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 04.07.2012 № 304/38-12-4 «О внесении изменений в решение городского Собрания города Южно-Сахалинска от 19.07.2005 № 981/113-05-2 «О введении налога на имущество физических лиц». В силу п.2 и п.4 ст. 52 НК РФ, в случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. В соответствии с ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. На основании п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч.3 ст. 48 НК РФ.). В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Как видно из материалов дела, ФИО1 в 2014-2015гг являлся собственником недвижимого имущества: квартиры, <адрес>, то есть административный ответчик являлся плательщиком налога на имущество физических лиц за указанный налоговый период (л.д.17,19). Административному ответчику начислен налог на имущество физических лиц за 2014г. в сумме 64,00 руб., за 2015г - 149,00 руб., о чем направлены уведомления с установлением сроков уплаты № 627739 от 05.05.2015, № 130473504 от 13.09.2016 (л.д.13-16) Исчисленная сумма налогов ответчиком не была уплачена. В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить пени (ст. 75 НК РФ). За несвоевременную уплату налога ФИО1 на основании ст. 75 НК РФ начислена пеня в сумме 7,07 руб. (л.д.10) В связи с тем, что ФИО1 обязанность по уплате налога и пени в установленный срок не исполнил, в его адрес направлены требования об уплате налога № № 567782 от 07.10.2015 со сроком уплаты 27.10.2015, № 21730 от 24.04.2017 со сроком уплаты 27.06.2017, которые не были исполнены административным ответчиком (л.д.8-12). Основания и порядок принудительного взыскания налога с физического лица установлены ст. 48 НК РФ. По общему правилу в соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, п. 2 ст. 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Вместе с тем, п. 2 ст. 48 НК РФ предусмотрены специальные сроки обращения в суд за взысканием задолженности исходя из суммы налога. Так, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48). Срок исполнения самого раннего требования № 567782от 07.10.2015 истек – 27.10.2015, однако сумма общей заложенности по налогам не превысила 3000 руб., соответственно налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Таким образом, срок для обращения в суд истек 27.04.2019г. Административный истец обратился в суд с иском о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций 30.09.2020, то есть с пропуском установленного шестимесячного срока. В силу п.4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, указывая на то, что пропуск срока допущен по уважительной причине, в связи с принятием налоговым органом мер по взысканию задолженности, направлению требований. По мнению суда, приведенные налоговым органом причины пропуска не могут являться уважительными, поскольку анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине. Само по себе принятие налоговым органом мер по взысканию задолженности о наличии уважительных причин не свидетельствует. Более того, обращение в суд последовало через продолжительный срок после истечения установленных законом сроков. Таким образом, в удовлетворении административного иска следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю в удовлетворении административного искового заявления к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 64,00 рублей, за 2015 год в сумме 149,00 рублей, и пени 7,07 рублей, всего 220,07 рублей, отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения. Председательствующий: подпись. Копия верна. Г.Г.Батуева Суд:Лысьвенский городской суд (Пермский край) (подробнее)Судьи дела:Батуева Гузалия Габдулловна (судья) (подробнее) |