Решение № 2А-739/2020 2А-739/2020~М-736/2020 М-736/2020 от 19 октября 2020 г. по делу № 2А-739/2020Калачеевский районный суд (Воронежская область) - Гражданские и административные ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Калач 19 октября 2020 г. Калачеевский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего Соляной И.В., при секретаре Гребенниковой П.Ю., с участием представителя административного истца помощника прокурора Калачеевскогорайона Воронежской области ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Калачеевского района Воронежской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию Калачеевского муниципального района Воронежской области «Районное водоснабжение» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении, Прокурор Калачеевского района Воронежской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиемо признании незаконным бездействие Муниципального предприятия Калачеевского муниципального района Воронежской области «Районное водоснабжение», выразившееся в непринятии мер при производстве контроля качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети; и возложении обязанности на Муниципальное предприятие Калачеевского муниципального района Воронежской области «Районное водоснабжение»производить контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети в соответствии с требованиями санитарного законодательства со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований административный истец указал на следующие обстоятельства: Прокуратурой района по поручению прокуратуры Воронежской области проведена проверка исполнения Муниципальным предприятием Калачеевского муниципального района Воронежской области «Районное водоснабжение» требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, в ходе которой выявлены нарушения. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999№52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания. В соответствии со статьей 19 ФЗ №52 питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 №24 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01). Согласно п. 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в таблице 8. Так, при количестве обслуживаемого населения от 20 до 50 тысяч человек необходимо производить отбор не менее 30 проб в месяц. Длина разводящей водопроводной сети по городу Калач, Заброденскому, Краснобратскому, Пригородному сельским поселениям составляет 183.9 км., количество абонентов - 21452 человека. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что количество проб отобранных МП «Райводснаб» за 9 месяцев 2020 года равно 26: январь - 24; февраль - 0; март - 0; апрель - 0; май - 0; июнь - 2; июль - 0; август - 0, сентябрь - 4. Ранее прокуратурой Калачеевского района выявлялись аналогичные нарушения, в связи с чем 04.03.2020 директору МП «Райводснаб» вносилось представление об устранении нарушений законодательства. Внесенное прокуратурой района представление рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения продолжают допускаться. Бездействие со стороны МП «Райводснаб» создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц. В силу требований ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Калачеевскогорайона Воронежской области ФИО1 поддержал административные исковые требования по вышеизложенным основаниям. Уточнил, что требования сформулированы без учета количества населения и количества проверок в месяц намеренно, так как количество населения может меняться. Но в целом административный истец имел в виду именно п. 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01. Представитель административного ответчика МП Калачеевского муниципального района Воронежской области «Районное водоснабжение» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Выслушав представителейадминистративного истца и административного ответчика,суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии со статьей 18 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Согласно статье 19Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. В силу п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке. Согласно п. 3.6 вышеуказанных СанПиН количество исследуемых проб воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы водоснабжения индивидуально с учетом предложений центра Госсанэпиднадзора, но не должны быть ниже установленных настоящими санитарными правилами. В соответствии с п. 4.2вышеуказанных СанПиН производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. В соответствии с п. 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" и п. 4.3, 4.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" кратность отбора проб лабораторного производственного контроля качества горячей воды составляет 30 проб в месяц при количестве обслуживаемого населения от 20000 человек до 50000 человек. Однако указанные требования закона МП «Райводоснаб» не выполнило. Как видно из материалов дела, в ходе проведения прокуратуройКалачеевского района Воронежской областипо поручению прокуратуры Воронежской области проверки исполнения Муниципальным предприятием Калачеевского муниципального района Воронежской области «Районное водоснабжение» требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, в ходе которой установлено, что исследования качества воды проводятся не регулярно. Так, при количестве обслуживаемого населения от 20 до 50 тысяч человек необходимо производить отбор, согласно п. 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 не менее 30 проб в месяц. 04.03.2020 года прокуратурой Калачеевского района вынесено директору МП «Райводснаб» представление об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования (л.д. 7-9). Внесенное прокуратурой района представление ответчиком рассмотрено, с указанными нарушениями представитель ответчика согласился, в связи с чем за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей к главному инженеру применено дисциплинарное взыскание в виде замечания (л.д. 10, 11), однако до настоящего времени нарушения продолжают допускаться, что и послужило основанием обращения с административным иском, поскольку указанное бездействие со стороны МП «Райводснаб» может создать угрозу причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц (л.д. 12). При длине разводящей водопроводной сети по городу Калач, Заброденскому, Краснобратскому, Пригородному сельским поселениям, составляющей 183.9 км., количество абонентов составляет 21452 человека. Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, и не опровергнуто ответчиком в ходе судебного разбирательства, что количество проб отобранных МП «Райводснаб» за 9 месяцев 2020 года не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 и составило: в январе - 24; в феврале - 0; в марте - 0; в апреле - 0; в мае - 0; в июне - 2; в июле - 0; в августе - 0, в сентябре– 4, при установленном не менее 30 проб в месяц (л.д. 12). Таким образом, суд, исходя из установленных обстоятельств и изложенных выше положений нормативных правовых актов, пришел к выводу опризнании незаконным бездействие Муниципального предприятия Калачеевского муниципального района Воронежской области «Районное водоснабжение», выразившееся в непринятии мер при производстве контроля качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети, поскольку МП «Райводснаб» обязано выполнять требования санитарного законодательства, в том числе осуществлять контрольк качеству воды централизованных систем питьевого водоснабженияв соответствии с требованиями, предусмотренными федеральным законодательством. Поэтому, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает административный иск обоснованным, подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218 КАС РФ, суд Признать незаконным бездействие Муниципального предприятия Калачеевского муниципального района Воронежской области «Районное водоснабжение», выразившееся в непринятии мер при производстве контроля качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети. Обязать Муниципальное предприятие Калачеевского муниципального района Воронежской области «Районное водоснабжение»производить контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети в соответствии с требованиями п. 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" со дня вступления решения суда в законную силу. Мотивированное решение будет изготовлено 19 октября 2020 г. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме, т.е. с 19 октября 2020 года. Судья И.В. Соляная 1версия для печати Суд:Калачеевский районный суд (Воронежская область) (подробнее)Истцы:Прокуратура Калачеевского района (подробнее)Ответчики:МП Калачевеского муниципального района Воронежской области "Районное водоснабжение" (подробнее)Судьи дела:Соляная Ирина Владимировна (судья) (подробнее) |