Решение № 2А-354/2020 2А-354/2020~М-340/2020 М-340/2020 от 6 октября 2020 г. по делу № 2А-354/2020

Акбулакский районный суд (Оренбургская область) - Гражданские и административные



№ 2а-354/2020


РЕШЕНИЕ


именем Российской Федерации

п. Акбулак 06 октября 2020 года

Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Стойко С.В. при секретаре Кузьминовой Т.В., с участием представителя административного истца - помощника прокурора Акбулакского района ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Акбулакского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации муниципального образования Базартюбинский сельсовет Акбулакского района Оренбургской области об обязании принять меры по организации ликвидации несанкционированной свалки отходов,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор Акбулакского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, в обоснование указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства администрацией муниципального образования Базартюбинский сельсовет Акбулакского района Оренбургской области (далее МО Базартюбинский сельсовет) при осуществлении сбора и вывоза бытовых отходов с территории населенных мест.

В ходе обследования территории муниципального образования Базартюбинский сельсовет в <адрес>, выявлена несанкционированная свалка отходов.

Так, на землях населенных пунктов, в <адрес> от дома <адрес>, выявлена несанкционированная свалка, площадью 30 кв.м. (5х6 метров), представленная следующими видами отходов:

- отходы упаковочной бумаги незагрязненные (5 класс опасности отхода, код по ФККО 4 05182 01 60 5), по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 г. № 242 ФККО (далее - ФККО);

- отходы продукции из целлофана незагрязненные (5 класс опасности отхода, код по ФККО 4 34199 0120 5);

- отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (5 класс опасности отхода, код по ФККО 4 34110 04 51 5);

- тара стеклянная незагрязненная (5 класс опасности отхода, код по ФККО 4 51102 00 20 5).

Несоблюдение администрацией муниципального образования Базартюбинский сельсовет требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в части участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, влечет нарушение законных прав и интересов граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории МО Базартюбинский сельсовет, что является нарушением ст. 8 Закона № 52-ФЗ, которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Просят обязать администрацию МО Базартюбинский сельсовет в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по организации ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в <адрес> от дома <адрес>

Представитель административного истца – помощник прокурора Акбулакского района ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель административного ответчика - глава администрации МО Базартюбинский сельсовет ФИО4, в судебное заседание не явился о месте, времени и дате судебного разбирательства извещен надлежаще, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть административное дело в свое отсутствие, указав, что иск признает в полном объеме.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав прокурора, изучив материалы дела, пришёл к следующему.

В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласноч. 3 ст.14Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Статьей 4 Закона Оренбургской области от 13.01.2005 № 1775/304-III –ОЗ «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» (с изменениями от 12.11.2014 № 2702/761-У-ОЗ) предусмотрено, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляются иные вопросы, предусмотренные ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Уставом муниципального образования также закреплено, что к вопросам местного значения Базартюбинского сельсовета, относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ст. 5 Устава).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования Базартюбинский сельсовет в <адрес>, выявлена несанкционированная свалка отходов.

На землях населенных пунктов, в <адрес> от дома <адрес> выявлена несанкционированная свалка, площадью 30 м2 (5х6 метров), представленная следующими видами отходов:

- отходы упаковочной бумаги незагрязненные (5 класс опасности отхода, код по ФККО 4 05182 01 60 5), по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 г. № 242 ФККО (далее - ФККО);

- отходы продукции из целлофана незагрязненные (5 класс опасности отхода, код по ФККО 4 34199 0120 5);

- отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (5 класс опасности отхода, код по ФККО 4 34110 04 51 5);

- тара стеклянная незагрязненная (5 класс опасности отхода, код по ФККО 4 51102 00 20 5).

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 21 Закона № 52-ФЗ, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должны отвечать санитарным правилам.

В силу ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Несоблюдение администрацией муниципального образования Базартюбинский сельсовет требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в части участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, влечет нарушение законных прав и интересов граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории МО Базартюбинский сельсовет, что является нарушением ст. 8 Закона № 52-ФЗ, которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством (ст. 2 ГК РФ). Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости восстановления нарушенных прав и их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ, при этом одним из способов защиты указанных прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

При таких обстоятельствах, требования административного истца к административному ответчику основаны на законе, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


Административное исковое заявление прокурора Акбулакского района, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Базартюбинский сельсовет Акбулакского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по организации ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в <адрес> от дома <адрес>

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Акбулакский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.10.2020 года.

Судья



Суд:

Акбулакский районный суд (Оренбургская область) (подробнее)

Судьи дела:

Стойко С.В. (судья) (подробнее)