Решение № 2-1102/2020 2-1102/2020~М-1027/2020 М-1027/2020 от 25 ноября 2020 г. по делу № 2-1102/2020




Дело № 2-1102/2020

83RS0001-01-2020-001594-43


РЕШЕНИЕ


именем Российской Федерации

25 ноября 2020 года г. Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Волковой О.Н..,

с участием прокурора Жиркова В.Г.,

при секретаре Ярмухаметовой Э.И.,

рассмотрев на открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию Заполярного района «Севержилкомсервис» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, вод и санитарно – эпидемиологического законодательства,

установил:


заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному предприятию Заполярного района «Севержилкомсервис» (далее по тексту – МП ЗР «Севержилкомсервис») о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, вод и санитарно – эпидемиологического законодательства.

В обоснование требований указал, что в ходе проведения прокуратурой проверки в деятельности ответчика выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, вод и санитарно – эпидемиологического законодательства, в частности установлено, что МП ЗР «Севержилкомсервис» при помощи блочной – модульной водоподготовительной установки контейнерного типа осуществляется использование водного объекта – р. Большая Щелиха в качестве источника водоснабжения в п. Индига Ненецкого автономного округа, при этом в нарушение положений действующего законодательства зоны санитарной охраны источника водоснабжения не установлены, границы зон санитарной охраны не утверждены. Полагает, что данные нарушения нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, загрязнение источника водоснабжения.

В судебном заседании прокурор Жирков В.Г. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Ответчик МП ЗР «Севержилкомсервис» согласно направленному ходатайству просил провести судебное заседание в отсутствие своего представителя, указывая на признание исковых требований.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, заслушав прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Статья 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон № 52-ФЗ) гарантируют каждому право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ (далее ВК РФ) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

В соответствии со ст. 37 ВК РФ водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.

В силу ч. 1 ст. 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Частью 2 ст.43 ВК РФ предусмотрено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ).

Как следует из пунктов 1.4 и 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. При этом зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Судом установлено, что на праве хозяйственного ведения МП ЗР «Севержилкомсервис» передана блочно – модульная водоподготовительная установка контейнерного типа, расположенная по адресу: Ненецкий автономный округ, р. Большая Щелиха в качестве источника водоснабжения в п. Индига Ненецкого автономного округа

Судом установлено, что ответчиком, одним из основных видов уставной деятельности которого является, в том числе водоснабжение, на территории п. Индига при помощи блочно – модульной водоподготовительной установки контейнерного типа осуществляется использование водного объекта – р. Большая Щелиха. Вместе с тем, в нарушение перечисленных норм права, зоны санитарной охраны источника водоснабжения (р. Большая Щелиха) не установлены, границы зон санитарной охраны не утверждены.

Наличие выявленных нарушений, а также необходимость их устранения ответчиком не оспаривается, заявленные требования признаны ответчиком.

Поскольку наличие указанных нарушений может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, загрязнение источника водоснабжения, что недопустимо, тогда как МП ЗР «Севержилкомсервис» обязано в силу СанПиН 2.1.4.1110-02 устранить выявленные нарушения, то суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.

Принимая во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить ответчику для исполнения решения суда, временные затраты на них, существо права, подлежащего защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения, суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности в срок до 31.12.2021, как просит прокурор, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета подлежит ко взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:


исковое заявление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию Заполярного района «Севержилкомсервис» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, вод и санитарно – эпидемиологического законодательства удовлетворить.

Обязать муниципальное предприятие Заполярного района «Севержилкомсервис» в срок до 31 декабря 2021 года разработать проект зон санитарной охраны поверхностного источника питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения п. Индига Ненецкого автономного округа – р. Большая Щелиха в районе п. Индига и направить его для утверждения в Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа.

Взыскать с муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 300 руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Нарьян-Марский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2020 года

Председательствующий О.Н.Волкова



Суд:

Нарьян-Марский городской суд (Ненецкий автономный округ ) (подробнее)

Судьи дела:

Волкова Ольга Николаевна (судья) (подробнее)