Решение № 2-5625/2020 2-5625/2020~М-5724/2020 М-5724/2020 от 5 ноября 2020 г. по делу № 2-5625/2020




ЗАОЧНОЕ
РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

05 ноября 2020 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Морозовой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5625/2020 по иску ФИО1 к Казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия», Обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «ТехРент» и ООО «ПСК Строитель» о взыскании денежной суммы,

установил:


ФИО1 обратилась в суд с требованиями к Казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» и ООО «ТехРент» о взыскании 522.620 руб. в возмещение ущерба, причиненного в результате повреждения в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) ДД.ММ.ГГГГ принадлежащей ей автомашины «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак №. В обоснование иска указано на послужившее ДТП нарушение ответчиками требований по организации надлежащего содержания дороги.

В качестве соответчика по спору привлечено ООО «ПСК Строитель».

В судебное заседание участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени разбирательства, в том числе имея в виду ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (РФ) и п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25, не явились, что дает основание для разрешения спора в заочном порядке.

Исследовав представленные письменные материалы, а также гражданское дело Петрозаводского городского суда Республики Карелия №, суд считает, что разрешаемые требования подлежат частичному удовлетворению.

ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> находящейся в ведении Республики Карелия автодороги <данные изъяты> ФИО2, управляя принадлежащим ФИО1 автомобилем «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак №, совершил наезд на выбоину в проезжей части.

Расчетная стоимость восстановительного ремонта машины согласно положенному в основу иска заключению <данные изъяты> составит 729.936 руб. без учета износа транспортного средства и 512.620 руб. с учетом такого износа. За услуги оценки истцом оплачено 5.000 руб., а за эвакуацию автомобиля с места ДТП – 10.000 руб.

Нарушений Правил дорожного движения (ПДД) РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, в действиях ФИО2 не усматривается. Вместе с тем в соответствии со ст.ст. 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в связи с чем суд принимает во внимание следующее.

Содержание дорог должно обеспечивать их безопасность (ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). При этом в силу ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Из материалов проверки обстоятельств ДТП органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) следует, что автоавария произошла из-за наличия в дорожном полотне выбоины. Утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установлен перечень требований, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог. В частности, покрытие проезжей части дорог не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений. Оговоренные данным стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы и дороги городов и других населенных пунктов, а в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

Согласно составленному на месте ДТП акту ГИБДД с позиций безопасности дорожного движения выбоина, в которую попал автомобиль «Инфинити», являясь фактическим препятствием, отнесена к недостаткам содержания дороги.

В силу учредительных документов в системе механизма реализации государственными органами Республики Карелия своих функций Казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» создано для организации на территории Республики Карелия выполнения работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Основная цель деятельности данного ответчика – обеспечение сохранности таких дорог и осуществление в отношении них дорожной деятельности. Её достижение реализуется посредством организации соответствующих закупок в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и контроля за исполнением заключенных таким образом государственных контрактов. Автодорога, где произошло ДТП, на момент аварии в установленном порядке была передана на содержание ООО «ТехРент» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, как лицо не обязанное к содержанию дороги и обеспечению безопасности дорожного движения, а также не производившее на этой дороге каких-либо ремонтных работ, Казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» не является надлежащим ответчиком по спору. В действиях данной организации или ее работников отсутствует вина в обозначаемом истцом деликтном обязательстве. Работы, признаваемые деятельностью источника повышенной опасности, данный ответчик тоже не вел, следовательно, основания для возложения на него гражданско-правовой ответственности, на которой настаивает инициатор судебного спора, без вины также отсутствуют.

Вместе с тем ООО «ТехРент» объективно не обеспечило на закрепленной за ним автодороге нормативные условия безопасности дорожного движения, что в силу ст.ст. 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ свидетельствует о правомерности притязаний истца относительно спорного денежного взыскания.

Возражения по цене иска не заявлены, доказательства таких возражений не представлены. Анализ же исследованных судом документов о характере повреждений автомобиля ФИО1 указывает на соотношение этих повреждений с расчетной величиной причиненного истцу ущерба.

Грубой неосторожности имея в виду п. 2 ст. 1083 Гражданского кодекса РФ не установлено. При этом первичным материалом органов ГИБДД об автоаварии зафиксировано, что место ДТП не находится в зоне действия каких-либо дорожных знаков.

ДД.ММ.ГГГГ между Казенным учреждением Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» и ООО «ПСК Строитель» заключен государственный контракт № на ремонт автомобильной дороги <данные изъяты> км выборочно участками. Но на участке, где произошла авария с машиной истца, ремонтные работы производились ДД.ММ.ГГГГ, а на временной период, предшествующий непосредственному началу таких работ на конкретных участках автодороги, эти её участки на содержание ООО «ПСК Строитель» не передавались, контракт с ООО «ТехРент» не прерывался и не приостанавливался. Соответственно, поскольку авария в июле 2020 года объективно не связана с работами ООО «ПКС Строитель» в сентябре 2020 года, данный ответчик также признается ненадлежащим.

При таких обстоятельствах ко взысканию в возмещение ущерба с ООО «ТехРент» в пользу ФИО1 подлежат 522.620 руб. (512.620 + 10.000). Кроме того, данный ответчик в порядке ст.ст. 94, 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, 333.19 Налогового кодекса РФ и п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 обязан компенсировать истцу 8.426 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины и 5.000 руб. досудебного исследования состояния поврежденной машины.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:


Иск ФИО1 к Казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия», Обществу с ограниченной ответственностью «ТехРент» и Обществу с ограниченной ответственностью «ПСК Строитель» о взыскании денежной суммы удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ТехРент» в пользу ФИО1 522.620 руб. в возмещение материального ущерба и 13.426 руб. в возмещение судебных расходов.

В остальной части иска отказать.

Ответчики вправе подать в Петрозаводский городской суд Республики Карелия заявление о пересмотре решения в течение 7 дней со дня получения его копии.

Судья К.Л.Мамонов



Суд:

Петрозаводский городской суд (Республика Карелия) (подробнее)

Судьи дела:

Мамонов К.Л. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Упущенная выгода
Судебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ

Ответственность за причинение вреда, залив квартиры
Судебная практика по применению нормы ст. 1064 ГК РФ

Возмещение убытков
Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ