Решение № 2А-283/2024 2А-283/2024~М-262/2024 М-262/2024 от 23 декабря 2024 г. по делу № 2А-283/2024




№ 2а-283/2024

22RS0019-01-2024-000454-24


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

с. Завьялово 24 декабря 2024 года

Завьяловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кулибякина А.Г.,

при секретаре Чернышовой О.А.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании налога и пени,

установил:


Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество. Требования обоснованы тем, что ФИО1 является владельцем транспортных средств:

- <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговым органом исчислен транспортный налог по указанным объектам за 2018 год в сумме 1875 рублей, за 2019 год в сумме 2195 рублей, за 2020 год в сумме 2515 рублей, за 2021 год в сумме 1875 рублей, за 2022 год в сумме 1875 рублей. Налогоплательщику ФИО1 27.06.2019, 03.08.2020, 01.09.2021, 01.09.2022, 05.08.2023 направлялись налоговые уведомления на уплату транспортного налога за 2018,2019,2020,2021,2022 годы. В связи с неуплатой начисленных сумм налогов, в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику 24.07.2023 направлено требование об уплате задолженности № 150108 на сумму 7569 руб. 55 коп. в добровольном порядке в срок до 17 ноября 2023 г.

Непогашенный остаток по транспортному налогу за 2018 г. составляет 1875 рублей, непогашенный остаток по транспортному налогу за 2019 г. составляет 2195 рублей, за 2020 год в размере 2515 рублей, за 2021 год в сумме 1875 рублей, за 2022 год в сумме 1875 рублей. До настоящего времени задолженность по транспортному налогу не погашена.

Кроме того ФИО1 является владельцем земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Налоговым органом исчислен земельный налог по указанному объекту за 2022 год в сумме 427 рублей. Налогоплательщику ФИО1 05.08.2023 направлялось налоговое уведомление на уплату земельного налога за 2022 год. В связи с неуплатой начисленной суммы налогов, в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику 24.07.2023 направлено требование об уплате задолженности № 150108 на сумму 7569 руб. 55 коп. в добровольном порядке в срок до 17 ноября 2023 г.

Непогашенный остаток по земельному налогу за 2022 г. составляет 427 рублей. До настоящего времени задолженность по земельному налогу не погашена.

Суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

По состоянию на 31.12.2022 в ЕНС налогоплательщика были сконвертированы пени в размере 695,64 руб., в том числе:

-по транспортному налогу с физических лиц – 679,82 руб.

-по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений- 15,82 руб.

Задолженность по пене, сконвертированная в ЕНС в размере 695,64 руб., включает в себя суммы пени, по которым ранее налоговым органом принимались меры взыскания в порядке ст.48 НК РФ, а именно:

Требование от 29.20.2015 №81711 на сумму 2110,26 рублей, срок уплаты 16.01.2016. В связи с тем, что задолженность менее 3000 рублей, дальнейших мер к взысканию не применялось. Задолженность по земельному налогу погашена 10.12.2015 в сумме 834 руб., транспортный налог уменьшен 13.12.2017 в сумме 1000 рублей.

Требование от 11.02.2020 №8582 на сумму 1902,54 рублей, срок уплаты 07.04.2020. В связи с тем, что задолженность менее 3000 рублей, дальнейших мер к взысканию не применялось.

Требование от 17.06.2021 №13769 на сумму 1902,54 рублей, срок уплаты 23.11.2021. В связи с тем, что задолженность менее 10 000 рублей, дальнейших мер к взысканию не применялось.

Требование от 22.12.2021 №137194 на сумму 1241,26 рублей, срок уплаты 03.02.2022. В связи с тем, что задолженность менее 10 000 рублей, дальнейших мер к взысканию не применялось.

Согласно данным налогового органа, по состоянию на 31 декабря 2022 года за налогоплательщиком числились следующие суммы задолженности, сконвертированные в ЕНС налогоплательщика.

Налог в сумме -6540 рублей, пени в сумме -795,64 рубля. Итого -7235,64 рубля.

Совокупная обязанность налогоплательщика по уплате налогов по состоянию на 01.01.2023 составила 6540 рублей, в том числе:

-по транспортному налогу за 2018 г. составляет 1555 рублей,

-по транспортному налогу за 2019 г. составляет 1555 рублей,

-по транспортному налогу за 2020 год в размере 1235 рублей,

-по транспортному налогу за 2021 год в сумме 1875 рублей.

Задолженность погашена налогоплательщиком частично на сумму 427 рублей за 2018 год 11.10.2023.

Сумма пени, сконвертированная в ЕНС по состоянию на 01.01.2023 составляет 695,64 рубля. Период расчета пени с 01.01.2023 по 05.02.2024.

Дата начала начисления пени

Дата окончания начисления пени

Вид обязанности

Тип пени

Кол.дней просрочки

Недоимка для пени

ставка

Итого начислено

пени

Итого начислено пени

01.01.2023

23.07.2023

Совокупная обязанность

Пени ЕНС

204

-6540,00

300

7,5

-333,54

24.07.2023

14.08.2023

Совокупная обязанность

Пени ЕНС

22

-6540,00

300

8,5

-40,77

15.08.2023

17.09.2023

Совокупная обязанность

Пени ЕНС

34

-6540,00

300

12

-88,94

18.09.2023

11.10.2023

Совокупная обязанность

Пени ЕНС

24

-6540,00

300

13

-68,02

12.10.2023

29.10.2023

Совокупная обязанность

Пени ЕНС

18

6113,00

300

13

-47,68

30.10.2023

01.10.2023

Совокупная обязанность

Пени ЕНС

33

6113,00

300

15

-100,86

02.12.2023

17.12.2023

Совокупная обязанность

Пени ЕНС

16

8415,00

300

15

-67,32

18.12.2023

05.02.2024

Совокупная обязанность

Пени ЕНС

50

8415,00

300

16

-224,40

итого

-971,53

Сумма пени, доначисленная за период с 01.01.2023 по 05.02.2024 составила 971,53 рубля. По состоянию на 05.02.2024 образовавшееся сальдо расчетов по пене составило 1667,17 рублей.

Расчет пени в размере 1667,17 рублей включает в себя пени в размере 695,64 руб. + 971,53 руб.

Должнику было направлено требование об уплате задолженности № 150108 на сумму 7569 руб. 55 коп. в добровольном порядке в срок до 17 ноября 2023 г.

В связи с неуплатой транспортного налога, земельного налога Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю обратилась в судебный участок Завьяловского района Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ФИО1 недоимки по транспортному налогу, по земельному налогу. 2 мая 2024 г. судебный приказ по гражданскому делу № 2а-1135/2024 о взыскании с ФИО1 недоимок по налогам. мировым судьей судебного участка Завьяловского района Алтайского края отменен.

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю просит суд взыскать с административного ответчика ФИО1 в пользу истца сумму недоимки по налогам в размере 10082 руб. 17 коп., в том числе по транспортному налогу с физических лиц за 2018-2022 годы в размере 7988 руб., по земельному налогу физических лиц в границах сельских поселений за 2022 год в размере 427 руб. 00 коп., пени в размере 1667 руб. 17 коп.

Административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании с административным иском не согласен, поскольку транспортный налог рассчитан неверно, так как принадлежащий ему автомобиль <данные изъяты> относится к транспортному средству категории "В" – легковые автомобили, а соответственно транспортный налог должен быть рассчитан по ставке 10,0, а не по ставке 25,0.

Выслушав пояснения административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

На основании ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ (вступил в силу с 1 января 2023 года) усовершенствован порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа (далее - ЕНП) при введении с 1 января 2023 года института Единого налогового счета (далее - ЕНС).

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.

На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежал уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Правовые основы применения на территории Алтайского края транспортного налога определены Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».

На территории Алтайского края транспортный налог введён Законом Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» № 66-ЗС от 10.10.2002. В соответствии со ст. 1 данного Закона определены следующие ставки транспортного налога для легковых автомобилей:

- с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно, в размере 10 рублей;

- с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно, в размере 20 рублей;

- с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно, в размере 25 рублей;

- с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно, в размере 60 рублей;

- с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт), в размере 120 рублей.

Налоговая ставка на грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) составляет: до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно- 25,0; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно-40,0; свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно- 50,0; свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно-65,0; свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)- 85,0.

Статья 2 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» от 10.10.2002 № 66-ЗС определяет порядок и сроки уплаты налога.

При рассмотрении дела судом установлено, что ответчик ФИО1 является собственником следующих транспортных средств: <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ – легковой седан, что подтверждается ответом на судебный запрос ОГИБДД МО МВД России «Завьяловский».

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств", утратившим силу с 01.11.2020, основным документом, действующим на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении, также определен паспорт транспортного средства.

Представляемые в налоговые органы регистрационные данные по конкретному автотранспортному средству, принадлежащему налогоплательщику - физическому лицу, в том числе характеризующие его тип и категорию, определяются органами, осуществляющими государственную регистрацию этих средств, на основании сведений, указанных в паспорте транспортного средства.

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение о ПТС), паспорт транспортного средства на транспортные средства, изготовленные организациями и (или) предпринимателями после 01.07.1993 и реализуемые на территории Российской Федерации, выдаются только при наличии "Одобрения типа транспортного средства".

Пунктом 28 Положения о ПТС установлено, что в названной строке ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, предусмотренной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968, где к категории "В" отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

При этом, согласно приведенным в Приложении 3 к Положению о ПТС определениям категорий транспортных средств, к автомобилям с вышеперечисленными характеристиками категории "В" отнесены, как транспортные средства для перевозки пассажиров (т.е. легковые автомобили), имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и транспортные средства для перевозки грузов (т.е. грузовые автомобили), максимальная масса которых не более 3,5 тонны.

Следовательно, категория "В" в равной степени может быть присвоена как легковым, гак и грузовым автомобилям.

Сам факт указания в паспорте транспортного средства <данные изъяты>, на который ссылается административный ответчик, категории "В" не свидетельствует об отнесении спорного транспортного средства к легковым автомобилям.

Пунктом 27 Положения о ПТС установлено, что в строке ПТС "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (легковой, грузовой, автобус и т.д.).

Тем самым, применение ставок транспортного налога на автомобильные транспортные средства осуществляется в соответствии с представляемыми в налоговые органы подразделениями ГИБДД МВД России сведениями о типе транспортного средства и его категории, указанными в паспорте транспортного средства.

Из представленной копии паспорта транспортного средства <данные изъяты> транспортное средство <данные изъяты> имеет тип ТС: «Прочие грузовые», категория ТС: «В», мощность двигателя: 75 л.с. (кВт), что объективно свидетельствует о том, что автомобиль для целей налогообложения не может признаваться легковым.

Согласно карточке учета транспортное средство с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> имеет код типа 03, <данные изъяты>.

Совокупность сведений, представленных ОГИБДД МО МВД России «Завьяловский», вопреки доводам административного ответчика, позволяют однозначно определить конкретный тип спорного транспортного средства, в связи с чем, налоговой орган обоснованно исчислил налоговую ставку в отношении транспортного средства <данные изъяты>, исходя из того, что данное средство относится к категории грузовых автомобилей.

Иных сведений налогоплательщиком в суд не представлено.

Сведений о том, что транспортное средство, принадлежащее административному ответчику, отнесено к категории "легковые автомобили", ни паспорт транспортного средства, ни карточка учета транспортного средства, ни иные материалы дела не содержат.

Поскольку категория "В" предусматривает, что транспортное средство может быть отнесено как к грузовым, так и к легковым автомобилям, в паспорте транспортного средства тип автомобиля обозначен как грузовой фургон, то суд приходит к выводу о том, что спорное транспортное средство относится к категории "грузовой автомобиль", а, следовательно, налоговый орган при исчислении транспортного налога за 2018,2019, 2020,2021,2022 годы обоснованно применил налоговую ставку, установленную для грузовых автомобилей.

Статьей 15 НК РФ установлено, что одним из местных налогов является земельный налог.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Согласно ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. 1, 4 ст. 391 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Решением Совета депутатов Завьяловского сельсовета Завьяловского района Алтайского края № 141 от 30 октября 2019 г. определены налоговые ставки в отношении земельных участков занятых жилищным фондом, налоговая ставка составляет 0,3% (интернет-сайт Администрации Завьяловского сельсовета Завьяловского района Алтайского края https://docs.google.com/gview?url=https://658620.ru/document/r141.doc).

Судом установлено, что ответчик ФИО1 с 16 октября 2017 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: Российская Федерация, <адрес>. Доля в праве - собственность.

Согласно ст. 15 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.

Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п.1 ст. 399 НК РФ).

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).

В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 2 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 данной статьи.

В соответствии с Решением Совета депутатов Завьяловского сельсовета Завьяловского района Алтайского края «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования Завьяловский сельсовет Завьяловского района Алтайского края» от 30 октября 2019 г. № 140 установлена налоговая ставка в размере 0,3 % в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (интернет-сайт Администрации Завьяловского сельсовета Завьяловского района Алтайского края https://docs.google.com/gview?url=https://658620.ru/document/r140.doc).

Согласно Закону Алтайского края от 13 декабря 2018 г. № 97-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 года.

Пунктом 8 ст. 408 НК РФ установлен трехлетний период с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, установлен коэффициент, равный: 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании; 0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании; 0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании.

В соответствии с п. 3 ст. 408 НК РФ в случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

Подпунктом 9 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику налоговое уведомление и (или) требование об уплате задолженности.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 52 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 № 374-ФЗ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст. 69, 70 НК РФ, требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.

Требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в размере, превышающем 3000 рублей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с п.п. 1, 2 п. 3 ст. 48 НК РФ (в действующей редакции Федерального закона от 14 июля 2022 № 263-ФЗ), налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

В соответствии с п. 4 ст. 48 НК РФ (в действующей редакции Федерального закона от 14 июля 2022 № 263-ФЗ), административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании транспортного налога, налога на имущество может возникнуть только тогда, когда была соблюдена вышеуказанная процедура по вручению (направлению) налогоплательщику налогового уведомления, а после неисполнения обязанности по уплате налога в установленный срок - требования об уплате налога.

ФИО1 по месту регистрации почтой были направлены: налоговое уведомление №935309 от 19.04.2015, налоговое уведомление №697744 от 27.06.2019, налоговое уведомление №9364016 от 03.08.2020 – 22.09.2020, налоговое уведомление №34239127 от 01.09.2021 – 07.10.2021, налоговое уведомление №15858485 от 01.09.2022 – 17.09.2022, налоговое уведомление №102274342 от 05.08.2023 – 21.09.2023.

ФИО1 по месту регистрации почтой были направлены: требование №81711 по состоянию на 29.10.2015; требование №8582 по состоянию на 11.02.2020 (ШПИ65097844027987); требование №13769 по состоянию на 17.06.2021; требование №137194 по состоянию на 22.12.2021 (ШПИ65097566153018), требование №150108 по состоянию на 24.07.2023.

В установленный срок (17.11.2023), требования налогового органа административным ответчиком не исполнены.

Судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки и пени вынесен 25.04.2024 на основании заявления ИФНС №16 по Алтайскому краю от 22.04.2024. Определением мирового судьи от 02.05.2024 судебный приказ отменен, административное исковое заявление по которому возбуждено настоящее административное дело, направлено в Завьяловский районный суд Алтайского края 29.10.2024, как следствие, установленные статьей 48 НК РФ сроки соблюдены.

Порядок расчета налоговым органом, подлежащей взысканию с ФИО1 недоимки по транспортному налогу, земельному налогу и пени проверен, признан правильным.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, с ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2018 г. в сумме 1 128 рублей, за 2019 г. в сумме 1 875 рублей 00 копеек, за 2020 г. в сумме 1 235 рублей 00 копеек, за 2021 г. в сумме 1 875 рублей 00 копеек, за 2022 г. в сумме 1 875 рублей 00 копеек. С ответчика подлежит взысканию недоимка по земельному налогу за 2022 г. в сумме 427 рублей. С ответчика подлежит взысканию пени в сумме 1667 рублей 17 копеек. Всего с ответчика подлежит взысканию недоимки по налогам на сумму 10082 рубля 17 копеек.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании указанной нормы закона с ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4 000 рублей в доход бюджета Завьяловского района Алтайского края.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

РЕШИЛ:


Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, <данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю задолженность в размере 10082 руб. 17 коп., в том числе по транспортному налогу с физических лиц за 2018-2022 годы в размере 7988 руб., по земельному налогу физических лиц в границах сельских поселений за 2022 год в размере 427 руб. 00 коп., пени в размере 1667 руб. 17 коп.

Реквизиты для перечисления денежных средств:

Получатель: Казначейство России (ФНС России)

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула

БИК: 017003983

Счет банка получателя: 40102810445370000059

Счет получателя: 03100643000000018500

ИНН получателя: 7727406020

КПП получателя: 770801001

Статус плательщика: 13

КБК 18201061201010000510

Код ОКТМО: 0

УИН 18202208230107325490

Взыскать с ФИО1, <данные изъяты> государственную пошлину в размере 4 000 руб. 00 коп. в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Завьяловский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13.01.2025

Председательствующий А.Г. Кулибякин



Суд:

Завьяловский районный суд (Алтайский край) (подробнее)

Судьи дела:

Кулибякин Алексей Геннадьевич (судья) (подробнее)