Решение № 2А-199/2024 2А-199/2024(2А-2446/2023;)~М-2263/2023 2А-2446/2023 М-2263/2023 от 29 января 2024 г. по делу № 2А-199/2024




68RS0002-01-2023-002834-88
РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г.Тамбов 29 января 2024 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе

судьи Воронцовой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Шинкиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-199/24 по административному иску прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО4 к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан», должностному лицу ФИО3 о признании незаконными решения об отказе в назначении мер социальной поддержки в части,

УСТАНОВИЛ:


Прокуратурой Ленинского района г.Тамбова по результатам рассмотрения обращения ФИО5 в адрес ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» внесено представление от 01.08.2023 об устранении нарушений законодательства о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, имеющим детей.

Из акта прокурорского реагирования следует, что ФИО5 17.04.2023 обратилась в ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» с заявлением о предоставлении ей субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

По результатам рассмотрения данного заявления ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» 24.04.2023 принято решение об отказе в предоставлении указанной меры социальной поддержки в связи с неполнотой представленных документов, а именно: не представлены документы о взыскании алиментов с отца ФИО6 в пользу несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 в расчетном периоде.

Аналогичное решение по заявлению ФИО5 принято ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» 26.04.2023.

Согласно ответу ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» от 17.07.2023 в представленных ФИО5 сведениях отсутствуют справка из органов ФССП о размере алиментов или нотариальное соглашение об уплате алиментов, заключенное между родителями.

В представлении органами прокуратуры сделаны выводы, что данные причины не могут служить основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, так как заключение соглашения об уплате алиментов является правом родителей.

По итогам рассмотрения представления от 01.08.2023 ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» представило в надзорный орган письмо от 24.08.2023, в котором с указанными выводами не согласилось.

Заместитель прокурора Ленинского района г.Тамбова обратился с административным иском в суд, в котором просит с учетом уточнений признать незаконными приказы ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» от 24.04.2023, 26.04.2023 в части отказа в предоставлении субсидии ФИО5, обязать ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» повторно рассмотреть заявление ФИО5 от 17.04.2023.

В административном иске указаны аналогичные представлению от 01.08.2023 основания для признания приказов ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» от 24.04.2023, 26.04.2023 незаконными. Прокурор считает, что отказ в предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг противоречит ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации и нарушает права ФИО5 и законные интересы ее детей.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Тамбова Цуприк С.И. требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» по доверенности ФИО7 не согласился с требованиями административного иска, полагая выводы органов прокуратуры ошибочными. Ссылался на п. 20, п. 32, п. 33, пп. «а», п. 34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, пп. «ж» п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512, п. 60, п. 61, п. 63.5 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации и считал, что согласно этих норм граждане, обратившиеся за получением субсидии, имеющие несовершеннолетних детей на иждивении, брак у которых расторгнут, обязаны предоставлять документы, подтверждающие размер получаемых алиментов. Родители обязаны содержать своих детей. Непринятие родителем, с которым проживают дети, мер по заключению соглашения об уплате алиментов или взысканию алиментов в судебном порядке ухудшает материальное положение несовершеннолетних. Приводил в обоснование своих доводов позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 24.03.2015 № 674-О.

Должностное лицо ФИО3, ФИО5, ФИО6, представитель министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.

Статьей 159Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласноч. 1 ст. 159Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правиламч. 6 ст. 159Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (ч. 2 ст. 159Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным вч. 2 ст. 159Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3 ст. 159Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии сост. 155настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 7 ст. 159Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с предписаниемч. 7 ст. 159Жилищного кодекса Российской ФедерациипостановлениемПравительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, в числе которых документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением; содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги; удостоверяющие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; отражающие сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п.п. 8,14Правил).

Порядок определения размера субсидии установлен п.п. 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (п. 20Правил).

Согласноп. 34Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце второмст. 5ист.ст. 6 - 12Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

Во исполнение абзаца второгост. 5 Федерального закона № 44-ФЗпостановлениемПравительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 утвержденПереченьвидов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

В соответствии с п. 4 этого Перечня одним из видов указанных доходов является сумма полученных алиментов.

В п.п. 60, 63.5 Методических рекомендаций по применению Правил, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 30.12.2016 № 1037/пр/857, к доходам следует относить суммы алиментов на содержание несовершеннолетних детей, в том числе полученных на оснований заключенных между родителями соглашений.

Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявления многодетной матери ФИО5 от 17.04.2023 ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» 24.04.2023 принято решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с неполнотой представленных документов, а именно: не представлены документы о взыскании алиментов с отца ФИО6 в пользу несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 в расчетном периоде.

Аналогичное решение по заявлению ФИО5 принято ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» 26.04.2023.

Согласно ответу ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» от 17.07.2023 в представленных ФИО5 сведениях отсутствуют справка из органов ФССП о размере алиментов или нотариальное соглашение об уплате алиментов, заключенное между родителями.

В целях восстановлениях нарушенных прав ФИО5 обратилась с заявлением в органы прокуратуры.

По итогам проверки прокуратурой Ленинского района г.Тамбова в адрес ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» внесено представление от 01.08.2023 об устранении нарушений законодательства о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, имеющим детей.

Однако ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» нарушения не устранены, субсидия до настоящего времени ФИО5 не выплачена.

В этой связи заместитель прокурора района обратился с настоящим административным иском в суд.

В судебном заседании представитель административного ответчика, ссылаясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 24.03.2015 № 674-О, считал, что граждане, обратившиеся за получением субсидии, имеющие несовершеннолетних детей на иждивении, брак у которых расторгнут, обязаны предоставлять документы, подтверждающие размер получаемых алиментов. Родители обязаны содержать своих детей. Непринятие родителем, с которым проживают дети, мер по заключению соглашения об уплате алиментов или взысканию алиментов в судебном порядке ухудшает материальное положение несовершеннолетних.

Суд, основываясь на вышеперечисленных нормах закона и установленных по делу обстоятельств, находит позицию административного ответчика ошибочной, а требования административного иска подлежащими удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО5 в суд о взыскании алиментов с ФИО6 не обращалась, соглашение об уплате алиментов не заключала.

Из заявления в органы прокуратуры следует, что между родителями существуют иные договоренности по содержанию детей.

Возможность такого способа исполнения обязанностей родителей закреплена в ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации и указана в упомянутом представителем административного ответчика Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 № 674-О.

Так Конституционный суд Российской Федерации указал, что сама по себе обязанность по представлению документов, подтверждающих размер доходов получателя субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг или адресной государственной социальной помощи за счет средств регионального бюджета, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права, равно как и учет в этих доходах средств (алиментов), получаемых на содержание несовершеннолетнего ребенка получателя указанных мер социальной защиты, поскольку оплата расходов, связанных, в том числе, с проживанием, является одной из целей алиментных обязательств родителей и детей.

При этом определение того, какие именно документы (соглашение об уплате алиментов, судебное решение или иные документы, подтверждающие фактическое добровольное исполнение алиментных обязательств плательщиком алиментов) в каждом конкретном случае подтверждают размер доходов, получаемых на содержание несовершеннолетних детей, обусловлено тем, какая форма реализации алиментных обязательств по отношению к таким детям выбрана их родителями (ст. 80Семейного кодекса Российской Федерации) - добровольная (соглашение родителей об уплате алиментов, фактическое добровольное исполнение алиментных обязательств) или принудительная (на основании решения суда).

Таким образом, вопреки доводам административного ответчика непредоставление справки из органов ФССП о размере алиментов или нотариального соглашения об уплате алиментов не может служить основанием для отказа в предоставлении субсидии, поскольку содержание несовершеннолетних детей родителями возможно иными способами.

Статья 80 Семейного кодекса Российской Федерации не обязывает родителей взыскивать алименты в принудительном порядке через суд или заключать соглашение об уплате алиментов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:


Административный иск заместителя прокурора Ленинского района г.Тамбова удовлетворить.

Признать незаконными приказы ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» от 24.04.2023, 26.04.2023 в части отказа в предоставлении субсидии ФИО5.

Обязать ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» повторно рассмотреть заявление ФИО5 от 17.04.2023.

Обязать ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» сообщить об исполнении настоящего решения в Ленинский районный суд г.Тамбова и прокуратуру Ленинского района г.Тамбова в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.С. Воронцова

Решение в окончательной форме принято 31.01.2024

Судья: Е.С. Воронцова



Суд:

Ленинский районный суд г. Тамбова (Тамбовская область) (подробнее)

Судьи дела:

Воронцова Елена Сергеевна (судья) (подробнее)