Решение № 2-4122/2020 2-4122/2020~М-4682/2020 М-4682/2020 от 10 ноября 2020 г. по делу № 2-4122/2020





РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

город Сочи 10 ноября 2020 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ефанова В.А.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4122/20 по исковому заявлению ФИО1 к УПФ в г.-к. Сочи о признании решения незаконным, о включении в страховой стаж периодов работы, обязании назначить страховую пенсию,

УСТАНОВИЛ:


Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит суд признать решение УПФР в городе-курорте Сочи Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в установлении пенсии» незаконным; обязать ответчика включить в страховой стаж период работы на территории Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика произвести перерасчет ИПК с учетом нового значения страхового стажа; обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости, на основании включенного в страховой стаж периода трудовой деятельности и перерасчета Индивидуального пенсионного коэффициента, и начать пенсионные выплаты с момента прекращения пенсионных выплат Пенсионным фондом Украины.

Исковые требования истец мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он получал пенсию по старости в Пенсионном фонде Украины.

Имея вид на жительство в Российской Федерации и, собираясь получить гражданство Российской федерации, ДД.ММ.ГГГГ, перед достижением пенсионного возраста по законодательству Российской федерации, подал заявление в Управление Пенсионного фонда России Центрального района города-курорта Сочи Краснодарского края, о запросе пенсионного выплатного дела из Пенсионного фонда Украины (ПФУ). В мае 2020 года пенсионное дело было получено УПФР Центрального района г. Сочи.

ДД.ММ.ГГГГ истцом было написано и принято УПФР Центрального района г. Сочи заявление о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях».

ДД.ММ.ГГГГ истцом получено решение, которым ему было отказано в назначении пенсии.

Считает решение УПФР Центрального района г. Сочи об отказе в установлении пенсии незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В трудовой (страховой) стаж не включен период работы на территории Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за который были уплачены все прсдусмотренные законодательством Украины социальные платежи. Данное обстоятельство повлияло на занижение значения ИПК.

Между Российской Федерацией и Украиной действует соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в котором предусмотрено, что трудовой стаж на территории договорившегося государства должен учитываться при назначении пенсии.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Исчислений пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае. если в государствах участниках соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств участников соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства участника соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 ст. 6 настоящего соглашения

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств участников Содружества Независимых Государств и государств входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.

Никаких изменений и дополнений в текст Соглашения не вносилось.

При этом в ст. 11 ч. 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, на который ссылается ответчик, прямо указано, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоявшего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договорами Российской Федерации, либо в случаях уплаты страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 №167-ФЗ.

И в ст. 2 ч. 3 настоящего Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации».

В судебном заседании истец, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивали.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве на иск.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии ФИО1 было отказано в соответствии со ст. 8 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого минимального страхового ИПК.

В соответствии с ч. 9 ст. 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

При этом порядок рассмотрения заявлений об установлении пенсии и документов, представленных для её установления, порядок установления пенсии и правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, установлен Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждёнными приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н.

В соответствии с положениями пункта 22 Правил территориальный орган ПФР при приёме заявления об установлении пенсии, в частности:

дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;

проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Таким образом, при новом установлении пенсий в рамках соглашений с бывшими республиками СССР, построенных по принципу территориальности, территориальные органам ПФР осуществляют подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств участников соглашений, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.

Решение об установлении пенсии с соблюдением сроков, установленных пенсионным законодательством Российской Федерации, выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и заработке, поступивших от указанных органов, при их надлежащем подтверждении.

К международным соглашениям в области пенсионного обеспечения, заключенным по принципу территориальности, относятся соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительствами государств участников Содружества Независимых Государств (в том числе Республики Украина), Республики Молдова, Грузии, Литовской Республики.

Указанное требование касается лиц, претендующих на установление им любого вида пенсий на территории Российской Федерации, как прибывших в настоящее время из государств бывших республик СССР, так и являющихся уже гражданами Российской Федерации, чья трудовая деятельность когда-то протекала на территории иностранного государства, которые подпадают под. действие вышеназванных международных соглашений.

В представленной трудовой книжке имеются записи о периодах работы на территории Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные периоды включены в страховой стаж для определения права на установление страховой пенсии по старости.

С 01.01.2015 вступил в силу ФЗ от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» и введено новое правовое регулирование в отношении формирования пенсионных прав застрахованных лиц и установления страховых пенсий.

Согласно ст. 36 указанного закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Закону от 28.12.2013 № 400- ФЗ.

В этой связи при установлении страховой пенсии применяются нормы Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, касающиеся исчисления расчетного пенсионного капитала до 01.01.2015, включая оценку пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002, а также исчисления размера страховой пенсии по состоянию на 31.12.2014.

Для исчисления размера страховой пенсии необходимо определить расчётный пенсионный капитал на дату её установления.

Расчётный пенсионный капитал состоит из двух частей. Первая - пенсионные права, приобретённые застрахованным лицом до ДД.ММ.ГГГГ в денежном выражении. Вторая - общая сумма страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ после указанной даты.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 5 распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 №99-р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» периоды работы по найму после ДД.ММ.ГГГГ могут быть включены в подсчет трудового (страхового стажа) при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Однако, истцом не представлены документы, подтверждающие уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины, периоды работы на территории Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в страховой стаж.

При этом, в случае включения периода работы на территории Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж для права на назначение страховой пенсии указанный период не будет использован при расчёте индивидуального пенсионного коэффициента, так как страховые взносы перечислялись в пенсионной фонд Украины

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости равен произведению индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

В свою очередь, ИПК равен сумме индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия (ИПКс) и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с О ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия (ИПКн).

Величина ИПКс определяется путём деления величины страховой пенсии по старости (без учёта фиксированной выплаты) на стоимость одного пенсионного коэффициента, установленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 64,10 руб.

Величина ИПКн равна сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные начиная с ДД.ММ.ГГГГ отчисления страховых взносов в ПФР на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости за застрахованное лицо в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В 2020 году граждане Российской Федерации имеют право на назначение страховой пенсии по старости по достижении общеустановленного пенсионного возраста - 55,6 лет (женщины) и 60,6 лет (мужчины) при наличии 11 лет страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) не менее 18,6.

При обработке документов установлено, что страховой стаж истца составляет 14 лет 7 месяцев16 дней, ИПК- 17,733 при необходимом- 18,6.

Таким образом, доводы истца являются неправильным толкованием норм пенсионного законодательства РФ.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:


Исковое заявление ФИО1 к УПФ в г.-к. Сочи о признании решения незаконным, о включении в страховой стаж периодов работы, обязании назначить страховую пенсию, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано судьей 13.11.2020.

Председательствующий судья:



Суд:

Центральный районный суд г. Сочи (Краснодарский край) (подробнее)

Судьи дела:

Ефанов Владимир Александрович (судья) (подробнее)