Апелляционное определение № 33А-2724/2026 от 21 апреля 2026 г.




Судья Жигулин Е.Н. Дело № 33а-2724/2026

УИД: 22RS0023-01-2025-000436-76


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


22 апреля 2026 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Барсуковой Н.Н., Титовой В.В.,

при секретаре Дубковой А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К. на решение Калманского районного суда Алтайского края от 19 декабря 2025 года по административному делу № 2а-254/2025 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к К. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени.

Заслушав доклад судьи Котликовой О.П., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю) обратилась в суд с административными исковыми заявлениями к К., в которых просила взыскать:

- задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 31 491,37 руб. (дело № 2а-254/2025);

- задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 24 865 руб. (дело № 2а-255/2025);

- задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 21 980 руб., налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 2 203 руб. (дело № 2а-256/2025);

- задолженность по транспортному налогу за 2021 год в размере 21 980 руб., налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере 7 724 руб., пене в размере 13 443,69 руб. (дело № 2а-256/2025);

- задолженность по транспортному налогу за 2022 год в размере 21 980 руб., налогу на имущество физических лиц за 2022 год в размере 8 496 руб., пене в размере 10 619,71 руб. за период с 12 августа 2023 года по 11 декабря 2023 года (дело № 2а-258/2025);

- задолженность по пене в размере 10 770,72 руб. за период с 12 декабря 2023 года по 13 марта 2024 года (дело № 2а-280/2025).

Определением Калманского районного суда Алтайского края от 25 сентября 2025 года вышеуказанные административные дела объединены в одно производство, административному делу присвоен № 2а-254/2025.

В обоснование заявленных требований указано, что К. в период с 2020-2022 годы являлся собственником следующего недвижимого имущества: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

На административного ответчика также в период с 2018-2022 годы были зарегистрированы следующие транспортные средства: марки «БМВ 316», государственный регистрационный знак ***; марки «ИЖ 2715», государственный регистрационный знак ***; марки «Тойота Камри», государственный регистрационный знак ***; марки «Москвич 233520», государственный регистрационный знак ***; марки «Тойота Хайс», государственный регистрационный знак ***; марки «Фольксваген Туарег», государственный регистрационный знак ***.

Учитывая изложенное, налоговым органом исчислены транспортный налог за 2018 год в размере 41 540 руб. (остаток задолженности составляет 31 491,37 руб.), за 2019 год - 24 865 руб., за 2020 год - 21 980 руб., за 2021 год - 21 980 руб., за 2022 год - 21 980 руб., налог на имущество физических лиц за 2020 год - 2 203 руб., за 2021 год - 7 724 руб., за 2022 год - 8 496 руб.

За К. также числится задолженность по пеням на указанные недоимки по налогам, начисленным за периоды до 1 января 2023 года в размере 2 238,12 руб., с 1 января 2023 года по 12 августа 2023 года - 11 205,57 руб., с 12 августа 2023 года по 11 декабря 2023 года - 10 619,71 руб., с 12 декабря 2023 года по 13 марта 2024 года - 10 770,72 руб.

В связи с вышеизложенным налогоплательщику были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, требования *** об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГ, *** об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГ, *** об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГ, *** об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГ (сальдо единого налогового счета не принимало положительного значения), однако налоги и пени уплачены не были.

Мировым судьей судебного участка Калманского района Алтайского края были вынесены судебные приказы № 2а-1021/2020 от 22 мая 2020 года, № 2а-928/2021 от 26 мая 2021, № 2а-385/2022 от 18 марта 2022 года, № 2а-1782/2023 от 4 сентября 2023 года, № 2а-553/2024 от 19 января 2024 года, № 2а-1338/2024 от 26 апреля 2024 года, которые определениями мирового судьи того же судебного участка от 8 июля 2025 года, 21 апреля 2025 года, 8 июля 2025 года, 21 апреля 2025 года, 8 июля 2025 года, 26 августа 2025 года соответственно отменены.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю.

Решением Калманского районного суда Алтайского края от 19 декабря 2025 года административные исковые требования удовлетворены частично.

С К. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 31 491,37 руб., за 2019 год - 24 865 руб., за 2021 год – 21 980 руб., за 2022 год - 21 980 руб.; пор налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере 7 724 руб., за 2022 год - 8 496 руб., пени в размере 34 834,12 руб., всего - 151 370,49 руб.

Также с К. в доход бюджета муниципального образования – Калманский район Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере 5 403,06 руб.

В апелляционной жалобе К. просит решение суда отменить, приняв новое. В обоснование жалобы указано, что 14 июня 2024 года по требованию налогового органа на банковский счет административного ответчика был наложен арест на сумму 133 102,12 руб., позже указанная сумма составила 174 197,83 руб., в налоговом органе К. было сообщено, что указанная сумма состоит из основного долга и пени за период с 2013 года. В апреле 2023 года административный ответчик через службу судебных приставов оплатил все имеющиеся задолженности по исполнительным производствам, предметом исполнения которых являлась задолженность по налогам.

На основании судебных приказов №№ 2а-1021/2020, 2а-385/2022, 2а-401/2021, которыми с К. были взысканы заявленные в настоящем административном исковом заявлении недоимки по налогам, пене, были возбуждены исполнительные производства №***-ИП, ***-ИП, ***-ИП, которые были окончены в связи с фактическим исполнением. Кроме того, исполнительные производства, возбужденные на основании судебных приказов №№ 2а-179/2019 и 2а-921/2021, были уничтожены в связи с истечением сроков их хранения, при этом уничтожению подлежат только оконченные исполнительные производства в связи с их исполнением.

Судом первой инстанции не принято во внимание, что на имущество К. был наложен арест, а также приостанавливались операции по счетам в банке, в связи с чем начисление пени по имеющимся недоимкам является необоснованным. Несмотря на фактическое исполнение обязанностей по уплате недоимок по транспортному налогу за 2018, 2020 годы, а также уплате пени за период с 2018 по 2020 годы начисление пени произведено на полную сумму недоимки без учета уже выплаченных по решению суда денежных средств в размере 12 662,61 руб., а потому расчет суммы пени, произведенный административным истцом, не соответствует требованиям закона, произведен с нарушениями, так как были включены излишние суммы недоимок по транспортному налогу в общей сумме 65 985,22 руб.

Ввиду плохих погодных условий административный ответчик не смог прибыть в судебное заседание, однако данные обстоятельства не были приняты судом в качестве уважительных для отложения рассмотрения дела.

В связи с изложенным К. считает решение суда незаконным и необоснованным.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (статья 357 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения в числе прочих признаются автомобили, автобусы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству (пункт 2 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Правовые основы применения на территории Алтайского края транспортного налога определены Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (далее – Закон Алтайского края № 66-ЗС).

В соответствии со статьей 1 указанного Закона налоговые ставки составляют в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно – 10 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно – 60 руб., свыше 250 л.с. – 120 руб., в отношении грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 25 руб., в отношении автобусов с мощностью двигателя до 130 л.с. включительно – 50 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте (пункт 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).

Ответом ГУ МВД России по Алтайскому краю от 30 марта 2026 года подтверждается, что на К. зарегистрированы следующие транспортные средства:

- марки «БМВ 316», государственный регистрационный номер ***, мощность двигателя 75 л.с., период владения с ДД.ММ.ГГ по настоящее время;

- марки «ИЖ2715», государственный регистрационный номер ***, мощность двигателя 74 л.с., период владения с ДД.ММ.ГГ по настоящее время;

- марки «ТОЙОТА КАМРИ», государственный регистрационный номер ***, мощность двигателя 277 л.с., период владения с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;

- марки «МОСКВИЧ 233520», государственный регистрационный номер ***, мощность двигателя 68 л.с., период владения с ДД.ММ.ГГ по настоящее время;

- марки «ТОЙОТА ХАЙС», государственный регистрационный номер ***, мощность двигателя 80 л.с., период владения с ДД.ММ.ГГ по настоящее время;

- марки «ФОЛЬКСВАГЕН TOUAREG», государственный регистрационный номер ***, мощность двигателя 245 л.с., период владения с ДД.ММ.ГГ по настоящее время;

- марки «BMW X6», государственный регистрационный номер ***, мощность двигателя 339,9 л.с., период владения с ДД.ММ.ГГ по настоящее время;

- марки «QJ SRK 600 RC», государственный регистрационный номер ***, мощность двигателя 88,4 л.с., период владения с ДД.ММ.ГГ по настоящее время.

Расчет транспортного налога за 2018 год произведен в налоговом уведомлении от 27 июня 2019 года № 495767 и составил 41 540 руб. (750 руб. (75 л.с. (мощность двигателя) х 10 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (период владения «БМВ 316») + 1 850 руб. (74 л.с. (мощность двигателя) х 25 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (период владения «ИЖ2715») + 33 240 руб. (277 л.с. (мощность двигателя) х 120 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (период владения «ТОЙОТА КАМРИ») + 1 700 руб. (68 л.с. (мощность двигателя) х 25 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (период владения «МОСКВИЧ 233520») + 4 000 руб. (80 л.с. (мощность двигателя) х 50 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (период владения «ТОЙОТА ХАЙС»)).

Расчет транспортного налога за 2019 год произведен в налоговом уведомлении от 3 августа 2020 года № 9084736, размер которого составляет 24 865 руб. (750 руб. (75 л.с. (мощность двигателя) х 10 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (период владения «БМВ 316») + 1 850 руб. (74 л.с. (мощность двигателя) х 25 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (период владения «ИЖ2715») + 5 540 руб. (277 л.с. (мощность двигателя) х 120 руб. (налоговая ставка) х 2/12 (период владения «ТОЙОТА КАМРИ») + 1 700 руб. (68 л.с. (мощность двигателя) х 25 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (период владения «МОСКВИЧ 233520») + 4 000 руб. (80 л.с. (мощность двигателя) х 50 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (период владения «ТОЙОТА ХАЙС») + 11 025 руб. (245 л.с. (мощность двигателя) х 60 руб. (налоговая ставка) х 9/12 (период владения «ФОЛЬКСВАГЕН TOUAREG»)).

Размер транспортного налога за 2020-2022 годы составляет 23 000 руб. (750 руб. (75 л.с. (мощность двигателя) х 10 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (период владения «БМВ 316) + 1 850 руб. (74 л.с. (мощность двигателя) х 25 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (период владения «ИЖ2715») + 1 700 руб. (68 л.с. (мощность двигателя) х 25 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (период владения «МОСКВИЧ 233520») + 4 000 руб. (80 л.с. (мощность двигателя) х 50 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (период владения «ТОЙОТА ХАЙС») + 14 700 руб. (245 л.с. (мощность двигателя) х 60 руб. (налоговая ставка) х 12/12 (период владения «ФОЛЬКСВАГЕН TOUAREG»)) за каждый налоговый период.

Между тем, налоговым органом при расчете транспортного налога за 2020-2022 годы в налоговых уведомлениях № 41642862 от 1 сентября 2021 года, № 12920786 от 1 сентября 2022 года, № 101944433 от 5 августа 2023 года соответственно, налог в отношении транспортного средства марки «МОСКВИЧ 233520», государственный регистрационный номер <***>, исчислен исходя из налоговой ставки, применяемой для легковых автомобилей, - 10 руб., в связи с чем размер транспортного налога за указанные налоговые периоды составил 21 980 руб.

Из представленных ГУ МВД России по Алтайскому краю сведений не следует, что в отношении названного транспортного средства (мощность двигателя 68 л.с.), были внесены какие-либо изменения в регистрационные данные, в связи с чем оснований для применения при расчете транспортного налога за 2020-2022 годы в отношении данного автомобиля налоговой ставки, равной 10 руб., у налогового органа не имелось.

Вместе с тем, ошибочное занижение налоговым органом недоимки по транспортному налогу не может служить основанием для увеличения совокупной обязанности посредством включения недоимки по транспортному налогу за 2020-2022 годы судом при рассмотрении налогового спора.

В этой связи начислению подлежала недоимка по транспортному налогу за 2020-2022 годы в размере 21 980 руб.

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (пункт 2).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенные в пределах муниципального образования в числе прочего квартира, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Законом Алтайского края от 13 декабря 2018 года № 97-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 года.

Следовательно, налог на имущество физических лиц за 2020-2022 годы подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта (пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (пункт 3 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2019 года № 381 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула» установлены следующие ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения: 0,3 процента в отношении квартир, 0,5 процента - в отношении прочих объектов налогообложения.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников совместной собственности в равных долях (пункт 3 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации). В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права (пункт 5 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате; Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период, в котором в отношении такого объекта налогообложения применялся порядок определения налоговой базы исходя из его инвентаризационной стоимости; К - коэффициент, равный: 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса; 0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса; 0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.

В случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога. Положения настоящего пункта применяются при исчислении налога начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса (пункт 8.1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, К. в 2020-2022 годах принадлежали следующие объекты недвижимости:

- на праве общей совместной собственности жилое помещение – квартира с кадастровым номером ***, расположенная по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации права – ДД.ММ.ГГ, размер кадастровой стоимости в указанный период составлял 2 692 608,85 руб.;

- на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации права – ДД.ММ.ГГ, размер кадастровой стоимости в указанный период составлял 3 319 498,64 руб.

Расчет налога на имущество физических лиц за 2020 год произведен в налоговом уведомлении *** от ДД.ММ.ГГ, размер составил 2 203 руб. (543 руб. (1 808 336,65 руб. (2 692 608,85 руб. – 884 272,20 руб. (20 кв.м.))) (кадастровая стоимость) х 1/2 (доля в праве собственности) х 0,30% (налоговая ставка) х 12/12 (период владения) х 0,2 (коэффициент, применяемый к первому налоговому периоду в отношении квартиры) + 1 660 руб. (3 319 498,64 руб. (кадастровая стоимость) х 1 (доля в праве собственности) х 0,50% (налоговая ставка) х 6/12 (период владения) х 0,2 (коэффициент, применяемый к первому налоговому периоду в отношении нежилого помещения).

Расчет налога на имущество физических лиц за 2021 год произведен в налоговом уведомлении *** от ДД.ММ.ГГ, его размер составляет 7 724 руб. (1 085 руб. (1 808 336,65 руб. (2 692 608,85 руб. – 884 272,20 руб. (20 кв.м.))) (кадастровая стоимость) х 1/2 (доля в праве собственности) х 0,30% (налоговая ставка) х 12/12 (период владения) х 0,4 (коэффициент, применяемый ко второму налоговому периоду в отношении квартиры) + 6 639 руб. (3 319 498,64 руб. (кадастровая стоимость) х 1 (доля в праве собственности) х 0,50% (налоговая ставка) х 12/12 (период владения) х 0,4 (коэффициент, применяемый ко второму налоговому периоду в отношении нежилого помещения).

Расчет налога на имущество физических лиц за 2022 год произведен в налоговом уведомлении *** от ДД.ММ.ГГ, его размер составляет 8 496 руб. (7 724 руб. (налог на имущество физических лиц за 2021 год) х 1,1 (коэффициент, применяемый в соответствии с пунктом 8.1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации) х 12/12 (период владения), поскольку исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), сумма налога превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1 (11 586 руб. (1 628 руб. (1 808 336,65 руб. (2 692 608,85 руб. – 884 272,20 руб. (20 кв.м.))) (кадастровая стоимость) х 1/2 (доля в праве собственности) х 0,30% (налоговая ставка) х 12/12 (период владения) х 0,6 (коэффициент, применяемый к третьему налоговому периоду) (квартира с кадастровым номером ***) + 9 958 руб. (3 319 498,64 руб. (кадастровая стоимость) х 1 (доля в праве собственности) х 0,50% (налоговая ставка) х 12/12 (период владения) х 0,6 (коэффициент, применяемый к третьему налоговому периоду) (нежилое помещение с кадастровым номером ***).

Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 1 января 2023 года, неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Пунктом 4 (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года, – пункт 6) статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате задолженности (налога) может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

По делу установлено, что налоговые уведомления от 27 июня 2019 года № 495767 со сроком уплаты не позднее 2 декабря 2019 года (получено 2 августа 2019 года), от 3 августа 2020 года № 9084736 со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2020 года (получено 23 сентября 2020 года), от 1 сентября 2021 года № 41642862 (дата регистрации документа – 1 сентября 2019 года), от 1 сентября 2022 года № 12920786 со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2022 года (получено 16 сентября 2022 года), от 5 августа 2023 года № 101944433 со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2023 года (получено14 сентября 2023 года) направлены налогоплательщику через личный кабинет.

Следовательно, у административного ответчика возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2018-2022 годы, налога на имущество физических лиц за 2020-2022 годы.

В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога, налога на имущество физических лиц в установленный законом срок налоговым органом налогоплательщику в электронной форме через личный кабинет были направлены следующие требования:

- № 75560 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 23 декабря 2019 года со сроком уплаты до 24 января 2020 года на сумму 41 717,58 руб., из которых: 41 540 руб. – недоимка по транспортному налогу за 2018 год, 177,58 руб. – пени, начисленные на указанную недоимку (получено 24 декабря 2019 года);

- № 94918 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 24 декабря 2020 года со сроком уплаты до 26 января 2021 года на сумму 24 942,50 руб., из которых: 24 865 руб. – недоимка по транспортному налогу за 2019 год, 77,50 руб. – пени, начисленные на указанную недоимку (получено 25 декабря 2020 года);

- № 154283 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 16 декабря 2021 года со сроком уплаты до 24 января 2022 года на сумму 24 267,64 руб., из которых: 21 980 руб. – недоимка по транспортному налогу за 2020 год, 76,93 руб. – пени, начисленные на указанную недоимку; 2 203 руб. – недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2020 год, 7,71 руб. – пени, начисленные на указанную недоимку (получено 21 декабря 2021 года).

Факт направления и получения К. налоговых уведомлений, требований подтвержден скриншотами АИС Налог-3 ПРОМ, личного кабинета налогоплательщика.

Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в Налоговый кодекс Российской Федерации включена статья 11.3 («Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет»), согласно пунктам 4, 5 которой единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете (далее также - ЕНС) лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в размере, превышающем 3000 рублей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 года № 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году» установлено, что предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.

В связи с тем, что на ЕНС К. было отражено отрицательное сальдо, налогоплательщику 16 мая 2023 года (с учетом сроков продления, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 года № 500) через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № 960 по состоянию на 16 мая 2023 года со сроком уплаты до 15 июня 2023 года, которое получено последним 17 мая 2023 года, что подтверждается скриншотом страницы личного кабинета налогоплательщика.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 1 января 2023 года, предусмотрено, что Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Согласно пункту 4 указанной статьи рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании названных выше задолженностей налоговый орган обращался к мировому судье 13 мая 2020 года (по делу № 2а-254/2025), 20 мая 2021 года (по делу № 2а-255/2025), 11 марта 2022 года (по делу № 2а-256/2025), 23 августа 2023 года (по делу № 2а-257/2025), 29 декабря 2023 года (по делу № 2а-258/2025), 19 апреля 2024 года (по делу № 2а-280/2025), то есть с соблюдением срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Мировым судьей судебного участка Калманского района Алтайского края на основании указанных заявлений были вынесены следующие судебные приказы:

- № 2а-1021/2020 от 22 мая 2020 года о взыскании задолженности в размере 41 717,58 руб., в том числе по налогам в размере 41 540 руб. (транспортный налог за 2018 год), пени 177,58 руб., который отменен определением мирового судьи того же судебного участка от 8 июля 2025 года в связи с поступлением возражений (№ 2а-254/2025);

- № 2а-928/2021 от 26 мая 2021 года о взыскании задолженности в размере 24 942,50 руб., в том числе по налогам в размере 24 865 руб. (транспортный налог за 2019 год), пени 77,50 руб., который отменен определением мирового судьи того же судебного участка от 21 апреля 2025 года в связи с поступлением возражений (№ 2а-255/2025);

- № 2а-385/2022 от 18 марта 2022 года о взыскании задолженности в размере 24 267,64 руб., в том числе по налогам в размере 24 183 руб. (транспортный налог за 2020 год в размере 21 980 руб., налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 2 203 руб.), пени 84,64 руб. (по транспортному налогу – 76,93 руб., по налогу на имущество физических лиц – 7,71 руб.), который отменен определением мирового судьи того же судебного участка от 8 июля 2025 года в связи с поступлением возражений (№ 2а-256/2025);

- № 2а-1782/2023 от 4 сентября 2023 года о взыскании задолженности в размере 72 766,31 руб., в том числе по налогам в размере 29 704 руб. (транспортный налог за 2021 год в размере 21 980 руб., налог на имущество физических лиц за 2021 год – 7 724 руб.), пени в размере 43 062,31 руб., который отменен определением мирового судьи того же судебного участка от 21 апреля 2025 года в связи с поступлением возражений (№ 2а-257/2025);

- № 2а-553/2024 от 19 января 2024 года о взыскании задолженности в размере 41 095,71 руб., в том числе по налогам в размере 30 476 руб. (транспортный налог за 2022 год в размере 21 980 руб., налог на имущество физических лиц за 2022 год – 8 496 руб.), пени - 10 619,71 руб., который отменен определением мирового судьи того же судебного участка от 8 июля 2025 года в связи с поступлением возражений (№ 2а-258/2025);

- № 2а-1338/2024 от 26 апреля 2024 года о взыскании задолженности в размере 10 770,72 руб. – пени, который отменен определением мирового судьи того же судебного участка от 26 августа 2025 года в связи с поступлением возражений (№ 2а-280/2025).

В этой связи названные административные исковые заявления предъявлены в суд 26 августа, 19 сентября 2025 года (№ 2а-280/2025) соответственно в предусмотренный налоговым законодательством срок – в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.

В соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2). Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей (пункт 4).

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 1 января 2023 года).

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (пункт 3).

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящей статьей, процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (подпункт 1 пункта 4).

В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы (пункт 8).

Денежные средства, перечисленные судебным приставом-исполнителем в качестве единого налогового платежа в рамках исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», признаются уплаченными в счет исполнения требований по постановлению налогового органа о взыскании задолженности налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации за счет имущества либо судебного акта, содержащего требования о взыскании задолженности, вне зависимости от определения их принадлежности в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи (подпункт 5 пункта 6).

Из ответа налогового органа от 25 марта 2026 года усматривается, что по состоянию на 1 января 2023 года на ЕНС налогоплательщика была сконвертирована задолженность по налогам в размере 218 586,93 руб. (транспортный налог за 2015 год в размере 15 214,93 руб., за 2016 год – 41 540 руб., за 2017 год – 41 540 руб., за 2018 год – 41 540 руб., за 2019 год – 24 865 руб., за 2020 год – 21 980 руб., за 2021 год – 21 980 руб., налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 2 203 руб., за 2021 год – 7 724 руб.), пени в размере 56 931,01 руб.

В целях определения сумм, неисполненных К. обязанностей по уплате налогов, формирующих отрицательное сальдо единого налогового счета по состоянию на 1 января 2023 года, судебной коллегией проверено включение указанных недоимок по налогам в ЕНС.

Как следует из карточки расчета с бюджетом (далее также - КРСБ) по транспортному налогу по состоянию на 3 декабря 2018 года сальдо по налогу составило 161 119 руб., из которых транспортный налог за 2014 год в размере 39 832 руб., начисленный 3 октября 2016 года, за 2015 год – 38 207 руб., за 2016 год – 41 540 руб., начисленные 1 декабря 2017 года, за 2017 год – 41 540 руб.

Из ответа налогового органа от 21 апреля 2026 года следует, что задолженность по транспортному налогу за 2014 год была взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка Калманского района Алтайского края от 15 октября 2017 года № 2а-196/2017, судебный приказ направлен на взыскание в банк налогоплательщика, задолженность оплачена.

В налоговом уведомлении № 39901080 от 6 августа 2017 года К. исчислен транспортный налог за 2015 год в размере 38 207 руб., за 2016 год – 41 540 руб. по сроку уплаты не позднее 1 декабря 2017 года.

Согласно ответу налогового органа от 25 марта 2026 года указанная недоимка по транспортному налогу в размере 79 747 руб. (2015-2016 налоговые периоды) взыскана судебным приказом мирового судьи Калманского района Алтайского края от 10 сентября 2019 года № 2а-125/2019, на дату предоставления ответа задолженность списана.

Вместе с тем из ответа мирового судьи судебного участка Калманского района Алтайского края следует, что указанные административные дела (№№ 2а-196/2017 и 2а-125/2019) были рассмотрены в отношении иных лиц.

Соответственно, указанные налоговым органом судебные приказы №№ 2а-196/2017 и 2а-125/2019 о взыскании с К. задолженности по транспортному налогу за 2014-2016 годы вынесены не были, меры принудительного взыскания по данным налогам административным истцом приняты не были.

Как следует из ответов Отделения судебных приставов по Калманскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов от 17 сентября, 9 ноября 2025 года, 20 апреля 2026 года в отделении на исполнении в отношении должника К. находились следующие исполнительные документы:

- судебный приказ № 2а-385/2022, на основании которого 23 августа 2022 года возбуждено исполнительное производство ***-ИП с предметом исполнения – взыскание налога, пени, штрафа за счет имущества в размере 24 267,64 руб.; 3 февраля 2023 года исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа;

- судебный приказ № 2а-928/2021, на основании которого 28 мая 2024 года возбуждено исполнительное производство ***-ИП с предметом исполнения – произвести взыскание задолженности за счет имущества в размере 24 942,50 руб.; 16 мая 2025 года исполнительное производство прекращено в связи с отменой исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, взысканная по исполнительному производству сумма составляет 0 руб.;

- судебный приказ № 2а-1782/2023, на основании которого 28 мая 2024 года возбуждено исполнительное производство ***-ИП с предметом исполнения – произвести взыскание задолженности за счет имущества в размере 72 766,31 руб.; 16 мая 2025 года исполнительное производство прекращено в связи с отменой исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, взысканная по исполнительному производству сумма составляет 0 руб.;

- судебный приказ № 2а-2477/2024, на основании которого 17 декабря 2024 года возбуждено исполнительное производство ***-ИП с предметом исполнения – произвести взыскание задолженности за счет имущества в размере 11 921,76 руб.; 2 октября 2025 года исполнительное производство прекращено в связи с отменой исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, взысканная по исполнительному производству сумма составляет 0 руб.

- судебный приказ № 2а-553/2024, на основании которого 17 декабря 2024 года возбуждено исполнительное производство ***-ИП с предметом исполнения – произвести взыскание задолженности за счет имущества в размере 41 095,71 руб.; 18 июля 2025 года исполнительное производство прекращено в связи с отменой исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, взысканная по исполнительному производству сумма составляет 0 руб.;

- судебный приказ № 2а-1338/2024, на основании которого 17 декабря 2024 года возбуждено исполнительное производство ***-ИП с предметом исполнения – произвести взыскание задолженности за счет имущества в размере 10 770,72 руб.; 28 августа 2025 года исполнительное производство прекращено в связи с отменой исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, взысканная по исполнительному производству сумма составляет 0 руб.;

- исполнительный лист № *** от 6 мая 2025 года, выданного мировым судьей судебного участка Калманского района Алтайского края по делу ***а-1338/2024, на основании которого ДД.ММ.ГГ возбуждено исполнительное производство ***-ИП с предметом исполнения – взыскать с К. в доход бюджета Калманского района Алтайского края государственную пошлину в размере 215,41 руб.;

- исполнительный лист *** от ДД.ММ.ГГ, выданный мировым судьей судебного участка Калманского района Алтайского края по делу ***а-2477/2024, на основании которого ДД.ММ.ГГ возбуждено исполнительное производство ***-ИП с предметом исполнения – взыскать с К. в доход бюджета Калманского района Алтайского края государственную пошлину в размере 207,28 руб.;

- судебный приказ № 2а-390/2025, на основании которого ДД.ММ.ГГ возбуждено исполнительное производство ***-ИП с предметом исполнения – произвести взыскание задолженности за счет имущества в размере 81 100,32 руб.; ДД.ММ.ГГ исполнительное производство прекращено в связи с отменой исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, взысканная по исполнительному производству сумма составляет 0 руб.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГ на исполнении в ОСП Калманского района также находилось исполнительное производство ***-ИП., возбужденное ДД.ММ.ГГ в отношении должника К., предмет исполнение – взыскание задолженности по налогам в размере 41 717,58 руб., которое было окончено ДД.ММ.ГГ в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка Калманского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ № 2а-179/2019 с К. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 41 540 руб., пени, начисленные на данную недоимку в размере 210,12 руб., который был отменен определением мирового судьи того же судебного участка от ДД.ММ.ГГ в связи с поступлением возражений, задолженность по налогу списана ДД.ММ.ГГ.

В соответствии с КРСБ по транспортному налогу, подробным расчетом сумм пени в счет погашения недоимки по налогу за 2014 год были учтены следующие платежи:

- от 24 мая 2019 года в размере 0,01 руб.;

- от 24 мая 2019 года в размере 609,45 руб.;

- от 24 мая 2019 года в размере 14,92 руб.;

- от 29 мая 2019 года в размере 18 890 руб.;

- от 12 декабря 2019 года в размере 1 769,69 руб.;

- от 30 декабря 2021 года в размере 500 руб.;

- от 18 марта 2022 года в размере 18 047,93 руб. (сумма поступившего платежа составляла 41 040 руб.).

Также из КРСБ по транспортному налогу следует, что в счет погашения налога за 2015 год налоговым органом был учтен остаток платежа от 18 марта 2022 года в размере 22 992,07 руб., в связи с чем размер задолженности составил 15 214,93 руб. (38 207 руб. - 22 992,07 руб.).

Между тем, как следует из представленных налоговым органом сведений о поступивших в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года платежах, а также ответов ПАО «Сбербанк» от 8, 10 апреля 2026 года вышеуказанные платежи в размерах 0,01 руб., 609,45 руб., 14,92 руб., 18 890 руб., 1 769,69 руб. подлежали распределению в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2017 год в соответствии с назначением данных платежей – «44СИБ Взыскание по ИД от 03.03.2019 № 2а-179/2019 (ИП 2-2а-179/2019 тн К.) от Судебный участок Калманского района Алтайского края. Причина: Налоги и сборы», поскольку названный судебный приказ был предъявлен налоговым органом на исполнение непосредственно в банк.

Пени в размере 210,12 руб., взысканные судебным приказом № 2а-179/2019 и начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2017 год, погашены учтенными в соответствии с их назначением платежами от 17 июля 2019 года в размере 40 руб., от 19 августа 2019 года – 40 руб., от 11 декабря 2019 года – 130,12 руб.

Поступившие 30 декабря 2021 года и 18 марта 2022 года платежи в размерах 500 руб. и 41 040 руб. подлежали зачету в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2018 год, поскольку данные денежные средства были взысканы в рамках исполнительного производства ***-ИП, возбужденного на основании судебного приказа № 2а-1021/2020, что подтверждается ответом УФК по Алтайскому краю от 27 марта 2026 года, ответами налогового органа, содержащими информацию о поступивших платежах и их назначении.

В счет погашения задолженности по пене, взысканной судебным приказом № 2а-1021/2020 и начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2018 год, 18 марта 2022 года поступил платеж в размере 177,58 руб.

Учитывая изложенное, заявленные ко взысканию в рассматриваемом споре требования в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2018 год удовлетворению не подлежали, поскольку данная задолженность была погашена в полном объеме 18 марта 2022 года.

Иных платежей в период с 3 декабря 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно от налогоплательщика не поступало.

Из ответа налогового органа от 25 марта 2026 года следует, что в счет погашения задолженности по транспортному налогу со сроком уплаты 1 декабря 2017 года (транспортный налог за 2015-2016 годы) были учтены поступившие 2 февраля 2023 года платежи, общий размер которых составил 24 267,64 руб. (1 487,04 руб. + 1 500 руб. + 1 487,04 руб. + 1 062,26 руб. + 2 000 руб. + 1 487,05 руб. + 1 500 руб. + 1 062,26 руб. + 1 500 руб. + 500 руб. + 1 062,26 руб. + 1 500 руб. + 458,86 руб. + 1 062,26 руб. + 1 500 руб. + 1 487,04 руб. + 1 062,26 руб. + 1 062,26 руб. + 1 487,05 руб.), а также платеж от 22 декабря 2023 года в размере 7 640,92 руб.

Вместе с тем, платежи, поступившие 2 февраля 2023 года подлежали зачету в счет погашения задолженности взысканной по судебному приказу № 2а-385/2022, а именно: транспортному налогу за 2020 год в размере 21 980 руб., налогу на имущество физических лиц в размере 2 203 руб., пени, начисленной на указанную недоимку, в размере 76,93 руб. и 7,71 руб. соответственно, поскольку указанные денежные средства были взысканы в рамках исполнения исполнительного производства ***-ИП, возбужденного на основании указанного судебного приказа, что подтверждается представленными в материалы дела поручениями о перечислении на счет денежных средств.

Учитывая изложенное, заявленные ко взысканию в рассматриваемом споре требования в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2020 год, налогу на имущество физических лиц за 2020 год, как верно было установлено судом первой инстанции, удовлетворению не подлежат, поскольку задолженность по указанным недоимкам была погашена в полном объеме 2 февраля 2023 года.

Также не подлежал зачету в счет уплаты транспортного налога по сроку уплаты 1 декабря 2017 года платеж от 22 декабря 2023 года в размере 7 640,92 руб. в связи с тем, что недоимки по транспортному налогу за 2014-2016 годы по состоянию на 31 декабря 2022 года являлись безнадежными ко взысканию, поскольку налоговым органом в установленные действующим в тот период времени законодательством сроки не были приняты меры к их принудительному взысканию в судебном порядке, что подтверждается представленным в материалы дела ответом мирового судьи судебного участка Калманского района Алтайского края от 22 апреля 2026 года.

Поскольку общий срок принудительного взыскания недоимок по транспортному налогу за 2014 год в размере 39 832 руб., за 2015 год – 38 207 руб., за 2016 год – 41 540 руб. по состоянию на 31 декабря 2022 года истек, указанная задолженность не подлежала включению в ЕНС налогоплательщика.

Решением налогового органа от 8 августа 2023 года № 83 с К. взыскана задолженность за счет денежных средств (драгоценных металлов), а также электронных денежных средств на счетах в банках в пределах суммы отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика (налогового агента – организации или физического лица (индивидуального предпринимателя)) и (или) суммы неуплаченного (не полностью уплаченного) утилизационного сбора (роялти), указанной в требовании об уплате задолженности от 16 мая 2023 года № 960, в размере 262 235,69 руб.

На основании указанного решения с административного истца были взысканы денежные средства в следующих размерах: 7 640,92 руб. (22 декабря 2023 года); 9 151,62 руб. (28 августа 2024 года); 897,01 руб. (5 сентября 2024 года), которые подлежали определению в качестве единого налогового платежа.

Учитывая, что судебный приказ № 2а-179/2019 года находился на исполнении в ПАО «Сбербанк», что следует из ответа последнего на запрос судебной коллегии, взысканный данным судебным приказом транспортный налог за 2017 год подлежал включению в ЕНС налогоплательщика.

В связи с изложенным, вопреки доводам апелляционной жалобы, поступивший в рамках ЕНС 22 декабря 2023 года платеж в размере 7 640,92 руб. подлежал зачету в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2017 год.

Также не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о возбуждении исполнительного производства на основании судебного приказа № 2а-921/2021, которое было окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, поскольку сам факт вынесения данного судебного приказа не нашел своего подтверждения, из ответа ОСП Калманского района также не следует, что на его основании было возбуждено исполнительное производство.

Законом Алтайского края от 3 апреля 2024 года № 20-ЗС в статью 1 закона Алтайского края от 7 декабря 2017 года № 99-ЗС «О дополнительных основаниях признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных налогов» внесены изменения, статья дополнена в числе прочего пунктом 6, в соответствии с которым признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность по уплате налогов, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2019 года, на основании справки налогового органа о сумме задолженности по уплате налогов, утвержденной Управлением Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю.

Остаток задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 12 615,01 руб. (20 255,93 руб. – 7 640,92 руб.) подлежит списанию в связи с признанием его безнадежным на основании закона Алтайского края от 7 декабря 2017 года № 99-ЗС в редакции закона от 3 апреля 2024 года № 20-ЗС.

Решением налогового органа от 23 мая 2024 года № 8226 на основании вышеуказанного закона задолженность К. по транспортному налогу в размере 66 386,37 руб. признана безнадежной ко взысканию и списана.

Таким образом, размер отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика по налогам по состоянию на 1 января 2023 года составил 78 752 руб., из которых:

- 24 865 руб. - транспортный налог за 2019 год;

- 21 980 руб. - транспортный налог за 2020 год;

- 2 203 руб. – налог на имущество физических лиц за 2020 год;

- 21 980 руб. - транспортный налог за 2021 год;

- 7 724 руб. – налог на имущество физических лиц за 2021 год.

В настоящем деле налоговым органом также заявлены требования о взыскании пеней в размере 2 238,12 руб., начисленных за период до 1 января 2023 года, 11 205,57 руб. за период с 1 января 2023 года по 12 августа 2023 года, 10 619,71 руб. за период с 12 августа 2023 года по 11 декабря 2023 года, 10 770,72 руб. за период с 12 декабря 2023 года по 13 марта 2024 года.

Общая сумма пеней, заявленная административным истцом ко взысканию за период с 1 января 2023 года по 13 марта 2024 года включительно составляет 32 596 руб. (11 205,57 руб. + 10 619,71 руб. + 10 770,72 руб.), при этом налоговым органом в приведенных расчетах дважды начислена пеня за 12 августа 2023 года.

В связи с тем, что недоимки по транспортному налогу за 2014-2017 налоговые периоды признаны безнадежными ко взысканию, пени на них начислению не подлежат.

Согласно ответу налогового органа от 25 марта 2026 года, в ЕНС налогоплательщика по состоянию на 1 января 2023 года были сконвертированы пени в размере 56 931,01 руб., из которых:

- 1 868,08 руб. по транспортному налогу за 2014 год;

- 13 780,05 руб. по транспортному налогу за 2015 год;

- 15 784,18 руб. по транспортному налогу за 2016 год;

- 11 997,44 руб. по транспортному налогу за 2017 год;

- 8 252,61 руб. по транспортному налогу за 2018 год;

- 3 360,07 руб. по транспортному налогу за 2019 год;

- 1 514,05 по транспортному налогу за 2020 год;

- 164,85 руб. по транспортному налогу за 2021 год;

- 151,75 руб. по налогу на имущество физических лиц за 2020 год;

- 57,93 руб. по налогу на имущество физических лиц за 2021 год.

Решением налогового органа от 15 августа 2025 года № 3051 задолженность К. по пеням, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемых в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в размере 54 692,89 руб. признана безнадежной ко взысканию, списана.

Таким образом, остаток задолженности по пене, начисленной налоговым органом на недоимки по налогам до 1 января 2023 года и включенной в ЕНС и заявленной ко взысканию в настоящем деле, согласно представленных административным истцом сведений составляет 2 238,12 руб. (56 931,01 руб. - 54 692,89 руб.).

Судебным приказом мирового судьи судебного участка Калманского района Алтайского края № 2а-401/2021 от 20 февраля 2021 года с К. взыскана задолженность по пене, начисленной на недоимки по транспортному налогу в размере 12 662,61 руб. Судебный приказ отменен определением мирового судьи того же судебного участка от 8 июля 2025 года.

Как следует из ответа УФК по Алтайскому краю от 27 марта 2026 года, требования указанного судебного приказа были исполнены в полном объеме 17 марта 2022 года, что подтверждается представленным платежным поручением № 771681.

Судебными приказами № 2а-1021/2020 и № 2а-401/2021 были взысканы пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 177,58 руб. за период с 3 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 года и 1 533,87 руб. за период с 23 декабря 2019 года по 28 июня 2020 года соответственно. Требования судебных приказов исполнены в полном объеме.

Таким образом, исчислению подлежит пеня, начисленная на недоимку по транспортному налогу за 2018 год, за период с 29 июня 2020 года по 18 марта 2022 года, размер которой составляет 5 221,19 руб.:

- 174,47 руб. (41 540 руб. х 4,5% / 300 х 28 дн.) за период с 29 июня 2020 года по 26 июля 2020 года;

- 1 400,59 руб. (41 540 руб. х 4,25% / 300 х 238 дн.) за период с 27 июля 2020 года по 21 марта 2021 года;

- 218,08 руб. (41 540 руб. х 4,5% / 300 х 35 дн.) за период с 22 марта 2021 года по 25 апреля 2021 года;

- 346,17 руб. (41 540 руб. х 5% / 300 х 50 дн.) за период с 26 апреля 2021 года по 14 июня 2021 года;

- 312,24 руб. (41 540 руб. х 5,5% / 300 х 41 дн.) за период с 15 июня 2021 года по 25 июля 2021 года;

- 441,02 руб. (41 540 руб. х 6,5% / 300 х 49 дн.) за период с 26 июля 2021 года по 12 сентября 2021 года;

- 392,55 руб. (41 540 руб. х 6,75% / 300 х 42 дн.) за период с 13 сентября 2021 года по 24 октября 2021 года;

- 581,56 руб. (41 540 руб. х 7,5% / 300 х 56 дн.) за период с 25 октября 2021 года по 19 декабря 2021 года;

- 129,47 руб. (41 540 руб. х 8,5% / 300 х 11 дн.) за период с 20 декабря 2021 года по 30 декабря 2021 года (30 декабря 2021 года поступил платеж в размере 500 руб., остаток задолженности по налогу составил 41 040 руб. (41 540 руб. – 500 руб.));

- 523,26 руб. (41 040 руб. х 8,5% / 300 х 45 дн.) за период с 31 декабря 2021 года по 13 февраля 2022 года;

- 181,94 руб. (41 040 руб. х 9,5% / 300 х 14 дн.) за период с 14 февраля 2022 года по 27 февраля 2022 года;

- 519,84 руб. (41 040 руб. х 20% / 300 х 19 дн.) за период с 28 февраля 2022 года по 18 марта 2022 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года № 497 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве в период с 1 апреля по 1 октября 2022 года, в связи с чем пеня по транспортному налогу за 2019, 2020 годы не подлежала начислению в указанный период.

Размер пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2019 год, за период с 2 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года, составляет 3 360,07 руб.:

- 387,48 руб. (24 865 руб. х 4,25% / 300 х 110 дн.) за период с 2 декабря 2020 года по 21 марта 2021 года;

- 130,54 руб. (24 865 руб. х 4,5% / 300 х 35 дн.) за период с 22 марта 2021 года по 25 апреля 2021 года;

- 207,21 руб. (24 865 руб. х 5% / 300 х 50 дн.) за период с 26 апреля 2021 года по 14 июня 2021 года;

- 186,90 руб. (24 865 руб. х 5,5% / 300 х 41 дн.) за период с 15 июня 2021 года по 25 июля 2021 года;

- 263,98 руб. (24 865 руб. х 6,5% / 300 х 49 дн.) за период с 26 июля 2021 года по 12 сентября 2021 года;

- 234,97 руб. (24 865 руб. х 6,75% / 300 х 42 дн.) за период с 13 сентября 2021 года по 24 октября 2021 года;

- 348,11 руб. (24 865 руб. х 7,5% / 300 х 56 дн.) за период с 25 октября 2021 года по 19 декабря 2021 года;

- 394,52 руб. (24 865 руб. х 8,5% / 300 х 56 дн.) за период с 20 декабря 2021 года по 13 февраля 2022 года;

- 110,23 руб. (24 865 руб. х 9,5% / 300 х 14 дн.) за период с 14 февраля 2022 года по 27 февраля 2022 года;

- 530,45 руб. (24 865 руб. х 20% / 300 х 32 дн.) за период с 28 февраля 2022 года по 31 марта 2022 года;

- 565,68 руб. (24 865 руб. х 7,5% / 300 х 91 дн.) за период с 2 октября 2022 года по 31 декабря 2022 года.

Размер пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2020 год, за период с 2 декабря 2021 года по 31 декабря 2022 года, составляет 1 514,05 руб.:

- 98,91 руб. (21 980 руб. х 7,5% / 300 х 18 дн.) за период с 2 декабря 2021 года по 19 декабря 2021 года;

- 348,75 руб. (21 980 руб. х 8,5% / 300 х 56 дн.) за период с 20 декабря 2021 года по 13 февраля 2022 года;

- 97,44 руб. (21 980 руб. х 9,5% / 300 х 14 дн.) за период с 14 февраля 2022 года по 27 февраля 2022 года;

- 468,91 руб. (21 980 руб. х 20% / 300 х 32 дн.) за период с 28 февраля 2022 года по 31 марта 2022 года;

- 500,04 руб. (21 980 руб. х 7,5% / 300 х 91 дн.) за период с 2 октября 2022 года по 31 декабря 2022 года.

Размер пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2021 год, за период с 2 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года, составляет 164,85 руб. (21 980 руб. х 7,5% / 300 х 30 дн.).

Размер пени, начисленной на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год, за период с 2 декабря 2021 года по 31 декабря 2022 года, составляет 151,75 руб.:

- 9,91 руб. (2 203 руб. х 7,5% / 300 х 18 дн.) за период с 2 декабря 2021 года по 19 декабря 2021 года;

- 34,95 руб. (2 203 руб. х 8,5% / 300 х 56 дн.) за период с 20 декабря 2021 года по 13 февраля 2022 года;

- 9,77 руб. (2 203 руб. х 9,5% / 300 х 14 дн.) за период с 14 февраля 2022 года по 27 февраля 2022 года;

- 47 руб. (2 203 руб. х 20% / 300 х 32 дн.) за период с 28 февраля 2022 года по 31 марта 2022 года;

- 50,12 руб. (2 203 руб. х 7,5% / 300 х 91 дн.) за период с 2 октября 2022 года по 31 декабря 2022 года.

Размер пени, начисленной на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2021 год, за период с 2 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года, составляет 57,93 руб. (7 724 руб. х 7,5% / 300 х 30 дн.).

Между тем, из вышеизложенного следует, что пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2020 год в размере 76,93 руб. за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года, а также пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год, в размере 7,71 руб. за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года, были взысканы судебным приказом № 2а-385/2022, который исполнен в полном объеме 2 февраля 2023 года.

Учитывая изложенное размер пени, начисленной до 1 января 2023 года на недоимки по транспортному налогу за 2018, 2019, 2020, 2021 годы, налогу на имущество физических лиц за 2020, 2021 годы, составляет 10 385,20 руб. (5 221,19 руб. + 3 360,07 руб. + 1 514,05 руб. + 164,85 руб. + 151,75 руб. + 57,93 руб. - 76,93 руб. - 7,71 руб.).

Вместе с тем взысканию подлежат пени в пределах заявленных налоговым органом требований в размере 2 238,12 руб.

С 1 ноября 2025 года в законную силу вступил Федеральный закон от 31 июля 2025 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве», положения которого предусматривают, что с 1 ноября 2025 года при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы задолженности, в отношении которых налоговый орган обратился до 1 ноября 2025 года (включительно) в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, если при этом по состоянию на 1 ноября 2025 года по такому заявлению отсутствует вступивший в законную силу судебный акт, до даты вступления в законную силу судебного акта о взыскании указанных сумм.

Таким образом, исчислению подлежит недоимка по налогам, имевшаяся у К. по состоянию на 31 октября 2025 года.

В рамках ЕНС в период с 1 января 2023 года по 31 октября 2025 года в счет погашения задолженности по налогам поступали платежи, которые подлежали зачету в счет погашения задолженности по следующим недоимкам:

- 2 февраля 2023 года в размере 24 267,64 руб. (1 487,04 руб. + 1 500 руб. + 1 487,04 руб. + 1 062,26 руб. + 2 000 руб. + 1 487,05 руб. + 1 500 руб. + 1 062,26 руб. + 1 500 руб. + 500 руб. + 1 062,26 руб. + 1 500 руб. + 458,86 руб. + 1 062,26 руб. + 1 500 руб. + 1 487,04 руб. + 1 062,26 руб. + 1 062,26 руб. + 1 487,05 руб.), в счет погашения недоимки по транспортному налогу за 2020 год (21 980 руб.), налогу на имущество физических лиц за 2020 год (2 203 руб.), пеней в размере 84,64 руб., начисленных на указанные недоимки в период с 2 по 15 декабря 2021 года, взысканных судебным приказом № 2а-385/2022, по назначению поступивших платежей, взысканных в рамках исполнения требований исполнительного документа, находящегося на исполнении в ОСП Калманского района Алтайского края;

- 22 декабря 2023 года в размере 7 640,92 руб., как было указано ранее, в счет погашения недоимки по транспортному налогу за 2017 год в соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации;

- 28 августа 2024 года в размере 9 151,62 руб. в счет погашения недоимки по транспортному налогу за 2019 год в соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации;

- 5 сентября 2024 года в размере 897,01 руб. в счет погашения недоимки по транспортному налогу за 2019 год в соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из изложенного, размер пеней за период с 1 января 2023 года по 13 марта 2024 года, подлежащий начислению на отрицательное сальдо ЕНС в размере 78 752 руб. с учетом его изменения в связи с поступившими в указанный период платежами, начислением 3 декабря 2023 года транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2022 год, составляет 10 584,81 руб.:

- 649,70 руб. (78 752 руб. х 7,5% / 300 х 33 дн.) за период с 1 января 2023 года по 2 февраля 2023 года (2 февраля 2023 года поступили платежи в общем размере 24 183 руб.);

- 2 332,82 руб. (54 569 руб. х 7,5% / 300 х 171 дн.) за период с 2 февраля 2023 года по 23 июля 2023 года;

- 340,15 руб. (54 569 руб. х 8,5% / 300 х 22 дн.) за период с 24 июля 2023 года по 14 августа 2023 года;

- 742,14 руб. (54 569 руб. х 12% / 300 х 34 дн.) за период с 15 августа 2023 года по 17 сентября 2023 года;

- 993,16 руб. (54 569 руб. х 13% / 300 х 42 дн.) за период с 18 сентября 2023 года по 29 октября 2023 года;

- 900,39 руб. (54 569 руб. х 15% / 300 х 33 дн.) за период с 30 октября 2023 года по 1 декабря 2023 года (2 декабря 2023 года начислены транспортный налог за 2022 год в размере 21 980 руб., налог на имущество физических лиц за 2022 год в размере 8 496 руб.);

- 680,36 руб. (85 045 руб. х 15% / 300 х 16 дн.) за период с 2 декабря 2023 года по 17 декабря 2023 года;

- 3 946,09 руб. (85 045 руб. х 16% / 300 х 87 дн.) за период с 18 декабря 2023 года по 13 марта 2024 года.

Размер пени, заявленной административным истцом ко взысканию за период с 1 января 2023 года по 13 марта 2024 года включительно составляет 32 596 руб., вместе с тем, вопреки выводам суда первой инстанции, исходя из вышеприведенного расчета, произведенного судебной коллегией, взысканию подлежат пени в размере 10 584,81 руб.

Доводы жалобы о необоснованном начислении пеней ввиду отсутствия у административного ответчика возможности погасить недоимки по налогам, поскольку 14 июня 2024 года по требованию налогового органа на его банковский счет был наложен арест, подлежат отклонению как необоснованные.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки либо заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат сведений о принятии налоговым органом решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика, решении суда, которым были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика.

Кроме того, период начисления пени, заявленной ко взысканию в настоящем споре, предшествует предполагаемой дате наложения ареста на банковский счет административного ответчика - 14 июня 2024 года, в связи с чем указанный довод не может быть принят во внимание.

Остаток задолженности по транспортному налогу за 2019 год, учитывая поступившие в рамках ЕНС платежи в размерах 9 151,62 руб. и 897,01 руб., составляет 14 816,37 руб. (24 865 руб. - 9 151,62 руб. - 897,01 руб.), в связи с чем выводы районного суда о взыскании задолженности в отношении названной недоимки в полном объеме являются необоснованными.

Исходя из изложенного решение подлежит изменению со взысканием с К. недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 14 816,37 руб., за 2021 год – 21 980 руб., за 2022 год – 21 980 руб., налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере 7 724 руб., за 2022 год – 8 496 руб., пени в размере 2 238,12 руб., начисленные на недоимки по налогам в период до 1 января 2023 года, в связи с невозможностью определения из настоящего административного искового заявления, ответов налогового органа на запросы судебной коллегии конкретных размеров пеней, подлежащих взысканию (налога, налогового периода, периода начисления пени), а также пени в размере 10 584,81 руб., начисленной на отрицательное сальдо ЕНС за период с 1 января 2023 года по 13 марта 2024 года, всего 87 819,30 руб.

В связи с неверным определением общей суммы задолженности, подлежащей взысканию по настоящему административному исковому заявлению, судом первой инстанции неверно определен размер государственной пошлины.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 100 000 руб. составляет 4 000 руб.

В этой связи с учетом суммы удовлетворенных требований 87 819,30 руб. с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования муниципальный район Калманский район Алтайского края в размере 4 000 руб., с изменением решения в соответствующей части.

Доводы жалобы о непринятии судом первой инстанции во внимание указанных административным истцом уважительных причин для отложения судебного заседания (плохие погодные условия) в связи с неявкой последнего подлежат отклонению.

В соответствии с частью 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки.

В рассматриваемом случае отложение судебного заседания являлось правом суда, ходатайство административного ответчика об отложении судебного заседания районным судом разрешено, причины неявки административного ответчика в судебное заседание в виде плохих погодных условий, что зафиксировано в телефонограмме от 19 декабря 2025 года (09:52 часов), не были признаны уважительными, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворения заявленного ходатайства, что не повлекло за собой нарушение прав административного истца, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить достаточным основанием для отмены решения районного суда.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калманского районного суда Алтайского края от 19 декабря 2025 года изменить, изложив резолютивную часть в новой редакции:

«Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю удовлетворить частично.

Взыскать с К., <данные изъяты>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 14 816 рублей 37 копеек, за 2021 год – 21 980 рублей, за 2022 год – 21 980 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2021 года в размере 7 724 рублей, за 2022 год – 8 496 рублей, пени в размере 2 238 рублей 12 копеек, начисленные на недоимки по налогам за период до 1 января 2023 года, а также пени в размере 10 584 рублей 81 копейки, начисленные на отрицательное сальдо единого налогового счета за период с 1 января 2023 года по 13 марта 2024 года, всего взыскать 87 819 рублей 30 копеек.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Взыскать с К. в доход муниципального образования муниципальный район Калманский район Алтайского края государственную пошлину в размере 4 000 рублей».

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу К. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2026 года.



Суд:

Алтайский краевой суд (Алтайский край) (подробнее)

Истцы:

Межрайонная ИФНС №16 по Алтайскому краю (подробнее)

Иные лица:

Межрайонная инспекция ФНС №1 по Алтайский краю (подробнее)

Судьи дела:

Котликова Ольга Петровна (судья) (подробнее)