Решение № 2А-1689/2020 2А-1689/2020~М-1494/2020 М-1494/2020 от 22 октября 2020 г. по делу № 2А-1689/2020





РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил 23 октября 2020 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе судьи Луценко В.В.,

при секретаре Цыбуля А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1689/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании страховых взносов и налога,

установил:


27.07.2020 в суд поступило административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области (далее – МРИ ФНС № 16, налоговый орган) о взыскании с ФИО1 налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <...> руб. и пени, начисленных на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ годы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <...> руб.

В обоснование иска административный истец указал, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Оплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в установленный срок не была произведена.

Основная задолженность по страховым взносам была взыскана постановлениями и направлена для исполнения в отдел судебных приставов.

Налогоплательщику направлялось требование от 07.06.2018 № 10760, от 01.07.2019 № 72669, от 02.07.2019 № 73463 об уплате недоимки.

31.12.2019 мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Нижнего Тагила был вынесен судебный приказ № 2а-3318/2019 о взыскании с ФИО1

пени по единому налогу на вмененный доход в размере 141,34 руб.,

пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии в размере 2270,42 руб.,

пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 6846,64 руб.,

пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, в размере 1166,19 руб.,

налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 144 руб. и пени в размере 7,78 руб.

26.02.2020 судебный приказ отменен определением мирового судьи в связи с поступлением от должника возражений.

Копия административного искового заявления была направлена административным истцом административному ответчику 09.07.2020 (идентификатор 80085050617800).

Учитывая, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, на основании п. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определением суда от 30.07.2020 административное дело принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.

В связи с неполучением ответчиком судебного отправления, определением от 23.09.2020 суд перешел к рассмотрению дела в общем порядке принятия судебного решения, назначив судебное заседание на 23.10.2020.

В судебное заседание представитель административного истца, извещенный 05.10.2020 о времени и месте судебного заседания, не явился, в административном исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик также не явилась в судебное заседание.

Направленная ответчику по адресу регистрации, проверенному судом через отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Нижнетагильское», <адрес>, судебная корреспонденция (идентификатор 80080853257673) возвращена в связи с неполучением адресатом таковой и истечением срока её хранения в отделении связи.

В соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

В силу ст. 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221, ч. 2 отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечению срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Согласно ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Возвращение в суд неполученного административным ответчиком заказного письма с отметкой "по истечении срока хранения" не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и расценивается судом в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением судебного документа. В таких ситуациях предполагается добросовестность органа почтовой связи по принятию неоднократных мер, необходимых для вручения судебного документа, пока не доказано иное.

С учетом изложенного, учитывая, что явка сторон судом обязательной не признавалась, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца, административного ответчика.

Исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

ФИО1 в период с 03.02.2014 по 11.02.2014 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (ИНН <***>).

Обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы была предусмотрена ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившим силу с 01.01.2017 (далее - Закон № 212-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

В связи с утратой силы Федеральным законом № 212-ФЗ с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (часть 1). Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (часть 2).

Статьей 47 НК РФ предусмотрено, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Административным истцом заявлено о взыскании пени на неуплаченную сумму взносов на обязательное медицинское страхование за 2010 и 2011 годы.

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Указанной статьей предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017 и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Данная норма не содержит ограничений по сфере её применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.

Поскольку предъявленные ко взысканию пени начислены на задолженность по страховым взносам за 2010, 2011 год, то указанная недоимка признается безнадежной ко взысканию и подлежат списанию налоговым органом и на неё не могут начисляться и взыскиваться пени.

Также ФИО1 предъявлено ко взысканию задолженность по налогу на имущество в размере 5,75 руб. за 2017 год.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствие со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 400 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит в том числе квартиры и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 2 и 6 соответственно пункта 1 названной статьи).

ФИО1 принадлежало ранее и принадлежит на праве собственности недвижимое имущество – комната, площадью 18,2 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, владение по настоящее время.

Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в 2017 году на территории Муниципального образования «город Нижний Тагил» установлены Решением Нижнетагильской Городской Думы от 27.11.2014 № 44.

Пунктом 4 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом (идентификатор 45092825939273) направлено налоговое уведомление от 04.07.2018 № 23113775 со сроком уплаты налогов до 03.12.2018 на уплату налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 144 руб.

В связи с неоплатой налога в установленный срок в адрес ФИО1 30.07.2019 заказным письмом (идентификатор 45093637546655) направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество в размере 144 руб. и пени в размере 7,74 руб.

Из карточки учета расчетов с бюджетом по налогу на имущество усматривается, что налогоплательщиком была произведена оплата 17.02.2020 в размере 101 руб., 17.02.2020 в размере 14,25 руб., 08.06.2020 погашена задолженность по налогу в порядке зачета в размере 23 руб.

Таким образом, размер неоплаченной задолженности по налогу составляет 144 – 101 – 14,25 – 23 = 5,75 руб.

Данная задолженность подлежит взысканию.

Налоговым органом не пропущен ни срок обращения в суд за выдачей судебного приказа, ни срок обращения в суд с административным иском.

Согласно положений ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. (пункт 1)

Заявление о взыскании налогов и пени подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

Таким образом, порядок определения своевременности подачи заявления о взыскании налогов, зависит от момента накопления общего размера задолженности по истекшим требованиям в размере 3 000 руб. и более.

Из материалов дела видно, что ФИО1 помимо требования № 72669 от 01.07.2019 об уплате налога на имущество в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб. также были выставлены требования

- № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 848,74 руб.,

- № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10322,18 руб.

При таких обстоятельствах обращение в суд должно было произойти не позднее 6 месяцев со дня истечения срока, указанного в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что и было сделано административным истцом.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, п.п. 19 п. 1 ст. 333.36, п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «город Нижний Тагил» государственная пошлина в размере 400 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 286, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в г.Нижний Тагил Свердловской области, проживающей по адресу: <адрес>

в доход бюджета Муниципального образования «город Нижний Тагил» задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 5 руб. 75 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

В удовлетворении административного искового заявления к ФИО1 о взыскании с неё пени, начисленных на недоимку по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2010 и 2011 годы отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.

Решение в окончательной форме принято 06 ноября 2020 года.

Судья подпись Луценко В.В.

Копия верна

Судья Луценко В.В.



Суд:

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила (Свердловская область) (подробнее)

Судьи дела:

Луценко В.В. (судья) (подробнее)