Решение № 2А-16/2020 2А-16/2020(2А-180/2019;)~М-186/2019 2А-180/2019 М-186/2019 от 22 января 2020 г. по делу № 2А-16/2020Воронежский гарнизонный военный суд (Воронежская область) - Гражданские и административные <данные изъяты> ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 января 2020 года город Воронеж Воронежский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Занина К.А., при секретаре Евдокимовой Л.В., с участием представителя начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Воронежской области ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты><данные изъяты> ФИО3 <данные изъяты> об оспаривании действий Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Воронежской области», связанных с отказом в возмещении расходов, ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> и приказом командира указанной воинской части от 4 сентября 2019 года был направлен в командировку в Республику <данные изъяты> для участия в стратегическом командно-штабном учении (далее - СКШУ), куда следовал маршрутом через гор. <данные изъяты> и гор. <данные изъяты>, а 25 сентября 2019 года он обратно прибыл в войсковую часть <данные изъяты>. При этом, во время пребывания в указанных местах его командирования не было организовано обеспечение его жилыми помещениями и питанием, в связи с чем он понес расходы на проживание. Помимо того, личный состав, в том числе он, не изъявил желание на предоставление ему продовольственного пайка. Однако административным ответчиком было отказано в возмещении суточных расходов и расходов на проживание, поскольку участие в СКШУ не является командировкой. Полагая свои права нарушенными, ФИО3 просил суд: «признать незаконными действия начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Воронежской области» (далее - УФО), связанные с отказом ему в возмещении расходов, затраченных им при исполнении служебных обязанностей; обязать начальника УФО повторно рассмотреть вопрос возмещения ему расходов на проживание при исполнении служебных обязанностей в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами; обязать начальника УФО повторно рассмотреть вопрос выплаты компенсации ему по норме положенного продовольственного пайка. Административный истец ФИО3, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл. Представитель УФО ФИО1 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, в обоснование чего указал о том, что участие ФИО3 в СКШУ не является командировкой, в связи с чем суточные расходы и расходы по найму жилого помещения возмещению не подлежат. При этом, в своих возражениях он указал, что согласно порядку работы должностных лиц по организации выплаты летному составу причитающихся денежных средств при выполнении полетов на внебазовых аэродромах и невозможности обеспечения их безвозмездного проживания на фондах Министерства обороны РФ, утвержденного Главнокомандующим ВКС 23 ноября 2019 года, возмещению подлежат расходы на проживание для летного состава по решению главнокомандующего ВКС по представлению соответствующего командира. Представитель командира войсковой части <данные изъяты> ФИО2 и Врио командира войсковой части <данные изъяты>, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли и просили рассмотреть дело без их участия. При этом, Врио командира войсковой части <данные изъяты> просил отказать в удовлетворении требований. Заслушав представителя административного ответчика ФИО1 и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Как следует из телеграммы Врио начальника штаба войсковой части <данные изъяты> от 3 сентября 2019 года №65/4/2217, необходимо организовать в период с 16 по 21 сентября участие военнослужащих войсковой части <данные изъяты>, в том числе ФИО3, в СКШУ Центр-2019. Согласно командировочному удостоверению и выпискам из приказов командира войсковой части <данные изъяты> от 4 сентября 2019 года №180 и от 25 сентября 2019 года №195, ФИО3 в связи с телеграммой Врио начальника штаба войсковой части <данные изъяты> от 3 сентября 2019 года №65/4/2217 убыл 6 сентября 2019 года в войсковую часть <данные изъяты> (Республика <данные изъяты>), следуя маршрутом через аэродромы воинских частей в гор. <данные изъяты> и гор. <данные изъяты>. В войсковую часть <данные изъяты> ФИО3 прибыл 13 сентября 2019 года. При этом, обратно ФИО3 убыл 22 сентября 2019 года из войсковой части <данные изъяты>, а следуя через аэродром воинской части в гор. <данные изъяты> прибыл 25 сентября 2019 года в войсковую часть <данные изъяты>. В соответствии со справкой начальника штаба войсковой части <данные изъяты> от 23 сентября 2019 года, ФИО3 в период нахождения в указанной воинской части бесплатным питанием и проживанием не обеспечивался в связи с отсутствием жилищного фонда. Из сообщения Врид начальника штаба войсковой части <данные изъяты> от 13 января 2020 года №10 следует, что ФИО3 в период нахождения его в гор. <данные изъяты> рапорт о постановке на котловое довольствие не предоставлял, а также имелась возможность размещения военнослужащих в казарменных фондах войсковой части <данные изъяты>. Как следует из сообщения Врио командира войсковой части <данные изъяты>, ФИО3, направленный в сентябре 2019 года для участия в СКШУ, жилыми помещениями в месте проведения СКШУ, а также в местах его остановки в пути следования (аэродромы войсковых частей <данные изъяты> и <данные изъяты>) не обеспечивался. Согласно справкам и кассовым чекам, ФИО3 в период с 6 сентября 2019 года по 11 сентября 2019 года проживал в гостиницах гор. <данные изъяты>, в период с 11 сентября по 13 сентября 2019 года, а также в период с 22 по 24 сентября 2019 года в гостиницах <данные изъяты> в двухместных однокомнатных номерах. В период с 14 по 22 сентября 2019 года ФИО3 проживал в гостиницах в Республике <данные изъяты>. При этом, ФИО3 произвел оплату за проживание в гостиницах гор. <данные изъяты>, гор. <данные изъяты> и Республики <данные изъяты>. Как следует из ходатайства командира войсковой части <данные изъяты> от 4 октября 2019 года №1421, адресованного в адрес УФО, командир войсковой части <данные изъяты> просил разрешения выплатить военнослужащим войсковой части <данные изъяты> компенсацию расходов (на проживание и суточные), принимавших участие в данных мероприятиях. Из ответа УФО от 21 октября 2019 года, адресованного командиру войсковой части <данные изъяты> следует, что суточные расходы и расходы по найму жилого помещения не подлежат возмещению, поскольку СКШУ не являются служебной командировкой. В силу пунктов 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права. В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 3, пунктом 1 статьи 21, пунктом 4, 5 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Убытки, причинные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из Федерального закона от 1 декабря 2007 года №311-ФЗ следует, что абзац 4 пункта 1 ст.14 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», предусматривающий продовольственное обеспечение военнослужащих в форме выплаты денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка, утратил силу с 1 декабря 2007 года. Согласно пунктам 118, 125 и 130 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30.12.2011 №2700, военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы). Не считаются командировками поездки военнослужащих принимающих в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) непосредственное участие в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, определенных в пункте 58 настоящего Порядка. Суточные не выплачиваются военнослужащим за участие в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой (учебно-боевой) подготовки в полевых условиях, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части при выполнении этих мероприятий за пределами территории Российской Федерации. Таким образом, в судебном заседании установлено, что на основании телеграммы Врио командира войсковой части <данные изъяты> от 3 сентября 2019 года №65/4/2217 и приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 4 сентября 2019 года №180 <данные изъяты> ФИО3 был направлен для участия в СКШУ в Республику <данные изъяты>, куда следовал маршрутом через аэродромы воинских частей в гор. <данные изъяты> и гор. <данные изъяты>. При этом, ФИО3 в сентябре 2019 года в период нахождения его в гор. <данные изъяты> и гор. <данные изъяты>, а также в месте проведения СКУШУ - Республике <данные изъяты> проживал в гостиницах и понес фактические расходы за проживание. В судебном заседании также установлено, что ФИО3 в гор. <данные изъяты> при возможности размещения в казарменном фонде войсковой части <данные изъяты> жилым помещением обеспечен не был. Вместе с тем, он также не был обеспечен жилыми помещениями в гор. <данные изъяты> и в месте проведения СКУШУ - Республике <данные изъяты> в связи с отсутствием жилищного фонда. 4 октября 2019 года командир войсковой части <данные изъяты> обратился в УФО с ходатайством о разрешении выплаты военнослужащим войсковой части <данные изъяты> компенсации расходов (на проживание и суточные), принимавших участие в данных мероприятиях. Однако 21 октября 2019 года УФО отказало в выплате упомянутых выше расходов, в обоснование чего было указано о том, что СКШУ не являются служебной командировкой. С учетом изложенного и принимая во внимание, что приведенные правовые нормы устанавливают для военнослужащих единую систему правовой и социальной защиты, материального и иных видов обеспечения с учётом выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы, суд приходит к выводу о том, что проживание военнослужащего за счет личных средств вне места постоянной дислокации воинской части, в которой он проходит военную службу, в связи с выполнением приказа командира или служебного задания действующим законодательством не предусмотрено. Таким образом, вопреки доводам административного ответчика, то обстоятельство, что СКШУ не являются служебной командировкой, не может ограничивать прав ФИО3, предоставленных законом, в случае, если он вынужден был в целях выполнения отданных ему в установленном порядке командиром распоряжений нести дополнительные расходы на проживание за свой счет ввиду того, что в период выезда его в другие населенные пункты не был решен вопрос об обеспечении его жильем. При этом, ссылку представителя УФО ФИО1 о том, что согласно порядку работы должностных лиц по организации выплаты летному составу причитающихся денежных средств при выполнении полетов на внебазовых аэродромах и невозможности обеспечения их безвозмездного проживания на фондах Министерства обороны РФ, утвержденного Главнокомандующим ВКС 23 ноября 2019 года, возмещению подлежат расходы на проживание для летного состава по решению главнокомандующего ВКС по представлению соответствующего командира, суд находит беспредметной, поскольку УФО отказало в выплате расходов на проживание 21 октября 2019 года, то есть когда упомянутый порядок еще не был принят. При этом, как приведено выше, УФО было отказано в выплате расходов на проживание в связи с тем, что СКШУ не являются служебной командировкой. Более того, в упомянутом порядке указано о том, что кроме возмещения затрат на проживание летному составу за весь период участия в мероприятиях, определенных перечнем, выплачивается соответствующая надбавка. Это обстоятельство дополнительно свидетельствует о том, что за весь период участия в мероприятиях, определенных перечнем, в которой также включены СКШУ, военнослужащим выплачиваются не только соответствующая надбавка, но и расходы на проживание при отсутствии возможности их безвозмездного размещения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворении требований административного истца в части признания незаконными действий УФО, связанных с отказом ФИО3 возмещения расходов на проживание, произведенных им при исполнении служебных обязанностей, и возложения на начальника УФО обязанности повторно рассмотреть вопрос возмещения ФИО3 расходов на проживание, произведенных им при исполнении служебных обязанностей, в размере фактических затрат. Вместе с тем, принимая во внимание, что суточные расходы подлежат возмещению военнослужащим в связи с нахождением их в служебной командировке, а в соответствии с приведенным выше Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации СКШУ не является таковой, суд приходит к выводу о том, что УФО правомерно было отказано в выплате суточных расходов. При этом само по себе оформление приказов командования о направлении военнослужащего в командировку и выдача ему командировочного удостоверения в этом случае не может повлечь возникновение у него тех или иных прав, в том числе на возмещение суточных расходов, и изменить существо реально имевших место правоотношений. С учетом приведенных обстоятельств и поскольку командование воинской части обратилось в УФО для разрешения вопроса о выплате суточных расходов, а не как заявлено требование административным истцом - выплата компенсации по норме положенного продовольственного пайка, а также принимая во внимание, что в соответствии с приведенным выше Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №311-ФЗ продовольственное обеспечение военнослужащих в форме выплаты денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка исключено с 1 декабря 2007 года, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО3 в части признания незаконными действий начальника УФО, связанными с невыплатой ему компенсации по норме положенного продовольственного пайка, и возложения на указанное должностное лицо обязанности повторно рассмотреть вопрос выплаты упомянутой компенсации. В соответствии со ст. 111 КАС РФ суд считает необходимым взыскать с УФО в пользу административного истца 300 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за подачу административного искового заявления в суд. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, военный суд Административное исковое заявление военнослужащего войсковой части <данные изъяты><данные изъяты> ФИО3 <данные изъяты> об оспаривании действий Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Воронежской области», связанных с отказом в возмещении расходов, удовлетворить частично. Признать незаконными действия Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Воронежской области», связанные с отказом ФИО3 возмещения расходов на проживание, произведенных им при исполнении служебных обязанностей. Обязать начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Воронежской области» повторно рассмотреть вопрос возмещения ФИО3 расходов на проживание, произведенных им при исполнении служебных обязанностей, в размере фактических затрат. В удовлетворении требований ФИО3 в части признания незаконными действий начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Воронежской области», связанными с невыплатой ФИО3 компенсации по норме положенного продовольственного пайка, и возложения на указанное должностное лицо обязанности повторно рассмотреть вопрос выплаты ФИО3 компенсации по норме положенного продовольственного пайка отказать. Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Воронежской области» в пользу ФИО3 300 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за подачу административного искового заявления в суд. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. <данные изъяты> Председательствующий по делу К.А. Занин <данные изъяты>а Истцы:Туманов Илья Борисович (подробнее)Ответчики:ФКУ УФО МО РФ по Воронежской области (подробнее)Иные лица:Командир войсковой части 23326 (подробнее)командир войсковой части 45117 (подробнее) Судьи дела:Занин Константин Анатольевич (судья) (подробнее)Судебная практика по:Упущенная выгодаСудебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ Возмещение убытков Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ |