Решение № 2А-524/2020 2А-524/2020~М-468/2020 М-468/2020 от 8 октября 2020 г. по делу № 2А-524/2020

Задонский районный суд (Липецкая область) - Гражданские и административные



Дело № 2а-524/2020


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

08 октября 2020 года г. Задонск

Задонский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Леоновой Л.А.

при секретаре Стуровой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Липецкой области к ФИО1 о восстановлении пропущенного процессуального срока, взыскании обязательных платежей и санкций

УСТАНОВИЛ:


Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Липецкой области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по требованию № 1848 от 10.03.2017 года в размере 7576 рублей, восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного иска.

В обоснование иска ссылается на то, что ФИО1 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №3 по Липецкой области. В адрес ответчика направлялось требование № 1848 (об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, (для организаций), индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 10.03.2017 года об уплате задолженности на общую сумму 7576 рублей в срок до 30.03.2017 года. Данная задолженность в установленный в требовании срок и до настоящего времени не погашена. Указывает, что с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы, и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации. Возложение функции администратора страховых взносов на Федеральную налоговую службу потребовало проведения приема (передачи) сведений о сальдо расчетов по страховым взносам. Полученные сведения о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 01.01.2017, требовали корректировки в рамках межведомственного взаимодействия на региональном уровне, в том числе после получения налоговым органом от плательщика страховых взносов соответствующего заявления в случае его несогласия с сальдо расчетов. Названные обстоятельства явились причиной пропуска налоговым органом срока для обращения в суд с целью взыскания задолженности, в связи с чем, просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу настоящего административного иска.

Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России №3 по Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась судом надлежащим образом.

Исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Как следует из содержания искового заявления, в адрес ответчика направлялось налоговое требование № 1848 от 10.03.2017 года об уплате недоимки по налогу в размере 7576 рублей в срок до 30 марта 2017 года.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих направление в адрес административного ответчика указанного налогового требования, административным истцом не представлено.

На момент подачи административного искового заявления установленный законом шестимесячный срок, с учетом времени, предоставленного для исполнения названного требования, истекал 30 сентября 2017 года. С настоящим административным иском о взыскании образовавшейся задолженности и штрафных санкций межрайонная ИФНС России №3 по Липецкой области обратилась в суд 17 сентября 2020 года, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока, кроме того, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций налоговой орган не обращался. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока, налоговым органом в судебное заседание не представлено.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Доводы административного истца о том, что с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы, в связи с чем, потребовалось проведение приема (передачи) сведений о сальдо расчетов по страховым взносам, их корректировки в рамках межведомственного взаимодействия на региональном уровне, в том числе, после получения налоговым органом от плательщика страховых взносов соответствующего заявления в случае его несогласия с сальдо расчетов, при установленных судом обстоятельствах, не могут быть признаны в качестве уважительных причин пропуска срока на обращение в суд.

Объективно следует исходить из того, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренные законом сроки обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, а в последующем с исковым заявлением, не имелось. Столь существенное не соблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть мотивировано высокой загруженностью и проведением работы по взысканию налогов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьями 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Заявленное при подаче иска ходатайство представителя административного истца о восстановлении пропущенного срока обращения в суд не содержит данных об уважительности причин такого пропуска, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление Межрайонной ИФНС России №3 по Липецкой области о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскании задолженности по уплате налога с ФИО1 по требованию № 1848 от 10.03.2017 года в размере 7576 рублей, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Липецкой области к ФИО1 о восстановлении срока для подачи административного искового заявления, взыскании задолженности по уплате налога по требованию №1848 от 10.03.2017 года в размере 7576 рублей, отказать.

Решение может быть обжалованию в Липецкий областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Задонский районный суд Липецкой области.

Председательствующий Л.А.Леонова

Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2020 года.

Председательствующий Л.А.Леонова



Суд:

Задонский районный суд (Липецкая область) (подробнее)

Судьи дела:

Леонова Л.А. (судья) (подробнее)