Решение № 2А-4820/2020 2А-4820/2020~М-4723/2020 М-4723/2020 от 25 ноября 2020 г. по делу № 2А-4820/2020




Дело № 2а-4820/2020 КОПИЯ

УИД- 66RS0001-01-2020-004723-93

Мотивированное
решение
изготовлено 25.11.2020 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

11 ноября 2020 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., при секретаре судебного заседания Ксинтарис Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску

Лугина Дмитрия Александровича к Призывной комиссии Кировского района г. Екатеринбурга о признании решения от *** незаконным,

установил:


Лугин Д.А. (далее - административный истец) обратился в суд с указанным административным иском, в котором просит: признать незаконным решение от *** Призывной комиссии Кировского района г. Екатеринбурга о его призыве в ВС РФ.

Требования иска мотивированы тем, что при прохождении *** призывной комиссии, им была представлена выписка из приказа Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина от *** *** о зачислении в аспирантуру с *** по *** на очную форму обучения по специальности «Социологические науки», код 39.06.01. Кроме того, при прохождении комиссии им были представлены медицинские документы, содержащие наличие подтвержденного заболевания, а также озвучены жалобы на состояние здоровья. Несмотря на это, в отношении него было принято решение о годности к прохождению военной службы, о чем вынесено решение. По жалобе истца на указанное решение в Военный комиссариат ответа не последовало, что послужило основанием для обращения в суд.

В порядке подготовки к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Военный комиссариат Свердловской области.

Административный истец в судебном заседании доводы и требования иска поддержал по предмету и основаниям, на их удовлетворении настаивал.

Представитель административного ответчика по доверенности Немытов Т.Л. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по доводам письменного отзыва, который приобщил в дело. Согласно доводам письменного отзыва, истец не имеет право на отсрочку от военной службы, поскольку, поступил в аспирантуру не по то же специальности, по которой получил высшее образование. Просит отказать в удовлетворении иска.

Представитель заинтересованного лица по доверенности Коновалова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам письменного отзыва, который приобщила в дело. Доводы письменного отзыва аналогичны доводам письменного отзыва административного ответчика. Просит отказать в удовлетворении иска.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего дела, иные представленные сторонами доказательства, в их совокупности и каждое в отдельности, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Лугин Д.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате Кировского района г. Екатеринбурга.

В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно положениям статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию нарушения права, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд с заявлением. Соблюдение требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам подлежит доказыванию органом, организацией, лицом, наделенным государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон о воинской службе).

Как определено в Федеральным законом о воинской обязанности, основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона о воинской обязанности, подпункта "г" пункта 50 раздела IX Постановления Правительства Российской Федерации № 719 от 27 ноября 2006 года "Об утверждении Положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона о воинской обязанности, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Как установлено судом, решением призывной комиссии Кировского района г.Екатеринбурга (далее - Призывная комиссия) *** от *** Лугин Д.А. был призван в ряды ВС РФ (категория годности Б4-годен к военной службе с незначительными ограничениями).

Положениями подпунктов «а» и «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены категории лиц, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу.

Согласно п.п. «б» п. 3 Приложения №32 к Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663" (вместе с "Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе"), (далее - Инструкция) документами, подтверждающими наличие у гражданина оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу в связи с получением послевузовского профессионального образования, является предоставление призывной комиссии подлинников документов: диплом о высшем профессиональном образовании, справка по ф.№2.

Из выписки из приказа Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина от *** *** установлено, что Лугин Д.А. зачислен в аспирантуру с *** по *** на очную форму обучения по специальности «Социологические науки», код 39.06.01.

Факт предоставления *** Лугиным Д.А. указанного документа (справки по форме №2) и приобщении его к материалам личного дела призывника, стороной ответчика не оспаривается. Довод о том, что указанный документ сначала был передан Лугиным Д.А. не уполномоченному лицу и предоставлен только после прохождения комиссии, правового значения не имеет.

Вместе с тем, при получении указанного документа уполномоченным лицом военкомата, решение от *** не было отменено.

Основанием для сохранения оспариваемого решения в силе, по мнению ответчика, послужило отсутствие оснований для предоставления Лугину Д.А. отсрочки от прохождения военной службы.

Как указывает ответчик и подтверждается материалами дела, в ходе дополнительного изучения материалов личного дела призывника Лугина Д.А., в т.ч. представленных справок о поступлении (окончании) высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура) и зачислении в образовательное учреждение по программе послевузовского образования (аспирантура) было установлено следующее:

- в 2013 г. административный истец поступил в ФГАОУВО «Уральский федеральный университет (далее - УрФУ) (приказ *** (*** от ***) по специальности «Государственное и муниципальное управление, Государственные и муниципальные услуги» (бакалавр) код 38.03.04. Срок окончания образовательного учреждения *** (Справка ФГАОУВО *** от ***).

- *** решением призывной комиссии Лугину Д.А. была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы по пп. «а» п. 2 ст. 24 Закона, на период обучения по программе «бакалавр» до ***.

- в 2017 г. Лугин Д.А., имея высшее профессиональное образование, продолжил обучение в УрФУ, по специальности «Государственное и муниципальное управление, Исследование и аналитика ГМУ» (магистр) код 38.04.04 (приказ *** (ИГУП-***) от ***). Срок окончания образовательного учреждения *** (Справка ***(74) от?***.).

- *** решением призывной комиссии Лугину Д.А. была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы по пп. «а» п. 2 ст. 24 Закона, на период обучения по программе «магистр» до ***.

- в *** году Лугин Д.А. продолжил обучение в УрФУ по специальности «Социальные науки. Экономическая социология и демография» (аспирант) код 39.06.01 (приказ *** от ***). Срок окончания обучения по программам послевузовского образования и защиты квалификационной работы *** (Справка *** от ***.).

По мнению стороны ответчика, исходя из этого, Лугин Д.А. подлежал призыву на военную службу в период призыва осень *** г., (проходил мероприятия призыва), а также весна *** г., осень *** г. в виду того, что обучение по программе послевузовского образования «Аспирант» была изменена с кода 38.04.04 («Государственное и муниципальное управление, Исследование и аналитика ГМУ») на код 39.06.01 («Социальные науки. Экономическая социология и демография»).

Как указывает ответчик, по этим обстоятельствам, оснований для предоставления отсрочки по п.п. «б» п. 2 ст. 24 Закона в данном случае не имеется.

Вместе с тем, указанные выводы административного ответчика и заинтересованного лица являются ошибочными, основаны на неверном понимании закона в виду следующего.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование (часть 1 статьи 43).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации обеспечение данного права является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства (постановление от 15 мая 2006 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы").

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования, понимает под образованием единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (пункт 1 статьи 2).

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются в том числе на принципах признания приоритетности образования, а также обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.

Из статьи 10 приведенного Федерального закона следует, что образование включает в себя среди прочего профессиональное образование, которое реализуется по уровням образования (части 2 и 3). Одним из уровней профессионального образования является высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (пункт 4 части 5 названной статьи).

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3 статьи 43).

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 апреля 2018 года 15-П, закрепление Конституцией Российской Федерации в числе основных конституционных прав права каждого на образование подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) высшего образования.

Для обеспечения баланса между указанной целью и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства, укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва на военную службу в Федеральном законе от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе” (далее - Закон), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Согласно п.п. "а" пункта 2 статьи 24 Закон, право на отсрочку от призыва на военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения по программам бакалавриата, и программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 24 Закона, право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регулируя общественные отношения, возникающие в сфере образования, рассматривает одним из уровней профессионального образования высшее образование - подготовку кадров высшей квалификации (пункт 4 части 5 названной статьи).

К основным образовательным программам относятся образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки (пункта "б" части 3 статьи 12).

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура) (часть 4 статьи 69).

Приказом Минобрнауки России от 10.12.2014 N 1567 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)" утвержден прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата).

Приказом Минобрнауки России от 26.11.2014 N 1518 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)" утвержден прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры).

Приказом Минобрнауки России от 30.07.2014 N 899 (ред. от 30.04.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.06.01 Социологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" утвержден прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.06.01 Социологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации).

При этом, в п. 3.3 указанного стандарта срок получения образования по программе аспирантуры: в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 3 года. Объем программы аспирантуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.

Одним из прав обучающегося является право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (пункт 15 части 1 статьи 34).

Для обеспечения баланса между правом на образование и воинской обязанностью путем призыва на военную службу в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.

При таком положении Лугин Д.А. имел право на отсрочку от призыва на военную службу для обучения по направлению подготовки 39.06.01 Социологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" после окончания высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры) в пределах сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации (3 года) и защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения, а призывная комиссия имела возможность решением от *** предоставить ему отсрочку в связи с обучением в аспирантуре до *** и на время защиты диссертации.

Более того, указанная отсрочка позволит в полной мере обеспечить возможность реализации административным истцом своих конституционных прав: на высшее образование (подготовку кадров высшей квалификации) - путем прохождения обучения в аспирантуре и защиту квалификационной работы (диссертации).

Иной подход, который применил административный ответчик, нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, распространяется не только на права, непосредственно закрепленные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона (постановления от 14 июля 2005 года N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа" и от 8 декабря 2017 года N 39-П "По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Г. Ахмадеевой, С.И. Лысяка и А.Н. Сергеева").

При таком положении административный истец имел право на сохранение отсрочки от призыва на военную службу для обучения в аспирантуре в пределах сроков получения высшего образования и защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения.

Кроме того, как указывает административный истец, при прохождении медицинской комиссии, им были предоставлены документы о наличии диагноза хронический панкреатит, включая акт дополнительного медицинского обследования в Поликлинике *** ***2 *** *** (оригинал акта должен находится в его личном деле призывника), по результатам прохождения которой ему был поставлен окончательный диагноз - хронический паренхиматозный панкреатит, болевая форма, непрерывно-рецидивирующее течение с внешнесекреторной недостаточностью, Синдром Жильбера, а также, включая копию выписки из стационара гастроэнтерологического отделения ГКБ *** с *** по ***, где ему был поставлен основной диагноз - синдром раздраженного кишечника, хронический паренхиматозный панкреатит с нарушением экзокринной функции, обострение.

Данный диагноз, на основании графы 1 расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013г. ***), соответствует статье 596 (с умеренным нарушением функций и частыми обострениями), поскольку истец имеет частые обострения (более двух раз в год), которые отражены в копии медицинской карты, находящейся в личном деле призывника.

Также административный истец указывает, что при прохождении медицинской комиссии, им были предоставлены жалобы касательно здоровья врачу-хирургу, поскольку истец имеет порез сухожилия безымянного пальца на левой руке, по причине которого ему *** была проведена операция. Врачом-хирургом данные жалобы были проигнорированы, врач-хирург отказался осматривать истца и поставил некорректную категорию годности, что нарушает п. 4 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в котором отмечено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

На данный момент, со слов административного истца, у него нарушена функция моторики безымянного пальца левой кисти, что, на основании графы 1 расписания болезней и ТДТ?(приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ***. ***), соответствует статье 69в (с незначительным нарушением функций).

Указанные доводы стороной административного ответчика, в нарушение ст. 226 КАС РФ, не опровергнуты, возражения и доказательства, подтверждающие данные доводы суду не были представлены.

При таких обстоятельствах, вынесенное в отношении административного истца решение, нельзя признать законным.

Указанное решение подлежит отмене с разрешением вопроса о предоставлении административному истцу отсрочки от прохождения военной службы.

При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


административное исковое заявление Лугина Дмитрия Александровича к Призывной комиссии Кировского района г. Екатеринбурга о признании решения от *** незаконным – удовлетворить.

Признать незаконным решение призывной комиссии Кировского района г. Екатеринбурга *** от *** о призыве Лугина Дмитрия Александровича, *** г.р., на военную службу и присвоении категории годности.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ Е.А. Шимкова



Суд:

Кировский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область) (подробнее)

Судьи дела:

Шимкова Екатерина Алексеевна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Упущенная выгода
Судебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ

Ответственность за причинение вреда, залив квартиры
Судебная практика по применению нормы ст. 1064 ГК РФ

Возмещение убытков
Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ