Решение № 2А-253/2026 2А-253/2026(2А-3553/2025;)~М-1269/2025 2А-3553/2025 М-1269/2025 от 11 мая 2026 г. по делу № 2А-253/2026Нижневартовский городской суд (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) - Административное Именем Российской Федерации 24 апреля 2026 года город Нижневартовск Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Киселёвой В.А., при секретаре судебного заседания Рутц Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №10 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом изменений и уточнений требований просит взыскать с административного ответчика транспортный налог за 2021 год в размере 13 384 рублей; пени в размере 1 243,82 рублей с 06.12.2022 года по 23.10.2023 года, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2021 год на сумму 13 384 рубля; пени в размере 1 243,82 рублей с 06.12.2022 года по 23.10.2023 года, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2020 год на сумму 13 384 рубля; пени в размере 1 226,72 рублей с 06.12.2022 года по 23.10.2023 года, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2019 год на сумму 13 200 рублей; пени в размере 1 054,06 рублей с 06.12.2022 года по 23.10.2023 года, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2018 год на сумму 11 342,13 рубля. В обоснование указано, что административным ответчиком в установленные сроки не исполнена обязанность по оплате транспортного налога за 2018, 2019, 2021 годы. Мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с налогоплательщика недоимки по налогам от 27.11.2023 года, который определением судьи от 16.01.2025 года был отменен. Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МИФНС России № 6 по ХМАО-Югре, УФНС России по ХМАО-Югре, ФНС России, УФССП России по ХМАО-Югре, судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району УФССП России по ХМАО-Югре ФИО2 Представитель административного истца, административный ответчик, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, явку которых суд не признал обязательной, административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц. Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Налоговый кодекс РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Статьей 356 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге. В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса. Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, нашедшей отражение в Определении от 24.04.2018 года № 1069-О, Определении от 17.12.2020 года № 2864-О, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков. Согласно пунктам 1, 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно сведениям из регистрирующих органов в период с 2018 года по 2021 год за ФИО1, <дата> года рождения, были зарегистрированы транспортные средства: автомобиль легковой М412ИЭ, государственный регистрационный знак №; автомобиль легковой универсал Мицубиси Аутлендер 3.0, государственный регистрационный знак <***>. Согласно статье 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Из материалов дела следует, что на имя ФИО1 сформировано налоговое уведомление от 01.09.2022 № 27511633 об уплате не позднее 01.12.2022 транспортного налога за 2021 год на общую сумму 13 384 рублей. Данное уведомление направлено в личный кабинет налогоплательщика и получено им 16.09.2022. С 01.01.2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий введение института Единого налогового счета, в связи с чем, Единый налоговый платеж и Единый налоговый счет стали обязательными для всех налогоплательщиков. Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации является общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных настоящим Кодексом, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица. Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: денежного выражения совокупной обязанности; денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа. Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности. Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности. Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо ЕНС и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму долга. При этом, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено направление налогоплательщику нового, дополнительного или уточненного требования об уплате задолженности, в случае изменения суммы задолженности, то есть общей суммы недоимок, пеней, штрафов в сторону уменьшения или увеличения, равной размеру отрицательного сальдо ЕНС. В связи с наличием отрицательного сальдо ЕНС, по состоянию на 27.06.2023 налоговым органом сформировано требование № 4748 об уплате ФИО1 задолженности, составляющей отрицательное сальдо по ЕНС, в том числе по транспортному налогу в размере 51 678,13 рублей, пени в сумме 8 354,30 рублей. Срок исполнения требования установлен до 26.07.2023. Данное требование направлено налогоплательщику в личный кабинет и получено им 30.07.2023. В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для обращения налоговой инспекции (как контрольного органа) в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, а требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы. Взыскание налоговой задолженности с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, регулируется статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности, в том числе: в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей (абзац 1); не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей (абзац 2). Материалами дела подтверждается, что Межрайонная ИФНС России № 10 по ХМАО - Югре 24.11.2023 обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности в сумме 48 402,73 рублей, в том числе: по транспортному налогу за 2018-2021 годы в размере 37 926,13 рублей, и пени в размере 10 476,60 рублей, начисленной за период с 06.12.2022 по 23.10.2023. По указанному заявлению мировым судьей судебного участка № 10 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска ХМАО – Югры, и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска ХМАО – Югры, 27.11.2023 вынесен судебный приказ № 2А-74-2102/2023 о взыскании с ФИО1 требуемой задолженности в полном объеме. Данный судебный приказ был предъявлен в ОСП по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району для исполнения, судебным приставом-исполнителем 30.05.2024 возбуждено исполнительное производство № 518631/24/86010-ИП, которое было прекращено 29.01.2025 в связи с отменой 16.01.2025 судебного приказа. Сумма, взысканная по исполнительному производству, составила 0 рублей. С настоящим административным иском в Нижневартовский городской суд налоговый орган обратился 21.02.2025, то есть в установленный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа. Установив, что обязанность по уплате транспортного налога за 2021 год налогоплательщиком своевременно не исполнена, доказательств обратного суду не представлено, при этом налоговым органом соблюден срок и порядок взыскания с ФИО1 налоговой задолженности, административные исковые требования налогового органа о взыскании транспортного налога с физических лиц за 2021 год в размере 13 384 рублей подлежат удовлетворению. В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налогов и сборов с нарушением сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Пунктами 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего дня за установленным законодательством. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17.12.1996 № 20-П, Определение от 08.02.2007 № 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17.02.2015 № 422-О, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, начисление пени непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет, поскольку пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Поскольку процедура взыскания налоговым органом с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2021 год соблюдена, действия налогового органа по начислению в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени, начисленных за указанный в административном иске период, за неуплату указанной недоимки в установленный законом срок, являются правомерными и подлежат удовлетворению в заявленном налоговым органом размере. Из письменных пояснений административного истца следует, что ФИО1 задолженность по транспортному налогу физических лиц за 2018 год погашена в полном объеме, что подтверждено платежными поручениями от 26.12.2024 № 7734; задолженность по транспортному налогу за 2019 год погашена в полном объеме, что подтверждено платежными поручениями от 26.12.2024 № 7734, от 26.02.2025 №10956 и от 26.02.2025 № 10928. Кроме того, решением Нижневартовского городского суда от 24.01.2023, вступившим в законную силу 28.02.2023, по административному делу № 2а-462/2023 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 10 по ХМАО-Югре с ФИО1 взыскана, в том числе, задолженность по транспортному налогу за 2020 год. На основании указанного решения в ОСП по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району 06.06.2024 возбуждено исполнительное производство №547426/24/86010-ИП, которое 04.03.2025 окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме. Поскольку процедура взыскания с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2018-2020 годы налоговым органом соблюдена, имеются основания для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с административного ответчика пени, начисленной на указанные недоимки за период с 06.12.2022 по 23.10.2023. Проверив расчет административного истца, с ФИО1 подлежат взысканию пени по транспортному налогу за 2018-2020 годы в заявленном налоговым органом размере. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ административный истец освобождён от уплаты государственной пошлины. В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, и зачисляются в доход федерального бюджета. Согласно абзацу 10 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации). Учитывая изложенное, с административного ответчика в местный бюджет муниципального образования город Нижневартовск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей. Руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить. Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения (ИНН №), в доход соответствующего бюджета: транспортный налог за 2021 год в размере 13 384 рублей; пени в размере 1 243,82 рублей с 06.12.2022 года по 23.10.2023 года, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2021 год на сумму 13 384 рубля; пени в размере 1 226,72 рублей с 06.12.2022 года по 23.10.2023 года, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2019 год на сумму 13 200 рублей; пени в размере 1 054,06 рублей с 06.12.2022 года по 23.10.2023 года, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2018 год на сумму 11 342,13 рубля; пени в размере 1 243,82 рублей с 06.12.2022 года по 23.10.2023 года, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2020 год на сумму 13 384 рубля, всего взыскать 18 152,42 рубля. Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, ИНН №, в доход бюджета муниципального образования город Нижневартовск государственную пошлину в размере 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Мотивированное решение составлено 12.05.2026 года. Судья В.А. Киселёва КОПИЯ ВЕРНА: Судья В.А. Киселёва подлинный документ находится в Нижневартовском городском суде ХМАО - Югры в материалах дела № 2а-253/2026 Суд:Нижневартовский городской суд (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) (подробнее)Истцы:Межрайонная ИФНС России №10 по ХМАО-Югре (подробнее)Иные лица:Безрученкова Разина Разимовна Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району УФССП России по ХМАО-Югре (подробнее)Межрайонная ИФНС России №6 по ХМАО-Югре (подробнее) УФНС России по ХМАО - Югре (подробнее) УФССП России по ХМАО-Югре (подробнее) ФНС России (подробнее) Судьи дела:Киселева В.А. (судья) (подробнее) |