Решение № 2-2792/2020 от 19 октября 2020 г. по делу № 2-2792/2020




Дело № 2-2792/2020

УИД – 92RS0002-01-2019-003394-72


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

19 октября 2020 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Примака М.В.,

при секретаре Буйко Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:


Истец ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обратилось в Гагаринский районный суд г. Севастополя с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств – незаконно полученной денежной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 3477540 руб.

Определением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 30 октября 2019 года гражданское дело № 2-3369/2019 по иску Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 о взыскании денежных средств передано на рассмотрение по подсудности в Ленинградский районный суд г. Калининграда.

В обоснование заявленных требований указано, что решением начальника 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России №/сев от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 1 человек. Решением начальника отдела №/сев от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 3477540 руб.

В ходе проведения проверки учетного дела военной прокуратурой установлено, что вышеуказанные решения противоречат требованиям закона и подлежат отмене.

Заместителем начальника ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ принято решение № о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Основанием для принятия решения послужило установление факта приобретения военнослужащим жилого помещения в период брака по адресу: <адрес>, общей площадью 67,4 кв.м., по договору купли-продажи в равнодолевую собственность военнослужащего ФИО1, его супруги и дочери, по 1/3 доли каждому. В 2007 году 1/3 доли ФИО1 по договору дарения передал дочери ФИО3, которая в 2009 году по договору дарения передала 2/3 доли супруге ответчика – ФИО4 Приобретенная в браке квартира принадлежала супруге ответчика до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся членом семьи собственника жилого помещения, в связи с чем, не имел права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и последующее получение субсидии для приобретения жилого помещения.

О незаконности решений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ также свидетельствует то обстоятельство, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ было обжаловано ответчиком в Севастопольский гарнизонный военный суд, который ДД.ММ.ГГГГ отказал в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании решения в части, касающейся снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение протестов военного прокурора решения № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ отменены ДД.ММ.ГГГГ решениями начальника 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России №, соответственно. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлено уведомление в добровольном порядке возвратить денежные средства, полученные им в качестве жилищной субсидии, однако денежные средства в бюджет государства не поступили. На основании ст. ст. 1102-1109 Гражданского кодекса Российской Федерации с ответчика ФИО1 подлежит взысканию полученная без законных на то оснований денежная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 3477540 руб.

Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили, истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся сторон.

Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с 1985 года ФИО1 непрерывно проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В 2010 году был зачислен в распоряжение военного коменданта военной комендатуры гарнизона Севастополь, в 2012 году в распоряжение командующего Черноморским флотом с содержанием при войсковой части 06984. Приказом командующего Черноморским флотом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы на момент увольнения составила более 35 лет. Приказом командира войсковой части 06984 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 исключен из списков части с ДД.ММ.ГГГГ.

Из жилищного дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с ФИО2, которой присвоена фамилия супруга. ДД.ММ.ГГГГ у супругов родилась дочь ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, его супруга и дочь на основании договора купли-продажи приобрели в долевую собственность, по 1/3 доли, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Б, <адрес>, общей площадью 67,4 кв.м. Ответчик ДД.ММ.ГГГГ подарил свою долю в квартире дочери, которая ДД.ММ.ГГГГ подарила 2/3 доли в квартире своей матери ФИО4, последняя осуществила отчуждение квартиры по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из домовой книги квартиросъёмщика на ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 являлась собственником указанного жилого помещения, зарегистрирована в нем. В жилом помещении были зарегистрированы по месту жительства: ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 – в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части 51330 от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) ФИО1 на основании его рапорта принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства – <адрес>, составом семьи один человек. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с рапортом в жилищную комиссию Севастопольского гарнизона о принятии на жилищный учет в качестве члена его семьи дочери ФИО3 Решением жилищной комиссии Севастопольского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) ФИО3 принята на жилищный учет в качестве члена семьи ответчика.

Решением заместителя начальника ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 и его дочь сняты с жилищного учета на основании подп. 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как указано в решении, в соответствии с имеющимися в жилищном деле документами, ФИО1 и его дочь проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежащем супруге ФИО1, в связи с чем, он и его дочь являются членами семьи собственника жилого помещения. Поскольку общая площадь указанной квартиры составляет 72,7 кв.м., то с учетом количества проживающих в ней лиц, ФИО1 обеспечен жилым помещением выше учетной нормы, установленной для избранного им места жительства.

Ответчиком ФИО1 указанное решение в части, касающейся снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, было обжаловано в судебном порядке. Решением Севастопольского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО1 отказано. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Решением начальника 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании заявления и представленных документов принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма составом семьи 1 человек, дата принятия на учет – ДД.ММ.ГГГГ, избранное место жительства – <адрес>.

Как усматривается из решения городского Совета Депутатов г. Калининграда от 30.11.2005 № 408 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в г. Калининграде» учетная норма площади жилого помещения в г. Калининграде утверждена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи, для граждан, проживающих в отдельных и коммунальных квартирах.

На основании утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и утвержденных Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», решением начальника 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 из бюджета Российской Федерации предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения на состав семьи 1 человек, из норматива общей площади жилого помещения 33 кв.м., в размере 3477540 руб. Решением начальника 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с предоставлении субсидии, ФИО1 снят с учета нуждающихся. Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ на банковский счет ФИО1 перечислены денежные средства (субсидия) для приобретения или строительства жилого помещения в указанной сумме.

Решениями начальника 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России № от ДД.ММ.ГГГГ отменены: решение от ДД.ММ.ГГГГ о принятии ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях; решение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ответчику жилищной субсидии. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлено уведомление о возврате полученной жилищной субсидии, ответчиком денежные средства в добровольном порядке не возвращены.

В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Статьей 15.1 вышеуказанного Федерального закона определено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с названным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше Федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с кодексом другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», установлен общий порядок реализации их жилищных прав по линии Минобороны России, подлежащий соблюдению и исполнению при разрешении вопроса об обеспечении жилищных прав соответствующих граждан в любой форме, в том числе и выплате жилищной субсидии.

В соответствии с Инструкцией для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление, к которому прикладываются документы, в том числе: копии свидетельств о заключении (расторжении) брака; сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.

Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека

Дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в п. 1 настоящей Инструкции.

Согласно п. 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае: выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане: не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу положений ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в том числе, в случае, если, не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Согласно положениям ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Аналогичный порядок, установлен Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно».

Вступившим в законную силу решением Севастопольского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ о снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

При этом, судом первой инстанции установлено, что ФИО1, его дочь ФИО3 и супруга ФИО4 проживают в квартире по адресу: <адрес> Б, <адрес>, принадлежащей последней, в связи с чем ФИО1 является членом семьи собственника жилого помещения. ФИО1 состоит в браке с ФИО4, указанное жилое помещение приобреталось в период брака по договору купли-продажи в равных долях ФИО1, его дочерью и супругой. После приобретения жилья ФИО1 проживал в нем со своей супругой и дочерью, и, исходя из требований ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, получил право пользования не только своей долей в этом жилье, а всем жилым помещением. Однако каких-либо решений об утрате ФИО1 права пользования указанной квартирой в его жилищном деле не содержится.

Как указано в решении суда, исходя из имеющихся в жилищном деле документов, заместитель начальника ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России, принимая решение от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии ФИО1 и его дочери с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пришел к обоснованному выводу об обеспеченности ФИО1 жилой площадью выше учетной нормы, установленной для избранного им места жительства в <адрес> (в размере 12 кв. м. общей площади).

В решении суда указано, что нахождение ФИО1 на жилищном учете не имеет правовых оснований, а решение о его снятии с учета нуждающихся принято обосновано. ФИО1 не представлено документов, объективно свидетельствующих об утрате им как права пользования квартирой, принадлежащей его супруге, так и об отсутствии у него права на долю в этой квартире.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

При рассмотрении настоящего спора суд приходит к выводу, что на дату принятия решения №/сев от ДД.ММ.ГГГГ о принятии ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ, установленные Севастопольским гарнизонным военным судом при рассмотрении административного дела обстоятельства не изменились, и подтверждаются представленными в материалы дела письменными доказательствами.

Заявление о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, подано ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, к которому какие-либо документы, приложены не были. Как следует из документов учетного (жилищного) дела решение о принятии на учет от ДД.ММ.ГГГГ принято на основании ранее поданных заявителем документов, и явившихся основанием для снятия его с учета нуждающихся в феврале 2016 года. Указанные документы были исследованы при рассмотрении гарнизонным судом административного дела, решением суда им дана правовая оценка.

Из Акта проверки деятельности 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Департаментом жилищного обеспечения Минобороны России, следует, что в результате проверки учетного дела ФИО1 установлено следующее. В период рассмотрения административного иска ФИО1 об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, в отсутствии рапорта заявителя, ДД.ММ.ГГГГ принято решение о принятии его на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ. При этом остались без соответствующей проверки документы, свидетельствующие об отсутствии у заявителя оснований для принятия на учет.

Согласно сведениям, содержащимся в послужном списке, членами семьи ФИО1 значатся супруга ФИО4 и дочь ФИО3, домашний адрес: <адрес> Б, <адрес>. В учетное (жилищное) дело свидетельство о расторжении брака ответчиком не предоставлялось. В соответствии с выпиской из домовой книги, ФИО1 был зарегистрирован в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дочь ответчика ФИО3 – в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, супруга – в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Супруга ответчика ФИО4 осуществила отчуждение квартиры по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, прекращение права собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст. 33 Семейного кодекса Российской Федерации законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. В силу ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Статьей 36 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень оснований, при наличии которых имущество считается принадлежащим на праве собственности одному из супругов. Таким имуществом является имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов).

Ответчиком не оспаривалось, что квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, приобретена ДД.ММ.ГГГГ в период брака с ФИО4 на их совместные денежные средства, в связи с чем, жилое помещение является общей совместной собственностью супругов.

В соответствии с нормами семейного законодательства изменение правового режима общего имущества супругов возможно на основании заключённого между ними брачного договора (ст. ст. 41, 42 СК РФ), соглашения о разделе имущества (п. 2 ст. СК РФ), соглашения о признании имущества одного из супругов общей совместной или общей долевой собственностью (ст. 37 СК РФ).

В силу положений п. 1 ст. 7 Семейного кодекса Российской Федерации супруги вправе по своему усмотрению изменить режим общей совместной собственности имущества, нажитого в браке (или его части), как на основании брачного договора, так и на основании любого иного соглашения (договора), не противоречащего нормам действующего законодательства.

Согласно п. 2 ст. 38 Семейного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора купли-продажи квартиры и его регистрации) общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено.

Следовательно, соглашение о разделе имущества супругов является основанием для возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей супругов в отношении их совместной собственности. Супруги свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке (п. 3 ст. 38 СК РФ).

Статьёй 39 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами. Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи.

Между тем каких-либо достоверных доказательств, подтверждающих, что между супругами ФИО1 в отношении вышеуказанной квартиры было достигнуто соглашение о разделе совместно нажитого имущества, в том числе с отступлением от начала равенства долей исходя из интересов несовершеннолетнего ребенка, в материалах дела не имеется.

При этом ни договор купли-продажи квартиры, ни регистрация права общей долевой собственности на указанное недвижимое имущество за ФИО3, ФИО4 и ФИО1 таким соглашением о разделе общего имущества супругов не являются.

В соответствии с утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, решение о предоставлении жилищной субсидии принимается при отсутствии оснований для снятия заявителя с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях после получения: сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правах заявителя и членов его семьи на жилые помещения на всей территории Российской Федерации; паспортов с данными о регистрации по месту жительства; сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи.

Вместе с тем, ответчиком при подаче заявления о предоставлении жилищной субсидии не были предоставлены сведения о регистрации ДД.ММ.ГГГГ права собственности супруги ФИО4 на жилой дом, площадью 57 кв.м., по адресу: <адрес>, на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Также не были представлены сведения относительно жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Московский проспект, 120-33, где ответчик был зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащего на праве собственности отцу ответчика - ФИО6, и перешедшего ДД.ММ.ГГГГ в собственность ФИО7 на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Вследствие чего, уполномоченный орган был лишен возможности осуществить проверку наличия или отсутствия оснований для снятия заявителя с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, в нарушение требований нормативно-правовых актов ответчиком при подаче заявлений о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилья не были представлены документы, подтверждающие его право как состоять на учете, так и право на получение субсидии, а именно, документы об отсутствии у него прав на жилые помещения, в том числе, приобретенные в период брака.

С учетом изложенного, суд полагает, что предусмотренных законом оснований для признания ФИО1 нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятия его на учет нуждающихся ДД.ММ.ГГГГ (решением №), и для предоставления ему ДД.ММ.ГГГГ (решением №) субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения не имелось.

При установленных обстоятельствах, решения начальника 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ о принятии ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях и решения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ответчику жилищной субсидии являются правомерными. Указанные решения ответчиком в установленном законом порядке не оспорены.

Принимая во внимание, что субсидия для приобретения или строительства жилья получена ФИО1 незаконно, при отсутствии на то оснований, к спорным правоотношениям подлежат применению правила главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, может применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, для обеспечение баланса публичных и частных интересов, в частности в рамках правоотношений, связанных с назначением и выплатой гражданам пенсий, субсидий и т.д. При этом указанные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса. Имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре в силу п. 1 ст. 1104 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Данных, свидетельствующих о наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и позволяющих ответчику не возвращать сумму неосновательного обогащения, судом не установлено.

Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика незаконно полученной денежной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 3477540 руб. законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседании исследованы все представленные доказательства. Ходатайств о необходимости истребования иных доказательств от сторон не поступило.

Исходя из положений ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Калининград» подлежит взысканию государственная пошлина, от оплаты которой истец был освобожден при подаче иска, в размере 25587,70 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации неосновательно полученную денежную субсидию для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 3477540 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Город Калининград» государственную пошлину в размере 25587,70 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2020 года.

Судья М.В. Примак



Суд:

Ленинградский районный суд г. Калининграда (Калининградская область) (подробнее)

Судьи дела:

Примак М.В. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Раздел имущества при разводе
Судебная практика по разделу совместно нажитого имущества супругов, разделу квартиры с применением норм ст. 38, 39 СК РФ

Неосновательное обогащение, взыскание неосновательного обогащения
Судебная практика по применению нормы ст. 1102 ГК РФ

Признание права пользования жилым помещением
Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ