Решение № 2-12/2024 2-372/2023 от 18 января 2024 г. по делу № 2-12/2024




Дело № 2-12/2024 (№ 2-372/2023)

УИД 57RS0006-01-2023-000296-05


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

18 января 2024 года пгт. Верховье

Верховский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Баранова А.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Залегощенского района Орловской области в интересах ЭЗА к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о возложении обязанности по обеспечению техническим средством реабилитации и взыскании компенсации морального вреда,

установил:


заместитель прокурора Залегощенского района Орловской области в интересах ЭЗА обратился в суд с указанным исковым заявлением.

В обоснование требований указал, что ЭЗА является <данные изъяты>, ее индивидуальной программой реабилитации, разработанной ДД.ММ.ГГГГ Бюро медико-социальной экспертизы № 6 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России, предусмотрена нуждаемость в том числе техническим средством реабилитации – медицинским термометром с речевым выходом 1 шт. ДД.ММ.ГГГГ ЭЗА обратилась с заявлением в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе медицинским термометром с речевым выходом. Однако до настоящего времени она не была обеспечена указанным техническим средством реабилитации. Из-за отсутствия технического средства реабилитации ЭЗА не может преодолевать замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, направленные на создание для нее равных с другими гражданами возможностей, что отрицательно сказывается на ее здоровье и эмоциональном состоянии, влечет причинение нравственных и физических страданий. Таким образом, прокурор полагал, что нарушено ее право на социальное обеспечение, в связи с чем, ЭЗА имеет право на компенсацию морального вреда.

С учетом уточнения исковых требований просил обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ЭЗА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническим средством реабилитации – медицинским термометром с речевым выходом, а также взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области в пользу ЭЗА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Представитель процессуального истца – помощник прокурора Залегощенского района Орловской области Чигирев П.В. в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнений, поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (далее – ОСФР по Орловской области) ФИО2 в судебном заседании просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Материальный истец ЭЗА в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в письменном заявлении указала, что исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить, она часто болеет, в связи с чем, ей постоянно нужно следить за температурой, из-за того, что не выдали термометр с речевым выходом она испытывает сильные неудобства, не может понять, есть ли у нее температура или нет, приходится обращаться за помощью, что причиняет ей нравственные страдания.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ закреплено понятие «социальная защита инвалидов» - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности ( ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Из содержания ч.ч. 2-3 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ следует, что медицинская реабилитация - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации. Таким образом, к основным гарантированным законодательством правам инвалидов, наряду с общими для всех правами относится, в частности, право на индивидуальную реабилитацию.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает также использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Между тем, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусматривает разработку индивидуальной программы реабилитации инвалида, которая включает в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сами инвалиды либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Из ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ следует, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В развитие вышеуказанных положений закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила). Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации или абилитации разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и носит заявительный характер.

В силу п. 2 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Согласно п. 3 Правил, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия), а также путем оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях.

В соответствии с п. п. 4 - 5 Правил, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или 5 исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте - настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Пунктом 16 Правил установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.

Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.

Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. В пункте 15 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года № 2347-р предусмотрены медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ЭЗА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>, инвалидность установлена с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (л.д. 25-26).

Индивидуальной программой реабилитации, разработанной ДД.ММ.ГГГГ Бюро медико-социальной экспертизы № 6 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России, предусмотрена нуждаемость ЭЗА с ДД.ММ.ГГГГ (бессрочно) техническими средствами реабилитации, в том числе медицинским термометром с речевым выходом 1 шт. (л.д. 12-24).

ДД.ММ.ГГГГ ЭЗА обратилась в ГУ ФСС РФ (Орловское региональное отделение) с заявлением об обеспечении ее техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (л.д. 30-32).

С указанного времени ЭЗА поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.

Однако до настоящего времени истец ЭЗА не обеспечена медицинским термометром с речевым выходом.

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ № ВГ-38-29/59727 заместителя управляющего ОСФР по Орловской области следует, что на дату подачи заявления отсутствовал действующий государственный контракт. ДД.ММ.ГГГГ был размещен запрос цен на закупку медицинских термометров с речевым выходом. Закупка не состоялась, поскольку не были поданы заявки от потенциальных поставщиков. ДД.ММ.ГГГГ был повторно размещен запрос цен на закупку медицинских термометров с речевым выходом, которая также не состоялась из-за отсутствия заявок поставщиков. ДД.ММ.ГГГГ был размещен запрос цен на закупку медицинских термометров с речевым выходом, но не были собраны в полном объеме коммерческие предложения, что не позволило рассчитать начальную (максимальную) цену контракта. ДД.ММ.ГГГГ был размещен запрос цен на закупку медицинских термометров с речевым выходом. ДД.ММ.ГГГГ обоснование начальной (максимальной) цены контракта было направлено на согласование в центральный аппарат, откуда ДД.ММ.ГГГГ пришел отказ. В настоящее время действующих государственных контрактов нет, готовится запрос цен на размещение для расчета начальной (максимальной) цены контракта (л.д. 35 оборот, л.д. 36).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ № АЕ-38-29/74930 управляющей ОСФР по Орловской области указано, что ЭЗА с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете для обеспечения ТСР. Также дополнительно отражено, что ДД.ММ.ГГГГ был размещен запрос цен, поступили коммерческие предложения, на основании которых была рассчитана НМЦК. ДД.ММ.ГГГГ был размещен запрос цен, поступили коммерческие предложения, на основании которых была рассчитана НМЦК, в настоящее время готовится документация для согласования с ЦА СФР (л.д. 132).

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, в связи с выявлением превышения предлагаемой продавцом стоимости заявленных технических средств реабилитации, государственный контракт заключен не был, поскольку ЦА СФР не согласовал НМЦК.

Суд отклоняет доводы представителя ОСФР по Орловской области о том, что ответчиком проводились мероприятия по заключению государственного контракта на закупку медицинского термометра с речевым выходом для обеспечения ЭЗА техническим средством реабилитации, однако ввиду доведенных межбюджетных трансфертов в пределах бюджетных ассигнований заключить государственный контракт на поставку указанного ТСР невозможно; индивидуальная программа реабилитации носит рекомендательный характер, а не обязательный; ЭЗА разъяснялось право воспользоваться иными способами обеспечения ТСР, а именно самостоятельно приобрести ТСР и обратиться с заявлением о выплате компенсации или приобрести ТСР с использованием электронного сертификата. Поскольку индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения, обязанность по обеспечению ТСР инвалида возложена именно на ответчика, рекомендованные истцу ЭЗА технические средства реабилитации направлены на компенсацию нарушенного зрения, нуждаемость истца в них является ежедневной, не обеспечение указанными средствами с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени нельзя признать надлежащим исполнением возложенной на ответчика обязанности.

Установив на федеральном уровне обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязательство по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, поэтому не имеет правового значения, в какой мере органы государственной власти не исполнили обязанность по реализации закона в рамках своих полномочий. Обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

Суд, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что ЭЗА, являясь инвалидом, имеет право на получение технического средства реабилитации, входящего в Федеральный перечень, нуждаемость в которой установлена индивидуальной программой реабилитации, предоставление которой производится за счет средств федерального бюджета, и несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и законные интересы инвалида, приходит к выводу о возложении обязанности на ОСФР по Орловской области обеспечить инвалида ЭЗА техническим средством реабилитации - медицинским термометром с речевым выходом, согласно индивидуальной программы реабилитации, разработанной ДД.ММ.ГГГГ Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, принимая во внимание установленный Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядок проведения закупок средств реабилитации, считает разумным и справедливым определить срок исполнения решения суда в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд приходит к следующим выводам.

Предусмотренная законом процедура предоставления технических средств реабилитации отдельным категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

По смыслу приведенных правовых норм право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

Возложение данной статьей Конституции Российской Федерации ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов (должностных лиц), непосредственно на государство следует рассматривать как укрепление гарантий прав и свобод граждан. Одновременно эта норма имеет и превентивное значение, поскольку направлена на укрепление законности во взаимоотношениях органов государственной власти и их должностных лиц с гражданами.

Установив нарушение ответчиком прав ЭЗА на обеспечение техническим средством реабилитации, необходимым ей по состоянию здоровья, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу ЭЗА компенсации морального вреда, поскольку в результате бездействия ответчика, выразившегося в непредоставлении длительное время ЭЗА установленного программой реабилитации технического средства реабилитации, а именно медицинского термометра с речевым выходом, нарушены права ЭЗА как инвалида, не созданы необходимые для нее как инвалида условия, чем причинены моральные и нравственные страдания, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание письменные пояснения ЭЗА относительно неудобств и ограничений, которые она испытывает в связи с отсутствием технических средств реабилитации, что причиняет ей нравственные страдания.

Кроме того, при определении размера компенсации морального вреда суд руководствуется положениями закона, устанавливающими необходимость индивидуальной оценки нравственных и физических страданий лица, при этом, судом принимаются во внимание обстоятельства, при которых был причинен вред, возраст ЭЗА, ее инвалидность, степень причиненных душевных, нравственных и физических страданий, связанных с ее индивидуальными особенностями, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав ЭЗА, а также, учитывая, что размер компенсации морального вреда не поддается точному денежному подсчету и взыскивается с целью смягчения эмоционально-психологического состояния лица, которому он причинен, исходя из объема и характера, причиненных ЭЗА нравственных страданий, принципа разумности и справедливости, баланса интересов сторон, полагает возможным взыскать с ответчика ОСФР по Орловской области в пользу ЭЗА компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Доводы представителя ответчика о том, что медицинский термометр с речевым выходом не является средством первой необходимости ввиду отсутствия которого могут быть причинены нравственные и (или) физические страдания ЭЗА, суд находит несостоятельными, поскольку не обеспечение истца техническим средством реабилитации - медицинским термометром с речевым выходом, необходимым ей по состоянию здоровья и с учетом ее индивидуальных особенностей, затрагивает ее здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.

На основании изложенного и руководствуясь ста 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:


исковое заявление заместителя прокурора Залегощенского района Орловской области в интересах ЭЗА к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о возложении обязанности по обеспечению техническим средством реабилитации и взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (ИНН №) обеспечить ЭЗА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническим средством реабилитации – медицинским термометром с речевым выходом, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (ИНН №) в пользу ЭЗА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей

В удовлетворении остальной части искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Верховский районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 18.01.2024.

Судья А.С. Баранов



Суд:

Верховский районный суд (Орловская область) (подробнее)

Судьи дела:

Баранов Алексей Сергеевич (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда
Судебная практика по применению норм ст. 151, 1100 ГК РФ