Решение № 2А-1927/2020 2А-1927/2020~М-1799/2020 М-1799/2020 от 6 октября 2020 г. по делу № 2А-1927/2020




Дело №2а-1927/2020

73RS0013-01-2020-003019-38


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

06 октября 2020 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Берхеевой А.В., при секретаре Кузьминой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Димитровграда в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «город Димитровград», в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Городской Думе города Димитровграда Ульяновской области, ФИО1, ФИО2 о признании бездействия незаконным, о досрочном прекращении полномочий депутата

УСТАНОВИЛ:


Прокурор города Димитровграда обратился с настоящим административным иском к Городской Думе города Димитровграда в обосновании заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой города Димитровграда проверкой выявлены факты грубого нарушения депутатами Городской Думы г.Димитровграда ФИО1 и ФИО2 законодательства о противодействии коррупции.

Со ссылкой на положения Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 06.10.2003№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Ульяновской области от 31.08.2017 №85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц», указал что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны в установленные законом сроки представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи.

В ходе совместной проверки, проведенной прокуратурой города Димитровграда с участием налогового и регистрирующего органов, выявлен факт предоставления депутатами Городской Думы г.Димитровграда ФИО1 и ФИО2 недостоверных (неполных) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год.

Так в справке о доходах, предоставленной депутатом ФИО1, не были отражены сведения о доходе его супруги от ООО «АРТ-Траст» в размере 120000 руб.

Кроме того, депутатом ФИО1 в справке о доходах его супруги не отражены сведения о наличии в собственности двух квартир, расположенных в городе Димитровграде по адресам: <адрес>.

Депутатом ФИО2 не отражены сведения о наличии в собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Также депутатом не отражены сведения о наличии в пользовании земельного участка площадью 1697 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Указанные сведения о допущенных нарушениях антикоррупционного законодательства также подтверждены информацией Губернатора Ульяновской области ФИО3 от 27.09.2020 №73-Г-01/25265исх., признаны значительными.

Таким образом, депутаты ФИО1 и ФИО2 не исполнили требования антикоррупционного законодательства, являющееся для них обязательным, что влечет досрочное прекращение депутатских полномочий.

Прокуратурой г.Димитровграда 28.06.2019 в Городскую Думу города Димитровграда вносилось представление, содержащее требование о досочном прекращении полномочий депутатов, допустивших нарушения антикоррупционного законодательства.

Решением Городской Думы города Димитровграда от 30.10.2019 №34/257 в удовлетворении требований о досрочном прекращении полномочий депутатов, в отношении которых выявлены факты предоставления недостоверных (неполных) сведений о своих доходах, отказано в связи с отсутствием Закона Ульяновской области, устанавливающего порядок принятия решения о применении к депутату представительного органа муниципального образования мер ответственности, указанных в ч.7.3-1 ст.40 Закона №131-ФЗ.

Не согласившись с решением, прокурор обратился в Димитровградский городской суд с административным исковым заявлением с требованием признать незаконным бездействие Городской Думы города Димитровграда, выразившееся в непринятии мер по досрочному прекращению полномочий депутатов Городской Думы ФИО1 и ФИО2; обязать Городскую Думу города Димитровграда повторно рассмотреть представление прокурора города Димитровграда от 28.06.2019 и принять решение в соответствии с антикоррупционным законодательством.

Решением Димитровградского городского суда от 09.01.2020 по делу №2а-98/2020, оставленному без изменения апелляционным определением Ульяновского областного суда от 19.05.2020, требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

В при повторном рассмотрении 27.05.2020 Городской Думой города Димитровграда представления прокурора города Димитровграда от 28.06.2019 решение о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО1 и ФИО2 принято не было.

Изложенное свидетельствует о нарушении интересов муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области, от имени которого принимаются решения Городской Думой, в том числе, касающиеся неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконным бездействие Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по досрочному прекращению полномочий депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области ФИО1 и ФИО2;

прекратить полномочия депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области ФИО1 и ФИО2 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Судом в качестве административных ответчиков привлечены ФИО1, ФИО2

В судебном заседании старший помощник прокурора Душкова К.Б., старший

помощник прокурора Бизина С.М. поддержали административное исковое заявление по доводам, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика Городской Думы города Димитровграда в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании от 11.09.2020 представитель ФИО4 исковые требования не признала, пояснила, что выявленные нарушения признаны Городской Думой незначительными и в связи с указанным принято решение не прекращать полномочия депутатов. Почему они признаны таковыми, пояснить не может, поскольку так проголосовали депутаты, за которых она отвечать не может.

Административный ответчик ФИО1 исковые требования не признал, пояснил, что его супруга в 2018 году не работала в ООО «АРТ-Траст», никаких доходов от них не получала, что подтверждается представленной из налогового органа справкой. В декларации ошибочно указаны не те номера квартиры. По факту у них ранее имелось 4 квартиры, две супруга продала, две остались в собственности. В декларации ошибочно указали квартиры, которые продали. Полагает, что техническая ошибка не нарушила не чьи права, поскольку указано фактическое количество имущества – 2 квартиры.

Кроме того, он подал заявление о прекращении его полномочий по собственному желанию с 30.09.2020. В настоящее время он не имеет статуса депутата.

Представитель ФИО1 ФИО5 в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что ФИО1 прекратил полномочия депутата по собственному желанию. Для сложения полномочий депутата не требуется решения Городской Думы, сам факт написания заявления и указания на дату с которой должны быть прекращены полномочия депутата, является основанием к этому. Считает, что суд не может прекратить полномочия, если они уже прекращены.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель заинтересованного лица Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области в судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает заявленный административный иск прокурора города Димитровграда подлежащим удовлетворению.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.

Статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", этим же Законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России.

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.

Законом Ульяновской области от 31.08.2017 года №85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц» установлен порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в муниципальных образованиях Ульяновской области или замещение должностей глав местных администраций муниципальных образований Ульяновской области по контракту и лицами, замещающими указанные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей ФИО6 Ульяновской области, порядок проверки их полноты и достоверности.

В соответствии со ст.2 указанного выше Закона, лица, замещающие муниципальные должности, ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным годом, представляют сведения ФИО6 Ульяновской области через подразделение, образованное в Правительстве Ульяновской области.

Судом установлено, что ФИО1 является депутатом Городской Думы города Димитровграда третьего созыва.

Как следует из материалов дела, ФИО1 24.04.2019 представил в Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных нарушений администрации <адрес> справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своей супруги К*, своих несовершеннолетних сыновей К*., К* дочери К*. за 2018 год в окончательной форме.

По результатам проверки установлено, что представлены недостоверные сведения в отношении дохода и имущества супруги ФИО1 К*

В частности, установлено, что К*. за 2018 год получила доход от ООО «АРК-Траст» в размере 120000 руб., однако не отразила его в справке.

ФИО1 ссылается на справку из налогового органа на К* за 2018 год, согласно которой сумма доходов полученных К*. от ООО «АРК-Траст» составляет 0 рублей.

Согласно сведениям МИФНС №7 по Ульяновской области, представленной по запросу суда, ООО «АРК-Траст» сумму дохода К*. в размере 120000 руб. показало в 2019 году, а в 2018 показало 0.

Как следует из ответа МИФНС №7 по Ульяновской области от 09.09.2020, ООО «АРК-Траст» первичные сведения о доходах формы 2-НДФЛ за 2018 год представило 05.02.2019, в последующем корректирующие – 25.06.2019.

Согласно сведениям, ГУ-Центр по выплате песий и обработке информации Пенсионного Фонда РФ в Ульяновской области от 07.09.2020 ООО «АРК-Транс» предоставило индивидуальные сведения на К*., согласно которым К*. в период с февраля 2017 года по март 2020 года ежемесячно получала доход в размере 10000 руб. в указанной организации. В том числе с января по декабрь 2018 года.

Таким образом, судом установлено, что действительно К*. в 2018 году получила сумму дохода от ООО «АРК-Траст» в размере 120000 руб., однако ФИО1 не указал указанную сумму дохода в ее справке.

При этом последующая корректировка сведений в налоговый орган ООО «АРК-Траст» за 2018 год не свидетельствует о том, что в действительности К* не получала указанный доход. Поскольку, исходя из сведений УПФР, выплаты продолжались ежемесячно по март 2020 года.

Судом установлено, что справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера К*. не указаны, находящиеся в 2018 году в ее собственности квартиры, расположенные по адресам: г.<адрес>

При этом доводы ответчика о том, что ошибочно указаны квартиры, которые проданы, вместо тех которые находятся в собственности, суд отклоняет, поскольку в справке должны быть указаны достоверные сведения. В данном случае имели место недостоверные сведения, что само по себе является нарушением.

С учетом исследованных материалов дела, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 не представлены достоверные сведения о доходах и об имуществе своей супруги К* за 2018 год.

Судом установлено, что ФИО2 является депутатом Городской Думы города Димитровграда третьего созыва.

Как следует из материалов дела, ФИО2 29.04.2019 представил в Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных нарушений администрации Губернатора Ульяновской области справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своей супруги Д* за 2018 год в окончательной форме. Первоначальные 01.03.2019.

По результатам проверки установлено, что ФИО2 не отражены сведения о наличии в собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Также депутатом не отражены сведения о наличии в пользовании земельного участка площадью 1697 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Наличие указанного выше имущества в собственности и пользовании ФИО2 подтверждаются выписками из ЕГРН, представленными по запросу суда.

С учетом исследованных материалов дела, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 не представлены достоверные сведения об имуществе за 2018 год.

Согласно ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

В соответствии с ч.10.1 ст.40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, ст.33 Устава муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения установленных ограничений.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает за предоставление недостоверных сведений досрочное прекращение полномочий депутата.

Как следует из материалов дела, решением Димитровградского городского суда от 09.01.2020 удовлетворены исковые требования прокурора г.Димитровграда к Городской Думе города Димитровграда о признании незаконным бездействие, понуждении рассмотреть представление прокурора города Димитровграда и принять решение в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства.

Судом постановлено:

Признать незаконным бездействие Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по досрочному прекращению полномочий депутатов Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области ФИО1 и ФИО2.

Обязать Городскую Думу г. Димитровграда Ульяновской области повторно рассмотреть представление прокурора г. Димитровграда и принять решение в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Решение вступило в законную силу 19.05.2020.

Согласно ответу Городской Думы города Димитровграда от 01.06.2020 №225, во исполнении решения Димитровградского городского суда от 09.01.2020, Городская Дума города Димитровграда на очередном заседании 27.05.2020 не приняла решение о досрочном прекращении полномочий депутатов третьего созыва ФИО1 и ФИО2

Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что субъекты Российской Федерации вправе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, установленными ею принципами, определить перечень оснований для досрочного прекращения полномочий самостоятельно, в том числе исходя из тех ограничений и запретов, которые установлены федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации с учетом конституционного разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и касаются деятельности, несовместимой со статусом депутата (Определение от 24 октября 2019 года N 2952-О).

Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года N 104-О).

Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Решением Димитровградского городского суда от 09.01.2020 было установлено, что «непредставление указанных сведений является существенным условием, влекущим невозможность замещения должности депутата».

Таким образом, поскольку нормами действующего законодательства, решением Димитровградского городского суда, вступившем в законную силу, были установлены существенные нарушения, влекущие невозможность замещения должности депутата, что в данном случае является безальтернативным основанием для прекращения полномочий депутатов, суд с учетом того, что Городская Дума города Димитровграда уклоняется от принятия мер по досрочному прекращению статуса депутатов ФИО1 ФИО2 признает ее бездействие незаконным.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу и о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО1 и ФИО2, учитывая, что последствие в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, является в данном конкретном случае, безальтернативным.

Оценивая доводы ФИО1 о том, что полномочия депутата уже прекращены, суд исходит из следующего.

В материалы дела представлено заявление депутата Городской Думы города Димитровграда ФИО1 от 30.09.2020, согласно которому ФИО1 просит досрочно прекратить его полномочия в качестве депутата Городской Думы третьего созыва в связи с отставкой по собственному желанию 30.09.2020.

Городской Думой города Димитровграда в связи с поступившим заявлением, был разработан проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы города Димитровграда ФИО1

Указанный проект вынесен на голосование очередного пятьдесят первого заседания Городской Думы от 30.09.2020.

Согласно протоколу очередного заседания Городской Думы решение по проекту решения о досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы города Димитровграда ФИО1 не принято. При этом указано, что «за» проголосовали 14, «против» - нет, «воздержались» -7.

Согласно ст.37 Регламента Городской Думы города Димитровграда, решение Городской Думы считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, установленного Уставом для Городской Думы, если иное не установлено Уставом города и настоящим Регламентом.

Как следует из протокола число депутатов установленных и избранных составляет 30 человек.

Таким образом, для принятия решения по вопросу необходимо чтобы «за» проголосовало не менее 15 депутатов.

Согласно ст.42 Регламента повторное голосование по одному и тому же вопросу допускается в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, а также на основании процедурного решения Городской Думы.

Основаниями для повторного голосования могут быть: если проект (предложение) набрал относительное большинство голосов, но число голосов недостаточно для принятия решения.

Таким образом, поскольку для голосования по проекту решения предусмотрено 30 дней, Городская Дума города Димитровграда должна повторно собраться для голосования по указанному вопросу.

С учетом указанного, суд приходит к тому, что на день рассмотрения дела судом, ФИО1 является депутатом Городской Думы города Димитровграда, его полномочия в установленном порядке не прекращены.

При этом оводы ответчика и его представителя о том, что прекращение полномочий депутата имеет место быть со дня подачи заявления о добровольном сложении полномочий и для этого не требуется никакого решения, суд находит необоснованными.

Согласно п.10 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Пунктом 11 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Согласно ст.26 Устава города Димитровграда к полномочиям Городской Думы относиться, в том числе принятие решений о досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Статьей 33 Устава города закреплено, что полномочия депутата Городской Думы начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Городской Думы нового состава.

Полномочия депутата Городской Думы прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Решение Городской Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы принимается в соответствие с Регламентом Городской Думы, не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между заседаниями Городской Думы - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Таким образом, с учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что досрочное прекращение полномочий депутата возможно только на основании решения представительного органа муниципального образования. Само по себе направление заявления о сложении полномочий, не является основанием для их прекращения.

Указанное следует и из письма Центральной избирательной комиссии РФ от 07.03.2019 №05-15/001, на которое ссылается представитель ФИО5, в частности предусмотрено, что в любом случае принимается решение. Однако если в таком решении не указано, с какого момента прекращаются депутатские полномочия, то в этом случае правоустанавливающим документом является само решение, т.е. дата его принятия.

Кроме того, представитель полностью игнорирует абз.4 указанного письма, согласно которому только после вынесения представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа могут быть назначены дополнительные выборы либо оставшийся вакантным депутатский мандат может быть передан другому лицу. До принятия такого решения депутат вправе пользоваться предусмотренными законодательством гарантиями и получать денежные выплаты, что подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 27.12.2012 №34-П.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что специальным основанием к прекращению полномочий депутата является нарушение ограничений антикоррупционного законодательства. Указанное основание возникло в 2019 году, но в результате бездействия Городской Думы города Димитровграда соответствующее решение не было принято своевременно. При таких обстоятельства, когда имеется специальное основание прекращения полномочий, прекращать их в связи с добровольным сложением по собственному желанию, неправомерно.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :


Административные исковые требования прокурора города Димитровграда удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по досрочному прекращению полномочий депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области ФИО1 и ФИО2.

Прекратить досрочно полномочия депутата Городской Думы г.Димитровграда третьего созыва ФИО1 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции».

Прекратить досрочно полномочия депутата Городской Думы г.Димитровграда третьего созыва ФИО2 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - 14 октября 2020 года.

Председательствующий судья: А.В.Берхеева



Суд:

Димитровградский городской суд (Ульяновская область) (подробнее)

Истцы:

прокурор г.Димитровграда (подробнее)

Ответчики:

Городская Дума города Димитровграда Ульяновской области (подробнее)

Иные лица:

Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области (подробнее)
Дементьев В.Н. (подробнее)
Королев С.В. (подробнее)

Судьи дела:

Берхеева А.В. (судья) (подробнее)