Решение № 2А-659/2024 2А-659/2024~М-456/2024 М-456/2024 от 9 июля 2024 г. по делу № 2А-659/2024Вельский районный суд (Архангельская область) - Административное Дело № 2а-659/2024 УИД 29RS0001-01-2024-000904-35 Именем Российской Федерации г. Вельск 10 июля 2024 года Судья Вельского районного суда Архангельской области Васильева А.Р., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц, УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам в сумме 15014 руб. 01 коп., а именно: задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 148 руб. 04 коп.; задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2014 год в размере 109 руб. 99 коп.; задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2014 год в размере 12747 руб. 98 коп.; задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2014 год в размере 2008 руб. 00 коп. В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц. Поскольку в установленные законодательством сроки налоги налогоплательщиком уплачены не были, административному ответчику направлено требование № 6601 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 13 октября 2015 года, в котором сообщалось о наличии задолженности и о начисленных на сумму недоимки пениях. Налоговым требованием установлен срок для исполнения – до 18 ноября 2015 года. Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов в установленные сроки, а также на момент направления настоящего административного искового заявления в суд не исполнено. В связи с неисполнением требований налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка № 2 Вельского судебного района Архангельской области от 26 декабря 2016 года вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 заявленной задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогу и пени. Определением мирового судьи судебного участка № 2 Вельского судебного района Архангельской области от 28 ноября 2023 года судебный приказ был отменен. Административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу. На основании определения Вельского районного суда Архангельской области от 24 мая 2024 года суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства. Изучив и исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с пп. 8, 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать задолженность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом. В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока. Транспортный налог согласно ст. 356 НК РФ устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса. Законом Архангельской области от 1 октября 2002 года № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге» (далее – Законом) транспортный налог введен в действие и обязателен к уплате на территории Архангельской области. В соответствии со ст. 1 Закона установлены ставки налога в зависимости от категории транспортных средств, мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства. В силу ст. 2 Закона определены порядок и сроки уплаты налога. Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства. Согласно ст. 362 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Статьей 360 НК РФ установлено, что налоговым периодом является календарный год. Срок уплаты транспортного налога установлен в п. 1 ст. 363 НК РФ, а именно: не позднее 01 декабря, следующего за истекшим налоговым периодом. На основании п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 1 ст. 390 НК РФ). В силу п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со ст. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам. Исходя из положений ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Согласно ст. 401 НК РФ объектам налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования, в том числе, следующее имущество: жилой дом, квартира, иные здание, строение, сооружение, помещение. В соответствии с пп. 1, 2 ст. 409 НК РФ плательщики налога на имущество физических лиц, уплачивают указанный налог по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. В судебном заседании установлено, что административный ответчик ФИО1 с 19 января 2010 года являлся собственником транспортного средства марки «ВАЗ-21053» с государственным регистрационным знаком №, а также являлся собственником транспортного средства марки «ДЭУ NEXIA» с государственным регистрационным знаком №, в связи с чем, фактически являлся плательщиком транспортного налога, который обязан был ежегодно уплачивать в установленный законом срок. Согласно сведениям ОГИБДД ОМВД Росси по Вельскому району, в отношении транспортного средства марки «ДЭУ NEXIA» с государственным регистрационным знаком № 28 июня 2016 года в регистрационные данные в связи с изменением собственника (владельца) транспортного средства внесены соответствующие изменения. При этом, суд принимает во внимание, что по смыслу приведенных норм права налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, за которыми зарегистрировано транспортное средство, налоговое законодательство не связывает необходимость уплаты транспортного налога с возможностью осуществления фактического пользования и эксплуатации автомобиля. В п. 3 ст. 44 НК РФ определены конкретные случаи, в которых обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается. Таким образом, действующее законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика. Так, на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике. Также судом установлено и это следует из письменных материалов дела, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с 28 сентября 2011 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с 18 сентября 2001 года собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с 01 ноября 2010 года по 01 апреля 2016 года являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с 28 сентября 2011 года по 16 марта 2016 года являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем, административный ответчик фактически являлся плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, которые обязан был уплачивать в установленные законом сроки. Частью 2 ст. 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В силу ч. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления. В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. В период с 9 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года ставка пени для организаций принимается равной одной трехсотой действующей в этом периоде ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление № 6601 от 13 октября 2015 года на уплату налогов, по сроку уплаты не позднее 18 ноября 2015 года за период 2014 год: задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 1278 руб. 00 коп.; задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2014 год в размере 128 руб. 00 коп.; задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2014 год в размере 12747 руб. 98 коп.; задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2014 год в размере 2008 руб. 00 коп. По указанному требованию недоимка по налогу составила: по транспортному налогу за 2014 год в размере 148 руб. 04 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2014 год в размере 109 руб. 99 коп.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2014 год в размере 12747 руб. 98 коп.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2014 год в размере 2008 руб. 00 коп. На основании ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности. Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае, если отрицательное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента не превышает 3 000 рублей, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования указанного отрицательного сальдо единого налогового счета. На основании п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей. В случае внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об утрате силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявление о взыскании задолженности, в отношении которой в реестре решений о взыскании задолженности не размещены поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности и (или) постановление о взыскании задолженности, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если соответствующее решение вступило в силу после дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Направленное уполномоченным органом в соответствии со ст.ст. 69, 70,75 НК РФ в адрес ФИО1 требование № 6601 от 13 октября 2015 года по сроку уплаты до 18 ноября 2015 года не оспорено, и в добровольном порядке в установленные сроки не было исполнено налогоплательщиком, в том числе и на момент рассмотрения спора судом, и доказательств обратному суду не представлено. Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела и доказательств обратному суду не представлено, что ФИО1 уплата заявленных административным истцом транспортного и земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2014 год не была произведена, в связи с чем, на основании заявления налоговой инспекции мировым судьей судебного участка № Вельского судебного района Архангельской области был выдан судебный приказ № 2а-2040/2016 от 26 декабря 2016 года о взыскании с ФИО1 в пользу бюджета задолженности по налогам и пени. Определением мирового судьи судебного участка № 2 Вельского судебного района Архангельской области от 28 ноября 2023 года в связи с поступившими от ФИО1 возражениями судебный приказ №а-2040/2016 от 26 декабря 2016 года был отменен. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 10 апреля 2024 года исполнительное производство № 16114/17/29027-ИП в отношении должника ФИО1 прекращено в связи с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, в рамках исполнительного производства взысканий в счет погашения задолженности не производилось. Административный истец после отмены судебного приказа 28 ноября 2023 года обратился в Вельский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением к ФИО1 23 апреля 2024 года, то есть срок обращения с административным иском не пропущен, подано в установленный законом срок после отмены судебного приказа. Законных оснований для списания, признания безнадежной к взысканию задолженности не усматривается, сумма задолженности исчислена верно, что подтверждается материалами дела и расчетом административного истца. Административным ответчиком суду не представлены доказательства уплаты взыскиваемых сумм налога в заявленном или ином размере, а также каких-либо возражений по существу заявленных требований. Проанализировав установленные по делу обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, с учетом ч. 6 ст. 289 КАС РФ, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований налоговой инспекции, а поэтому административное исковое заявление подлежит удовлетворению. В соответствии со ст.ст. 103, 111, 114 КАС РФ, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, от уплаты которой административный истец был освобожден. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 – удовлетворить. Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, задолженность по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период 2014 года в размере 148 руб. 04 коп.; задолженность по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2014 года в размере 109 руб. 99 коп.; задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за налоговый период 2014 года в размере 2008 руб. 00 коп.; задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за налоговый период 2014 года в размере 12747 руб. 98 коп., всего в сумме 15014 руб. 01 коп. Реквизиты для перечисления денежных средств: наименование банка получателя средств: «ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула»; БИК банка получателя средств (БИК ТОФК) (поле 14): 017003983: Номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета) (поле 15): 40102810445370000059; Получатель (поле 16): «Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом)»; Номер казначейского счета (поле 17): 03100643000000018500; КБК: 18201061201010000510; ОКТМО: 0; ИНН: <***>; КПП: 770801001. Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Вельского муниципального района Архангельской области государственную пошлину в размере 600 руб. 56 коп. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области. Судья А.Р. Васильева Суд:Вельский районный суд (Архангельская область) (подробнее)Судьи дела:Васильева Анастасия Рудольфовна (судья) (подробнее) |