Решение № 2А-700/2020 2А-700/2020~М-643/2020 М-643/2020 от 27 октября 2020 г. по делу № 2А-700/2020Южноуральский городской суд (Челябинская область) - Гражданские и административные Дело № 2а-700/2020 Именем Российской Федерации г. Южноуральск 27 октября 2020 года Южноуральский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Реутовой И.М., при секретаре Павловой Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени, Межрайонная ИФНС № 15 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени. В обоснование исковых требований указано, что налогоплательщиком не исполнены обязанность по уплате налогов, а также требование налогового органа об его уплате. Просило взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2014 год в размере 10 рублей, пени в размере 16 копеек, по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2014 год, 2015 год в размере 1131 рубль, пени в размере 8 рублей 73 копейки, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2014, 2015 годы в размере 465 рублей, пени в размере 3 рубля 62 копейки, на общую сумму 1 618 рублей 51 копейка. В судебном заседании представитель административного истца участия не принимал, о места и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя истца, о чем указал в исковом заявлении. Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Дело рассмотрено без участия сторон, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела. Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Согласно ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В соответствии со ст. 400 НК РФ плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Строения, помещения и сооружения являются объектом налогообложения на основании пп. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ исчисление налогов производится налоговыми органами. В соответствии с п.2 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. В силу п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно п.п. 1, 2 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что по сведениям налогового органа, ФИО1 в 2013-2015 годах являлась собственником жилых домов, расположенных по адресу <адрес> в связи с чем являлась плательщиком налога на имущество физических лиц. Кроме того, ФИО1 являлась собственником земельных участков, расположенных по адресу <адрес>, в связи с чем, являлась плательщиком земельного налога. В порядке, предусмотренном ст. 52 НК РФ налоговым органом для исполнения обязанности по уплате налогов в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № с расчетом налогов за 2013 год, в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму налога на имущество физических лиц в размере 94 и 149 рублей, сумму земельного налога в размере 27 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ; налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом налогов за 2014 год, в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму земельного налога в размере 101 рубль, сумму налога на имущество физических лиц в размере 447 рублей и 10 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ; налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом налогов за 2015 год, в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму земельного налога в размере 364 рубля, сумму налога на имущество физических лиц в размере 684 рубля в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком в установленные сроки оплата налогов не произведена. В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество в размере 94 и 149 рублей, пени в размере 35 рублей 58 копеек и 1 рубль 20 копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ; требование № об уплате налога на имущество физических в размере 447 и 10 рублей, пени 41 рубль 77 копеек и 18 рублей 84 копейки, земельного налога в размере 101 рубль, пени в размере 1 рубль 08 копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ; требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество в размере 684 рубля, пени в размере 4 рубля 79 копеек, земельного налога в размере 364 рубля, пени в размере 2 рубля 55 копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Задолженность по налогам ответчиком полностью не оплачена. На сегодняшний день согласно расчетам, представленным административным истцом, недоимка по налогу на имущество физических лиц составляет 10 и 1131 рубль, пени в размере 16 копеек и 8 рублей 73 копейки, по земельному налогу 465 рублей, пени в размере 3 рубля 62 копейки. В силу ч. 1. 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Ответчику были направлены требования об уплате налога, срок исполнения требования установлен 27 января 2015 года, 27 января 2016 года, 31 января 2017 года. Сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей. Таким образом, право на обращение в суд у налогового органа для взыскания указанных налогов истекло 27 июля 2018 года (27 января 2015 года плюс 3 года 6 месяцев). Однако налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании суммы долга по налогу – 17 июня 2020 года. С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и сборам налоговым органом подавалось по истечении установлении срока 21 ноября 2019 года, то есть срок обращения в суд пропущен. Таким образом, с исковым заявлением для взыскания указанных налогов налоговая инспекция обратилась в суд за пределами предусмотренного кодексом шестимесячного срока обращения в суд, предусмотренного ст. 48 Налогового кодекса РФ. Доказательств уважительности причины пропуска срока для обращения в суд представителем административного истца не предоставлено. Ни одной уважительной причины пропуска такого срока налоговым органом не указано, ни одного доказательства уважительности пропуска срока суду не представлено, в связи с чем, отсутствуют основания для его восстановления. При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений. В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. В силу изложенных обстоятельств, заявление административного истца о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением не подлежит удовлетворению. Поскольку срок подачи административного искового заявления налоговым органом пропущен без уважительных причин, в его восстановлении отказано, в иске следует отказать. Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Челябинской области в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015 годы, по земельному налогу с физических лиц за 2014, 2015 годы на общую сумму 1 618 рублей 51 копейка. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия через Южноуральский городской суд. Председательствующий подпись И.М. Реутова Копия верна: Судья И.М. Реутова Подлинник решения подшит в гражданское дело №2а-700/2020, УИД: 74RS0045-01-2020-000942-86, которое находится в производстве Южноуральского городского суда Челябинской области. Суд:Южноуральский городской суд (Челябинская область) (подробнее)Судьи дела:Реутова И.М. (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Решение от 24 ноября 2020 г. по делу № 2А-700/2020 Решение от 29 октября 2020 г. по делу № 2А-700/2020 Решение от 27 октября 2020 г. по делу № 2А-700/2020 Решение от 22 октября 2020 г. по делу № 2А-700/2020 Решение от 2 октября 2020 г. по делу № 2А-700/2020 Решение от 28 сентября 2020 г. по делу № 2А-700/2020 Решение от 14 февраля 2020 г. по делу № 2А-700/2020 |