Решение № 12-523/2020 от 5 октября 2020 г. по делу № 12-523/2020




<данные изъяты>

УИД: 36MS0042-01-2020-001169-06

Дело № 12-523/2020


Р Е Ш Е Н И Е


05 октября 2020 года судья Центрального районного суда города Воронежа ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном района Воронежской области от 14 июля 2020 года о привлечении должностного лица – заместителя директора по экономике и финансам АО «Почта России» - Управление федеральной почтовой связи Воронежской области ФИО3 к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ,

У с т а н о в и л :


Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном района Воронежской области от 14 июля 2020 года (дело об административном правонарушении № 3-420/2020) должностное лицо – заместитель директора по экономике и финансам АО «Почта России» - Управление федеральной почтовой связи Воронежской области ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 300 рублей.

Не согласившись с законностью привлечения к административной ответственности, ФИО3 обратилась с жалобой. Просит постановление о привлечении к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава правонарушения. Обосновывая жалобу, ФИО3 указывает, что объективную сторону правонарушения образует не предоставление страхователем недостающих документов или сведений в территориальный орган Фонда в течении 5 рабочих дней с даты получения извещения. В соответствии с п. 7 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 №294, извещение направляется (вручается) страхователю в установленном порядке и считается полученным по истечении 6 рабочих дней со дня направления заказного письма. Вместе с тем, доказательств, подтверждающих направление в адрес АО «Почта России» извещения, материалы дела не содержат. Кроме того, утверждает, что Положение не предъявляет требований к дате заявления о выдачи пособий, в связи с чем, требование ГУ – Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации не основано на законе и не может являться обязательным для страхователя, и, соответственно, быть основанием для привлечения к административной ответственности.

В судебное заседание ФИО3 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, судом удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставило в суд письменные возражения на жалобу ФИО3

Одновременно с жалобой в суд предоставлены дополнительные доказательства: справка об отправке/доставке почтового отправления 68938-174, извещение № 714 от 09.07.2019, реестр полученной корреспонденции для доставки, скриншот формирования извещения.

В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, консультант правового отдела Государственного учреждения – Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, ФИО4 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, судом постановлено рассмотреть дело в ее отсутствие.

Изучив доводы жалобы, возражений, дополнительно представленные доказательства, дело об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам:

В соответствии с частью 4 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо отказ от представления в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за правомерностью осуществления и правильностью определения размера расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, а также необходимых для назначения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованному лицу соответствующего вида пособия или исчисления его размера, возмещения расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, социального пособия на погребение, стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Пунктом 7 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294, определено, что в случае представления в территориальный орган Фонда не в полном объеме документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет (вручает) страхователю (либо застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) - в случае, указанном в пункте 5 настоящего Положения) извещение о представлении недостающих документов или сведений (далее - извещение) по форме, утверждаемой Фондом.

Извещение направляется (вручается) страхователю, а в случае, указанном в пункте 5 настоящего Положения, - застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в установленном порядке и считается полученным по истечении 6 рабочих дней со дня направления заказного письма.

Недостающие документы или сведения представляются страхователем, а в случае, указанном в пункте 5 настоящего Положения, - застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) в территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней с даты получения извещения.

Как следует из постановления о привлечении к административной ответственности, основанием для привлечения ФИО3, являющейся заместителем директора по экономике и финансам АО «Почта России» - Управление федеральной почтовой связи Воронежской области, привлечением к административной ответственности на основании приведенной выше нормы послужили изложенные выводы о том, что АО «Почта России» несвоевременно представлены в ГУ– Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации недостающие документы и сведения, которые должны быть предоставлены не позднее 25.07.2019, однако были предоставлены 29.07.2019, то есть с нарушением срока.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - заместителя директора по экономике и финансам АО «Почта России» - Управления федеральной почтовой связи Воронежской области ФИО3 мировой судья пришел к выводу о том, что в действиях ФИО3 имеется состав вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, признал ФИО3 виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Субъектом правонарушения являются должностные лица организаций страхователей, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

С субъективной стороны административное правонарушение может быть совершено только умышленно.

Объективная сторона состава правонарушения состоит в непредставлении в установленный срок недостающих документов и сведений, на основании полученного (врученного) извещения о представлении недостающих документов или сведений.

Как следует из оспариваемого постановления, вина ФИО3 в совершении административного правонарушения установлена на основании следующих доказательств: протокола об административном правонарушении, в котором отражено, что в ее действиях содержатся признаки состава правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.33 КоАП РФ, акта контрольных мероприятий, копии электронного извещения о предоставлении недостающих документов, реестра корреспонденции для доставки от 10.07.2019, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, приказа о приеме на работу, должностной инструкции заместителя директора по экономике и финансам.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения. Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Как следует из содержания протокола (л.д. 2) об административном правонарушении № 1695 от 20.05.2020 дословно «Страхователь АО «Почта России» - Управление федеральной почтовой связи Воронежской области реестр сведений, необходимый для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 в ГУ – Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации 04.07.2019 ГУ – Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации в адрес страхователя АО «Почта России» - Управление федеральной почтовой связи Воронежской области» 10.07.2019 было направлено извещение о предоставлении недостающих документов. Недостающие документы предоставлены 29.07.2019, в то время как должны быть представлены не позднее 25.07.2019».

Описываемое событие об административном правонарушении не позволяет индивидуализировать то, какое извещение было направлено в адрес страховщика, так как не содержит сведения о номере и дате извещения, а также информации о том, какие документы и сведения, необходимые для назначения и выплаты, страховщиком должны быть предоставлены.

Вместе с тем, закон определяет, что извещение должно соответствовать форме, утверждаемой Фондом.

Из протокола следует, что извещение направлено в адрес страховщика 10.07.2019.

Однако, отсутствие информации о номере и дате извещения не позволяет идентифицировать и проверить факт направления (вручения) страхователю, а, следовательно, установить время, когда соответствующая обязанность должна быть исполнена страховщиком.

Указанные обстоятельства являются юридически значимыми, так как в соответствии с п. 7 Положения, извещение направляется (вручается) страхователю, а в случае, указанном в пункте 5 настоящего Положения, - застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в установленном порядке и считается полученным по истечении 6 рабочих дней со дня направления заказного письма. Недостающие документы или сведения представляются страхователем, а в случае, указанном в пункте 5 настоящего Положения, - застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) в территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней с даты получения извещения.

Отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о дате и номере извещения о предоставлении недостающих документов или сведений, не своевременное исполнение которого вменяется в вину ФИО3, не позволяет установить обстоятельства, связанные с направлением указанного извещения в адрес страхователя.

Доказательства в подтверждение данных обстоятельств в материалы дела не представлены.

Дополнительно представленные в ходе рассмотрения жалобы справка об отправке/доставке почтового отправления, реестр полученной корреспонденции для доставки (заказ № 68938 от 10.07.2019) содержат информацию о направлении в адрес «Почта России» вложения «з/п» и не позволяет установить факт направления ГУ – Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации в адрес АО «Почта России» - Управление федеральной почтовой связи Воронежской области» конкретного извещения о предоставлении недостающих документов или сведений, не своевременное исполнение которого вменяется в вину ФИО3

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Таким образом, объективная сторона вменяемого ФИО3 административного правонарушения описана неполно, так как в протоколе об административном правонарушении отсутствует указание на то, какое извещение было направлено в адрес страховщика (его номер и дату), а также информацию о том, какие документы и сведения, необходимые для назначения и выплаты, страховщиком должны быть предоставлены.

Указанные недостатки являются существенными.

Кроме того, предоставленный реестр полученной корреспонденции (л.д. 7) представлен на одном листе, копия указанного доказательства надлежащим образом не заверена, информация о направлении извещения в данном доказательстве не отражена, что свидетельствует о неправильном оформлении материала дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Исходя из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Указанная обязанность мировым судьей не исполнена, что не позволило мировому судье правильно рассмотреть указанное дело об административном правонарушении.

С учетом того, что на момент рассмотрения в жалобы срок давности привлечения ФИО3 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:


Жалобу ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном района Воронежской области от 14 июля 2020 года удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном района Воронежской области от 14 июля 2020 года по делу об административном правонарушении № 3-420/2020 о привлечении должностного лица – заместителя директора по экономике и финансам АО «Почта России» - Управление федеральной почтовой связи Воронежской области ФИО3 к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ, - отменить.

Производство по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Судья: /подпись/ ФИО2

<данные изъяты>

УИД: 36MS0042-01-2020-001169-06

Дело № 12-523/2020



Суд:

Центральный районный суд г. Воронежа (Воронежская область) (подробнее)

Ответчики:

Лунина Ольга Николаевна (подробнее)

Судьи дела:

Шумейко Елена Сергеевна (судья) (подробнее)