Решение № 2-А129/2024 2-А129/2024~М-А42/2024 М-А42/2024 от 22 февраля 2024 г. по делу № 2-А129/2024Липецкий районный суд (Липецкая область) - Гражданское Дело №2-А129/2024 УИД-48RS0005-02-2024-000050-17 Именем Российской Федерации 22 февраля 2024 года с.Доброе Липецкий районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Королевой С.Е., при секретаре Банку Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Добровского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Добровского муниципального округа Липецкой области о возложении обязанности провести мероприятия по очистке территории земельного участка, Прокурор Добровского района Липецкой области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Добровского муниципального округа Липецкой области о возложении обязанности провести мероприятия по очистке территории земельного участка, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Добровского муниципального округа Липецкой области требований законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой установлено следующее. В соответствии с данными публичной кадастровой карты земельный участок, расположенный в кадастровом квартале №, находится в границах Добровского муниципального района, относится к неустановленной категории земель с неразграниченной государственной собственностью, не принадлежит на праве собственности физическим и юридическим лицам. Проверкой установлено, что на указанном земельном участке в точке с географическими координатами №; № на площади около 3 000 кв.м, располагается место несанкционированного накопления следующих отходов (согласно Федеральному классификатору каталога отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 - далее ФККО): малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) - код ФККО 1 54 110 01 21 5; отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ - код ФККО 8 90 000 01 72 4; отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) - код ФККО 7 31 1 10 01 72 4. В рамках контрольных (надзорных) мероприятий аналогичные нарушения выявлялись представителями отдела государственного надзора и работы с обращениями граждан управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, в связи с чем 19.07.2023 администрации Добровского муниципального района объявлялось предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований экологического законодательства. В ходе проверки прокуратуры района установлено, что нарушения до настоящего времени не устранены, достаточные меры органом местного самоуправления не приняты. В целях их устранения 21.11.2023 в адрес муниципалитета внесено представление, однако из содержания ответа от 07.12.2023 № следует, что нарушения до настоящего времени не устранены. Таким образом, администрация муниципального округа в течение длительного времени не принимает должных мер по устранению нарушений, выявленных органом контроля и прокуратурой района. В связи с чем, просил обязать ответчика провести мероприятия по очистке территории земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № по координатам №; № на площади около 3 000 кв. м. от отходов производства и потребления в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник прокурора Добровского района Липецкой области Фролова О.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске. Представитель ответчика администрации Добровского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, против удовлетворения исковых требований не возражали. Выслушав объяснения помощника прокурора Добровского района Липецкой области, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. Как следует из положений пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 51 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, сброс отходов на почву запрещен. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. В соответствии с ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов относятся в том числе земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления. На основании п. 7.8 ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, собственником отходов являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Добровского муниципального округа Липецкой области требований законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой установлено следующее. В соответствии с данными публичной кадастровой карты земельный участок, расположенный в кадастровом квартале №, находится в границах Добровского муниципального района, относится к неустановленной категории земель с неразграниченной государственной собственностью, не принадлежит на праве собственности физическим и юридическим лицам. Проверкой установлено, что на указанном земельном участке в точке с географическими координатами №; № на площади около 3 000 кв.м, располагается место несанкционированного накопления следующих отходов (согласно Федеральному классификатору каталога отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 - далее ФККО): - малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) - код ФККО 1 54 110 01 21 5; - отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ - код ФККО 8 90 000 01 72 4; - отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) - код ФККО 7 31 1 10 01 72 4. В рамках контрольных (надзорных) мероприятий аналогичные нарушения выявлялись представителями отдела государственного надзора и работы с обращениями граждан управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, в связи с чем 19.07.2023 администрации Добровского муниципального района объявлялось предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований экологического законодательства. В ходе проверки прокуратуры района установлено, что нарушения до настоящего времени не устранены, достаточные меры органом местного самоуправления не приняты. В целях их устранения 21.11.2023 в адрес муниципалитета внесено представление, однако из содержания ответа от 07.12.2023 № следует, что нарушения до настоящего времени не устранены. Таким образом, администрация муниципального округа в течение длительного времени не принимает должных мер по устранению нарушений, выявленных органом контроля и прокуратурой района. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличие у администрации Добровского муниципального округа Липецкой области обязанности по проведению мероприятия по очистке территории земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № по координатам №; № на площади около 3 000 кв.м. от отходов производства и потребления. Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства, ответчиком не представлено, тогда как в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. На основании вышеизложенного, исковые требования прокурора Добровского района Липецкой области законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме. Согласно части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу. На основании части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с закрепленным в части 3 статьи 123 КонституцииРоссийской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Суд рассмотрел гражданское дело в рамках заявленных исковых требований по представленным доказательствам. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Исковые требования прокурора Добровского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Добровского муниципального округа Липецкой области о возложении обязанности провести мероприятия по очистке территории земельного участка - удовлетворить. Обязать администрацию Добровского муниципального округа Липецкой области провести мероприятия по очистке территории земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № по координатам №; № на площади около 3 000 кв.м. от отходов производства и потребления в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Липецкий районный суд Липецкой области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий С.Е. Королева Мотивированное решение изготовлено 01.03.2024 года Суд:Липецкий районный суд (Липецкая область) (подробнее)Судьи дела:Королева Светлана Евгеньевна (судья) (подробнее) |