Решение № 2-2851/2020 2-2851/2020~М-2899/2020 М-2899/2020 от 7 сентября 2020 г. по делу № 2-2851/2020Центральный районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные Дело № 2-2851/2020 55RS0007-01-2020-004173-60 Именем Российской Федерации город Омск 08 сентября 2020 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Мотроховой А.А., при помощнике судьи Шароватовой М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 о признании утратившим право собственности на транспортное средство, ФИО1 обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что 16.07.2015 года между истцом и ответчиком заключен договор купли-продажи транспортного средства FREIGHTLINER CO, <данные изъяты>. Данное транспортное средство было продано за 200000 рублей, согласно договору в день его подписания денежные средства продавцом получены. Согласно п.5 договора право собственности на транспортное средство переходит к покупателю с момента подписания договора. В нарушение действующего законодательства покупатель не поставил на учет транспортное средство до настоящего времени. В связи с тем, что ИФНС РФ по САО г.Омска в 2017 году было выставлено требование истцу об уплате налога на данное транспортное средство, истцу стало известно, что транспортное средство до настоящего времени зарегистрировано на предыдущего собственника. 29.07.2017 года истец обратился в ГИБДД по вопросу снятия транспортного средства с регистрационного учета. Согласно справке, выданной МОТН и РАС ГИБДД УМВД РФ по Омской области транспортное средство снято с регистрационного учета 29.07.2017 года. На основании изложенного просит признать ФИО1 утратившим право собственности на транспортное средство FREIGHTLINER CO, <данные изъяты>. В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные исковые требования. Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежаще. Заслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3). Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом, лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 23 июня 2009 года №835-О-О, Федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такое правовое регулирование само по себе не может рассматриваться как нарушающее права налогоплательщика. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что разрешение вопросов об установлении и изменении состава налогоплательщиков и существенных элементов налогового обязательства не относится к его полномочиям, за исключением случаев, когда новому законодательному акту придается обратная сила и им ухудшается положение налогоплательщиков (Постановление от 30 января 2001 года №2-П; Определения от 21 декабря 1998 года №190-О, от 7 февраля 2002 года №37-О и от 10 ноября 2002 года №321-О). В судебном заседании установлено, что 16.07.2015 года между ФИО1 (продавец) и ФИО2 (покупатель) заключен договор купли-продажи транспортного средства FREIGHTLINER CO, <данные изъяты> стоимость автомобиля составляет 200000 рублей (л.д.59). Согласно справке МОТН и РАС ГИБДД УМВД РФ по Омской области, а также информации, предоставленной МОТН и РАС ГИБДД УМВД РФ по Омской области по запросу суда, транспортное средства FREIGHTLINER CO, <данные изъяты> снято с регистрационного учета 29.07.2017 года в связи с продажей (передачей) другому лицу на основании обращения ФИО1 (л.д.7, 22-23). Согласно пояснениям истца, о том, что после заключения договора купли-продажи ФИО2 не обратился в ГИБДД УМВД РФ по Омской области для постановки автомобиля на регистрационный учет, истец узнал в 2017 году после получения требования от ИФНС РФ по САО г.Омска об уплате транспортного налога на автомобиль. Суд отмечает, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе, по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть, регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике. Таким образом, начисление истцу транспортного налога налоговым органом является законным и обоснованным, поскольку обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, до 29.07.2017 года транспортное средство FREIGHTLINER CO, <данные изъяты>, было зарегистрировано за истцом. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Налоговый орган исчисляет транспортный налог на основании сведений, представленных Управлением ГИБДД. Отчуждение автомобиля не является основанием для освобождения прежнего собственника от уплаты транспортного налога, поскольку истец не снял транспортное средство с регистрационного учета в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с Правилами, утвержденными Приказом МВД России от 26 июня 2018 года №399 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их допуска к участию в дорожном движении, государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения. Согласно п.57 Правил 57 прекращение государственного учета транспортного средства в случае его отчуждения осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем. Основанием для начала административной процедуры по регистрации транспортных средств является обращение заявителя (представителя) с заявлением об оказании государственной услуги (в том числе, в электронном виде посредством портала государственных и муниципальных услуг). В соответствии с п.32 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортных средств и прицепов к ним определён исчерпывающий перечень административных процедур, являющихся неотъемлемой частью государственной услуги, связанной с регистрации транспортного средства, включающие в себя следующие административные процедуры: прием заявления: проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ; формирование и направление межведомственного запроса; осмотр транспортного средства; принятие решения о проведении регистрационных действий, либо об отказе в проведении регистрационных действий: оформление документов, подлежащих выдаче заявителю; проверка и подписание документов; введение информации в автоматизированные информационные системы; выдача документов и государственных регистрационных знаков. Результатом предоставления государственной услуги является: регистрация транспортного средства или отказ в регистрации транспортного средства; изменение регистрационных данных или отказ в изменении регистрационных данных. Пунктом 60.4 Приказа МВД России от 07.08.2013 ода №605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем. Проанализировав п.3 Постановления Правительства РФ №938 от 12.08.1994 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», п.60.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 07.08.2013 года №605, суд приходит к выводу, что обязанность прежнего собственника не ограничивается передачей транспортного средства новому собственнику для осуществления им полноправно полномочий собственника, а обязывает его снять передаваемое транспортное средство с регистрационного учета. Разрешая спор, руководствуясь положениями приведенных норм действующего законодательства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что предусмотренная процедура снятия автомобиля с регистрационного учета при его продаже и регистрация автомобиля на нового собственника в данном случае соблюдена не была. При этом, истцом не предоставлено объективных доказательств невозможности своевременного снятия с регистрационного учета транспортного средства после его продажи. Закрепленная указанными выше нормативными правовыми актами регистрация является не государственной регистрацией перехода права собственности, установленной п.2 ст.223 ГК РФ, а носит учетный характер. Вместе с тем, при наличии спорной ситуации, регистрация транспортного средства является доказательством добросовестности (недобросовестности) поведения участников спорных правоотношений, и как доказательство, в соответствии со ст.67 ГПК РФ подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами. Разрешая спор, суд также исходит из того, что простая письменная форма договора позволяет составить договор с любой датой, каких-либо иных доказательств реальности заключения договора купли-продажи спорного транспортного средства истцом не представлено. Доказательств совершения юридически значимых действий, подтверждающих реальный характер сделки и фактическую передачу автомобиля истцом покупателю, возникновение у покупателя права собственности на основании указанного договора купли-продажи с 16.07.2015 года, в материалы дела не представлено. Представленный договор купли-продажи и объяснения истца суд находит недостаточными доказательствами, не позволяющими удовлетворить заявленные исковые требования. В связи с изложенным суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО2 о признании утратившим право собственности на транспортное средство отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья А.А. Мотрохова Решение изготовлено в окончательной форме 10 сентября 2020 года. Суд:Центральный районный суд г. Омска (Омская область) (подробнее)Судьи дела:Мотрохова Анастасия Александровна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |