Решение № 2А-8472/2023 2А-8472/2023~М-7054/2023 М-7054/2023 от 26 декабря 2023 г. по делу № 2А-8472/2023Ленинский районный суд г. Оренбурга (Оренбургская область) - Административное 2а-8472/2023 56RS0018-01-2023-008979-20 Именем Российской Федерации 26 декабря 2023 года г. Оренбург Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Месяца О.К. при секретаре Карамакановой Е.Ю., с участием административного истца ФИО1, его представителя - ФИО2, представителя административного ответчика УМВД России по Оренбургской области – ФИО3, представителя административного соответчика МУ МВД России «Оренбургское» - ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по Оренбургской области, Межмуниципальному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оренбургское», инспектору отдела по вопросам миграции ОП №6 МУ МВД "Оренбургское" – ФИО5, врио начальника УМВД России по Оренбургской области – ФИО6, врио начальника УМВД России по Оренбургской области - ФИО7 о признании незаконным решений, действий должностных лиц, ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением в обоснование требований указывает, что заключением старшего инспектора отдела по вопросам миграции отдела полиции № 6 Межмуниципального Управления МВД России «Оренбургское» капитана полиции ФИО5, утвержденного Врио начальника УМВД России по Оренбургской области ФИО6 29.07.2020 года, он фактически лишен гражданства Российской Федерации. Его паспорт гражданина Российской Федерации признан недействительным и изъят. Причиной признания недействительным и изъятия паспорта гражданина РФ послужило то, что на момент его рождения, его родители гражданами Российской Федерации не являлись, что свидетельствует о том, что он не приобрел гражданство РФ. Его отец ... ... года рождения, прибыл на территорию России в г.Уфа по паспорту гражданина СССР образца 1974 года, выданному в Армянской ССР. На постоянное место жительство в г.Ясный Оренбургской области прибыл в 1999 году, где получил вкладыш о приобретении гражданства Российской Федерации серии ... от 15.10.1999 года, выданного 15.10.1999 года, в связи с заменой паспорта на новый образец. В 2000 году, в связи с проживанием на тот момент на территории Оренбургского района Оренбургской области, был документирован паспортом серии ... выданным Оренбургским РОВД Оренбургской области 10.06.2002 года. Уполномоченные органы государственной власти неоднократно в течение продолжительного периода времени (с 2002 по 2020 год) подтверждали его принадлежность к гражданству Российской Федерации посредством выдачи свидетельства о рождении и проставления в нем штампа о гражданстве, выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, постановки на воинский учет; на основании этих документов, он осуществлял реализацию своих прав и обязанностей, что свидетельствует о его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности взаимных прав и обязанностей, что определяет гражданство Российской Федерации. До июня 2023 года, он и его отец ФИО8 обращались в разные органы власти вели переписку с УМВД России по Оренбургской области полагая, что ему выдадут паспорт гражданина Российской Федерации на основании статьи 41.2 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31.05.2002 года. Уведомлением от 27.06.2023 года № ... ему было рекомендовано получить в ОВМ ОП № 6 МУ МВД России «Оренбургское» справку для дальнейшего обращения в Консульство Республики Армения по вопросу документирования национальным паспортом гражданина Республики Армения. Просил суд признать незаконным и отменить заключение проверки старшего инспектора отдела по вопросам миграции отдела полиции № 6 МУ МВД России «Оренбургское» капитана полиции ФИО5, утвержденное Врио начальника УМВД России по Оренбургской области ФИО6 29.07.2020 года. Признать незаконными действия старшего инспектора отдела по вопросам миграции отдела полиции № 6 Межмуниципального Управления МВД России «Оренбургское» капитана полиции ФИО5 Признать незаконным бездействие врио начальника Управлением министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области ФИО7 Возложить на Управление по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области обязанность выдать ФИО1 паспорт гражданина Российской Федерации. Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено МУ МВД России "Оренбургское". В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель ФИО2, доводы административного искового заявления поддержали, просили удовлетворить. Представитель административного ответчика УМВД России по Оренбургской области – ФИО3, представитель МУ МВД России «Оренбургское» - ФИО4 действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Административный соответчик - инспектор отдела по вопросам миграции ОП №6 МУ МВД "Оренбургское" ФИО5, врио начальника УМВД России по Оренбургской области ФИО6, врио начальника УМВД России по Оренбургской области ФИО7 в судебное заседание не явились, были извещены судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Заслушав доводы административного истца, его представителя, представителей административных соответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, на основании следующего. Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. По смыслу части 2 статьи 227 КАС РФ, требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Согласно Положению о Межмуниципальном Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское, утвержденного приказом УМВД России по Оренбургской области от 03.10.2017 № 767 (далее - Положение) МУ МВД России «Оренбургское» является территориальным органом МВД России на районном уровне и создано в целях реализации возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации задач по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности на территории городского округа город Оренбург и Оренбургского муниципального района Оренбургской области. В соответствии с пп. 27 п. 10 Положения МУ МВД России «Оренбургское», реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел осуществляет в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми - актами в сфере миграции выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации. Приказом МУ МВД России «Оренбургское» от 30.11.2017 года № 1598 утверждено Положение об отделе полиции № 6 Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оренбургское» (далее - ОП № 6). Так. согласно пункту 2 Положения отдел полиции является структурным подразделением МУ МВД России «Оренбургское», реализующим задачи и полномочия органов внутренних дел Российской Федерации на территории городского округа город Оренбург и Оренбургского муниципального района. В соответствии с разделом II указанного положения ОП № 6 реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел осуществляет по решению начальника УМВД России по Оренбургской области прием заявлений по вопросам гражданства Российский Федерации, проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. В соответствии с п. 28 п. 10 названного Положения территориальный орган МВД России на районном уровне осуществляет по решению начальника УМВД России по Оренбургской области проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. Приказом УМВД России но Оренбургской области от 09.02.2018 № 74 "О предоставлении полномочий" подчиненным территориальным органам МВД России на районном уровне предоставлены полномочия по осуществлению проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулировавшие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации применительно к рассматриваемым отношениям, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации были установлены Федеральным законом Российской Федерации от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. В соответствии с пунктом 51 Положения при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется, в числе прочего, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом (п. 52 Положения). Согласно п. 1 Инструкции последняя определяет порядок деятельности Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, реализующего полномочия по вопросам гражданства Российской Федерации, и территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, в том числе при проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации; Так, согласно п. 38 Инструкции, инициативная проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации осуществляется территориальными органами МВД России по решению полномочного должностного лица территориального органа МВД России, либо ГУВМ МВД России по решению начальника ГУВМ МВД России или его заместителя либо лиц, исполняющих их обязанности. Так, согласно п. 38 Инструкции, инициативная проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации осуществляется территориальными органами МВД России по решению полномочного должностного лица территориального органа МВД России либо ГУВМ МВД России по решению начальника ГУВМ МВД России или его заместителя либо лиц, исполняющих их обязанности. В соответствии с пунктом 40 Инструкции при проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства Российской Федерации, в отношении него устанавливаются сведения в том числе о наличии либо отсутствии гражданства иного государства; персональных данных и изменении гражданства родителей (единственного родителя), документах, удостоверяющих их личность и гражданство, их месте жительства по состоянию на 6 февраля 1992 г. (месте жительства на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 г.). Мотивированное заключение о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, составленное по форме (приложение N 7 к Инструкции) согласовывается начальником подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России или лицом, исполняющим его обязанности, утверждается полномочным должностным лицом МВД России либо полномочным должностным лицом территориального органа МВД России, его подпись скрепляется гербовой печатью. Утвержденное заключение подшивается в дело (п. 44 Инструкции). В силу п. 1 Инструкции ГУВМ МВД России территориальные органы МВД России на районном уровне осуществляют по решению руководителя (начальника) соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне полностью или частично полномочия по проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, оформлению и удостоверению наличия у ребенка гражданства Российской Федерации. При этом в силу п. 31 п. 13 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, утвержденного приказом МВД России от 03.08.2017 № 599 УМВД России по Оренбургской области осуществляет следующие полномочия: в соответствии с законодательством Российской Федерации определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации. Судом установлено, что старшим инспектором отдела по вопросам миграции отдела полиции № 6 Межмуниципального Управления МВД России «Оренбургское» ФИО5 на основании пп. 51-52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №1325, проведена проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, а также обоснованности проставления отделом УФМС России по Оренбургской области в Оренбургском районе штампа, свидетельствующего о принадлежности к гражданству Российской Федерации ФИО1 В рамках проверки установлено, что по сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Оренбургской области ФИО1, ... года рождения, уроженец ... значится зарегистрированным по месту жительства по адресу: ... с 02.06.2003 года по паспорту гражданина Российской Федерации серии № ..., выданному 20.07.2016 года отделом УФМС России по Оренбургской области в Оренбургском районе (с местом дислокации в г. Оренбурге). Согласно автоматизированной системе «Российский паспорт» ФИО1, ... года рождения, уроженец ... действительным паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина за пределами территории Российской Федерации не документирован. Паспорт гражданина Российской Федерации серии ... оформлен 20.07.2016 года отделом УФМС России по Оренбургский области в Оренбургском районе (с местом дислокации в г. Оренбурге), в связи с достижением 14 лет на основании свидетельства о рождении серии ... выданного 10.07.2002 года Администрацией Первомайского поссовета территориального органа муниципального образования «Оренбургский район» Оренбургской области. По учетам отдела по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Оренбургской области ФИО1, ... года рождения, уроженец ... приобретшим гражданство Российской Федерации не значится. По учетам автоматизированной системы ФИО9 Геворгович, ... года рождения, уроженец ... не значится. ФИО1, ... года рождения, уроженцу- ... проставлен штамп, свидетельствующий о принадлежности к гражданству Российской Федерации в соответствии с пунктом в части 1 статьи 12 Федерального закона «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ от 31.05.2002 года № 54 от 30.05.2007 года в свидетельстве о рождении серии ... выданном 30.11.2004 года Администрацией Первомайского поссовета территориального органа муниципального образования «Оренбургский район» Оренбургской области. Отец административного истца - ... года рождения, уроженец ..., гражданином Российской Федерации не является. По заключению проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, а также обоснованности выдачи отделом внутренних дел Оренбургского района Оренбургской области паспорта гражданина РФ серии ... на имя ФИО8. утвержденной УМВД России по Оренбургской области от 21.04.2020 года, паспорт гражданина Российской Федерации серии ..., признан выданным в нарушении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 15.09.1997 года № 605 без подтверждения принадлежности к гражданству Российской Федерации. Мать административного истца - ... ... года рождения, уроженка ... документирована паспортом гражданина РФ ..., выданным 31.08.2007 года отделом УФМС России по Оренбургской области в связи с приобретением гражданства РФ в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ от 31.05.2002 года и на основании заключения УФМС России по Оренбургской области № ... от 17.08.2007 года. Таким образом, штамп свидетельствующий о принадлежности к гражданству Российской Федерации в соответствии с пунктом в части 1 ст.12 Федерального закона «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ от 31.05.2002 года № 54 от 30.05.2007 года к свидетельству о рождении серии ..., выданному 10.07.2022 года Администрацией Первомайского поссовета территориального органа муниципального образования «Оренбургский район» Оренбургской области на имя ФИО1, ... года рождения, уроженца ... проставлен в отсутствие на то законных оснований, так как, на момент рождения родители; отец ... года рождения, уроженец ... и мать - ... года рождения, уроженка ... гражданами Российской Федерации не являлись. По результатам проверки 29.07.2020 года вынесено заключение, утвержденное врио начальника УМВД России по Оренбургской области ФИО6 признать штамп, свидетельствующий о принадлежности к гражданству Российской Федерации в соответствии с пунктом в части 1 статьи 12 Федерального закона «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ от 31.05.2002 года № 54 от 30.05.2007 года в свидетельстве о рождении серии ... выданном 10.07.2002 года Администрацией Первомайского поссовета территориального органа муниципального образования «Оренбургский район» Оренбургской области на имя ФИО1, ... года рождения, <...> проставленным необоснованно, лицу не являющемуся гражданином Российской Федерации. Паспорт гражданина Российской Федерации серии ..., оформленный 20.07.2016 года отделом УФМС России по Оренбургской области в Оренбургском районе (с местом дислокации в г. Оренбурге) на имя ФИО1, ... года рождения, уроженца ... считать недействительным, так как оформлен на основании штампа, свидетельствующего о принадлежности к гражданству Российской Федерации, проставленного необоснованно. В соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 года № 828 «Об утверждений Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», паспорт гражданина Российской Федерации серии ..., оформленный 20.07.2016 года отделом УФМС России по Оренбургской области в Оренбургском районе (с местом дислокации в г. Оренбурге) на имя ФИО1, ... года рождения, <...> подлежит изъятию. Управлению по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области внести заключение по проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, а также обоснованности проставления отделом УФМС России по Оренбургской области в Оренбургском районе штампа, свидетельствующего о принадлежности к гражданству Российской Федерации ФИО1 в автоматизированную систему «Российский паспорт». В ходе проведения проверки, на основании ответа полученного из Паспортно-визового управления службы миграции и гражданства МВД Республики Армения № ..., установлено, что ФИО1 согласно п. 1 ст. 11 Закона Республики Армения, является гражданином Республики Армения. При этом на день рождения административного истца (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) действовал Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве) в соответствии с положениями которого ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, приобретает российское гражданство по рождению на основании части 1 статьи 17 Закона о гражданстве исключительно при условии, что эти государства не предоставляют ему своего гражданства. На момент вынесения оспариваемого заключения проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации и обоснованности выдачи паспорта гражданина РФ (29.07.2020года) действовали нормы Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (далее - Положение) и Инструкции об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений, утвержденной приказом МВД России от 16.09.2019 № 623 (далее - Инструкция). Представленная административным истцом справка об отсутствии гражданства Республики Армения у административного истца по сведениям указанного компетентного органа иностранного государства не соответствует действительности, МВД Республики Армения выдачу указанной справки не подтвердило, печать и подпись должностного лица подделаны. При таких обстоятельствах основания для приобретения ФИО1 гражданства по рождению на основании Закона гражданстве от 1991 года, в частности части 1 статьи 17, также отсутствовали. До настоящего времени фактические обстоятельства не изменились, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. В данной связи доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, основаны на неверном понимании норм материального права, а представленные в дело доказательства о длительности проживания в РФ, в условиях отсутствия законных оснований для приобретения российского гражданства по рождению, основаны на неверном понимании норм материального права. Доводы административного истца о допущенном при принятии оспариваемых решений нарушении баланса частных и публичных прав в силу длительного проживания административного истца и его близких родственников на территории РФ, суд находит не состоятельными. В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, выраженном в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 05.07.2023 № 16-КАД23-4-К4. который отмечает, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что лица, которые приобрели по собственному волеизъявлению гражданство иностранного государства, утрачивают право на приобретение гражданства по основаниям, установленным Законом о гражданстве, при этом длительное проживание на территории РФ неоднократность выдачи паспортов гражданина РФ, занятие трудовой деятельностью правового значения не имеют, поскольку наличие у административного истца гражданства другого государства является препятствием для признания его гражданином РФ на основании Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 июня 2012 года № 1254-0 подчеркнул, что Закон, действовавший с 6 февраля 1992 года по 1 июля 2002 года, был призван, прежде всего, урегулировать вопросы гражданства образовавшегося после распада СССР независимого государства Российской Федерации, определял категории лиц, которые вправе приобрести гражданство по данному основанию. При таких данных, указывает Верховный Суд РФ, ссылки на длительное проживание административного истца на территории Российской Федерации. на неоднократность выдачи паспортов гражданина Российской Федерации, занятие трудовой деятельностью правового значения не имеют, поскольку наличие у лица гражданства другого государства (по месту рождения) является препятствием для признания его гражданином Российской Федерации на основании Закона о гражданстве 1991 года. Доводы административного истца о бездействии УМВД России по Оренбургской области по рассмотрению обращения, направленного ФИО10 24.07.2023 г. на имя врио начальника УМВД России по Оренбургской области суд полагает необоснованными в силу следующего. В системе МВД сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан, поступивших в соответствии с названным Федеральным законом, регламентированы Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707. Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации (п. 92 названной Инструкции). Для обобщения результатов проверки по жалобе составляется мотивированное заключение. Заключение подписывается сотрудником, проводившим проверку, и утверждается должностным лицом, уполномоченным на подписание ответа, не ниже начальника отдела (и. 105, 110 Инструкции). Результатом рассмотрения обращений, является письменный ответ гражданину по существу поставленных им вопросов (п. 113.1 Инструкции). Обращение ФИО10 поступило в УМВД России по Оренбургской области 27.07.2023 г., входящий номер ... 15.08.2023 года по результатам проверки обращения подготовлено соответствующие заключение и ответ, в котором, в числе прочего, заявителю разъяснена возможность легализации на территории РФ после документирования национальным паспортом. Таким образом, ФИО1 как лицо имеющее иностранное гражданство в отношении которого не принималось решение о нежелательности его пребывания на территории РФ, не лишен права на получение вида на жительство и дальнейшее приобретение гражданства РФ при условии соблюдения требований миграционного законодательства. Довод административного истца о бездействии по признанию его гражданином РФ на основании статьи 41.2 Федерального закона также не основан на законе, т.к. согласно статьи 41.2 гражданами Российской Федерации признаются лица, указанные в части третьей статьи 41.1 настоящего Федерального закона (лица, проживающие па территории Российской Федерации, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 января 2010 года и не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве ввиду наличия гражданства иностранного государства. При этом Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. 138-Ф3 "О гражданстве Российской Федерации" предусмотрены переходные положения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших паспорт гражданина Российской Федерации, но не приобретших гражданства Российской Федерации. В частности, частью 1 ст. 44 поименованною закона установлено, что иностранные граждане, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требований, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанные граждане до дня вступления в силу настоящего Федерального закона получили паспорт или иной документ, содержащий указание на гражданство Российской Федерации, и не приобрели гражданство Российской Федерации в установленном порядке. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что права ФИО1 оспариваемым решением не нарушены, а сам факт его принятия является безусловным исполнением требований действующего законодательства со стороны государственных органов и адекватной мерой государственного реагирования. В соответствии с положениями ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Таким образом, административным истцом ФИО1 пропущен срок для обжалования решения 29.07.2020 года, что так же является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в силу положения ч.8 ст.219 КАС РФ. При этом, суд исходит из того обстоятельства, что с основаниями изъятия паспорта ФИО1 ознакомлен 18.02.2021 года, в то время как с административным исковым заявлением истец обратился в суд только 16.10.2023 года. Ходатайства о восстановлении срока исковой давности административным истцом не заявлено, на уважительный характер причин не указано, соответствующих документальных доказательств не представлено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о пропуске истцом установленного законом срока на обжалование решения в отсутствие уважительных причин и необходимости отказа в удовлетворении требований истца ФИО1 На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по Оренбургской области, Межмуниципальному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оренбургское», Инспектору отдела по вопросам миграции ОП №6 МУ МВД "Оренбургское" - ФИО5, Врио начальника УМВД России по Оренбургской области ФИО6, Врио начальника УМВД России по Оренбургской области ФИО7 о признании незаконным и отмене заключения проверки старшего инспектора отдела по вопросам миграции отдела полиции № 6 МУ МВД России «Оренбургское» капитана полиции ФИО5, утвержденное Врио начальника УМВД России по Оренбургской области ФИО6 29.07.2020 года, признании незаконными действий старшего инспектора отдела по вопросам миграции отдела полиции № 6 Межмуниципального Управления МВД России «Оренбургское» капитана полиции ФИО5 признании незаконным бездействия врио начальника Управлением министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области ФИО7, возложении на Управление по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области обязанность выдать ФИО1 паспорт гражданина Российской Федерации - отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья подпись О.К.Месяц Мотивированное решение по делу составлено 29 января 2024 года Судья: подпись О.К.Месяц Суд:Ленинский районный суд г. Оренбурга (Оренбургская область) (подробнее)Судьи дела:Месяц Олег Константинович (судья) (подробнее) |