Решение № 2-2967/2020 2-2967/2020~М-3153/2020 М-3153/2020 от 23 октября 2020 г. по делу № 2-2967/2020Ломоносовский районный суд г. Архангельска (Архангельская область) - Гражданские и административные Дело № 2-2967/2020 23 октября 2020 г. Именем Российской Федерации Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Дракуновой Е.Л. при секретаре Дубининой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора, администрация городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФССП России по АО и НАО) об освобождении от взыскания исполнительского сбора, мотивируя свои требования тем, что <Дата> постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Новодвинску с администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора послужило неисполнение решения Новодвинского городского суда Архангельской области по делу <№>, которым на администрацию возложена обязанность предоставить ФИО1 по договору социального на состав семьи из трех человек, включая ФИО2, ФИО3, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте ..., общей площадью не менее 50,6 кв.м., по договору социального найма. Исполнительное производство возбуждено <Дата><№>-ИП. В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований. Данный срок является необоснованно коротким. Учитывая, что исполнительский сбор отнесен к административным платежам и сборам и включается в планируемые доходы федерального бюджета, то его взыскание, пополняя федеральный бюджет, увеличивают расходы местного бюджета, еще более ухудшая бюджетную ситуацию в .... В бюджете невозможно предусмотреть денежные средства на исполнение отдельного (конкретного) судебного решения. Потребность в денежных средствах необходимых для исполнения судебных решений по предоставлению жилых помещений определяется расчетным путем (количество судебных решений на дату составления проекта бюджета * на стоимость 1 кв.м.). Просит освободить Администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» от взыскания исполнительского сбора. Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от <Дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно статье 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора. В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Судом установлено, что вступившим <Дата> в законную силу решением Новодвинского городского суда Архангельской области по делу <№> на администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» возложена обязанность предоставить ФИО1 на состав семьи из трех человек, включая ФИО2, ФИО3, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте ..., общей площадью не менее 50,6 кв.м., по договору социального найма. Во исполнение указанного решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по ... от <Дата> на основании исполнительного листа, выданного Новодвинским городским судом Архангельской области, возбуждено исполнительное производство <№>-ИП. В установленный постановлением пятидневный срок истец не исполнил решение суда. Постановлением начальника отделения судебных приставов по ... от <Дата>, в связи с неисполнением решения суда, с Администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата><№>-П установленный частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер взыскания (семь процентов) представляет допустимый максимум или верхнюю границу, следовательно, с учётом характера правонарушения, размера вреда, степени вины, имущественного положения правонарушителя и других обстоятельств он может быть снижен правоприменителем. Кроме того, санкции штрафного характера, к числу которых относится и исполнительский сбор, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым интересам и ценностям. Исходя из смысла статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции должны отвечать требованиям справедливости и соответствовать характеру совершённого деяния. В силу части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суду предоставлено право с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. В соответствии со статьёй 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. В данном случае судом учитывается отсутствие вины должника в неисполнении решения в срок для добровольного исполнения, а также его имущественное положение. Администрация муниципального образования «Город Новодвинск» является должником по 73 судебным актам, предусматривающим обязанность предоставить гражданам жилы помещения по договорам социального найма взамен признанных непригодными для постоянного проживания жилых помещений. Прогнозируемый объем средств, необходимый для исполнения возложенной обязанности, составляет 220 млн. рублей (из расчета 50969 рублей за 1 кв.м общей площади жилого помещения), для этих целей используются высвобождаемые жилые помещения из состава муниципального жилищного фонда социального использования, выплачивается денежная компенсация взамен предоставления жилых помещений, приобретались и стоятся жилые помещения в рамках реализации адресных программ регионального и муниципального значения, в том числе программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», муниципальной программы «Строительство на территории муниципального образования «Город Новодвинск» на 2015-2020 годы». В рамках реализации программы администрацией заключено два муниципальных контракта на строительство многоквартирных домов по адресу: ... ..., со сроком исполнения <Дата> и <Дата>. Выделение Администрации бюджетных ассигнований в целях исполнения требований неимущественного характера на основании вступивших в законную силу судебных актов было предусмотрено поправкой к проекту решения «О бюджете муниципального образования «...» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», которая в установленном порядке была внесена в Городской совет депутатов муниципального образования «...». УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не оспаривает указанные обстоятельства, доказательств обратного суду не представлено. Суд принимает во внимание и то, что Администрация городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» является органом местного самоуправления. В соответствии с частью 2 статьи 52 Федерального закона от <Дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. В силу статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект местного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития. В соответствии с бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При недостаточности в бюджете денежных средств, предназначенных для исполнения решения суда, Администрация муниципального образования «Город Архангельск» не имеет возможности произвольно израсходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств. Учитывая принцип справедливости, соразмерности, степень вины заявителя в неисполнении решения суда в срок, социальную направленность деятельности должника, состояние бюджета города Архангельска, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора. При этом представление истцом доказательств того, что исполнение исполнительного документа оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, не требовалось, поскольку неисполнение Администрацией муниципального образования «Город Архангельск» требований исполнительного документа не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, на что указывает норма пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд также учитывает, что обеспечение должнику возможности подтвердить наличие у него объективных обстоятельств, находящихся вне его контроля, вызвавших нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению судебного акта, является обязанностью судебного пристава-исполнителя. При указанных обстоятельствах суд полагает возможным освободить Администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» от взыскания исполнительского сбора по постановлению начальника отделения судебных приставов по г. Новодвинску от <Дата> в рамках исполнительного производства <№>-ИП. В силу положений ч.8 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд исковые требования администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить. Освободить администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» от взыскания исполнительского сбора по постановлению начальника отделения судебных приставов по г. Новодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от <Дата> в рамках исполнительного производства <№>-ИП. Решение суда обратить к немедленному исполнению. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Е.Л. Дракунова Суд:Ломоносовский районный суд г. Архангельска (Архангельская область) (подробнее)Судьи дела:Дракунова Елена Леонидовна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |