Решение № 2А-4861/2025 2А-984/2026 2А-984/2026(2А-4861/2025;)~М-3377/2025 М-3377/2025 от 12 апреля 2026 г. по делу № 2А-4861/2025




Дело <номер>а-984/2026


РЕШЕНИЕ


И<ФИО>1

30 марта 2026 года <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Дегтяревой Т.В., при секретаре судебного заседания <ФИО>3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> к <ФИО>2 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:


УФНС России по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением к <ФИО>2 о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что <ФИО>2 состоит на учете в качестве налогоплательщика в Управлении Федеральной налоговой службы по <адрес> и состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>.

Управлением ФНС России по <адрес> направлены налоговое Уведомление <номер> от <дата>, в котором предложено уплатить:

- транспортный налог в общем размере 3 301,00 руб., за налоговый период 2023 г., а именно за автомобили легковые, государственный регистрационный знак <номер>, Марка/Модель <номер>, мощность 77,7 л/с за 4 месяца пользования; автомобили легковые, государственный регистрационный знак <номер>, Марка/Модель: ПЕЖО <номер>/ мощность 108,8 л/с за 12 месяцев пользования.

Обязанность по уплате налога в установленный законодательством срок, налогоплательщиком не была исполнена.

Налоговым органом выставлено требование <номер> от <дата> со сроком уплаты до <дата>

До настоящего времени сумма задолженности в полном объеме в бюджет не поступила.

Ранее, налоговым органом принимались меры взыскания основного долга отношении <ФИО>2, принятые в соответствии со ст. 48 НК РФ:

- заявление о вынесении судебного приказа <номер> от <дата> на сумму 94 198.2 руб. В данное заявление включена задолженность по транспортному налогу в размере 4026.00 руб. за 2022 г., страховым взносам за 2024 г. в размере 45 842,00 руб., страховых взносам ОПС за 2022 г. в размере 26 366,15 руб., страховым взносам за ОМС в размере 366.00 руб. за 2022 г., пени 13 598.11 руб., штраф 500 руб. 500 руб.

<дата> мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесен судебный приказ 2а-6309/2024 г.

Просят взыскать с <ФИО>2 в пользу истца пени ЕНС в размере 8773,86 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца УФНС по <адрес> не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебное заседание административный ответчик <ФИО>2 не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причины не явки суду не известны.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, приходит к следующему выводу.

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Неисполнение налогоплательщиком требования об уплате налога, согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Как указывает истец, <ФИО>2 состоит на учете в качестве налогоплательщика в Управлении Федеральной налоговой службы по <адрес> и состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>.

На основании статьи 19 Налогового кодекса налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, возложена обязанность уплачивать, соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 и подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов и уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Согласно п. 5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах (в ред. Федерального закона от <дата> N 401 -ФЗ).

Положениями статьи 432 Налогового кодекса определено, что плательщики страховых взносов самостоятельно исчисляют суммы страховых взносов, подлежащие уплате за расчетный период.

В случае неуплаты или неполной уплаты плательщиками страховых взносов в сроки, установленные налоговым кодексом, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых, взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Кодекса).

Налогоплательщиками транспортного налога в силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

На основании статьи <адрес> «О транспортном налоге» от <дата><номер>-ОЗ, налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В силу статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В судебном заседании установлено, что <ФИО>2 состоит на учете в качестве налогоплательщика в Управлении Федеральной налоговой службы по <адрес>, 1,46, <адрес>.

Согласно сведениям МРО ГИБДД Управления МВД России по <адрес>, <ФИО>2 является собственником транспортных средств.

Согласно пункту 3 статьи 396 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами

На основании п.3 ст.363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.

В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Поскольку обязанность по уплате налогов, пени штрафов налогоплательщиком не была исполнена, в его адрес было направлено Уведомление <номер> от <дата>, в котором предложено уплатить:

- транспортный налог в общем размере 3 301,00 руб., за налоговый период 2023 г., а именно за автомобили легковые, государственный регистрационный знак <номер>, Марка/Модель <номер>, мощность 77,7 л/с за 4 месяца пользования; автомобили легковые, государственный регистрационный знак <номер>, Марка/Модель: ПЕЖО <номер>/ мощность 108,8 л/с за 12 месяцев пользования.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от <дата> № 263-ФЗ суммы всех неисполненных обязанностей по уплате налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, процентов, штрафов), за исключением сумм, в отношении которых по состоянию на <дата> судом приняты обеспечительные меры и (или) истек срок взыскания, участвуют в формирование сальдо ЕНС на <дата>.

Таким образом, если по состоянию на <дата> сумма всех неисполненных налогоплательщиком обязанностей превысила сумму излишне перечисленных денежных средств, у налогоплательщика <дата> формируется отрицательное сальдо ЕНС со дня формирования которого начинает исчисляться срок для направления требования об уплате задолженности.

В требовании об уплате задолженности указывается сумма отрицательного сальдо на момент направления требования (абзац второй пункта 1 статьи 69 НК РФ).

Соответственно, если на момент направления требования об уплате задолженности сумма задолженности, в отношении которой налоговым органом до <дата> уже было подано в суд заявление о взыскании задолженности, не будет погашена, такая сумма войдет в сумму отрицательного сальдо ЕНС, указываемую в требовании об уплате задолженности.

При этом при обращении налоговым органом в суд с новым заявлением о взыскании задолженности в таком заявлении будут указаны суммы отрицательного сальдо на дату направления заявления за вычетом сумм задолженности, в отношении которых налоговым органом уже было направлено заявление до <дата>, что обеспечивает недопустимость обращения налоговым органом за взысканием одних и тех же налогов за один и тот же период.

Поскольку обязанность по уплате налогов, пени штрафов налогоплательщиком не была исполнена, Инспекцией в соответствии со ст. 69 Налогового Кодекса Российской Федерации в адрес налогоплательщика было направлено Требование об уплате задолженности <номер> от <дата> со сроком погашения задолженности до <дата> Требованием предложено уплатить:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до <дата> (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с <дата> по <дата>) задолженность по судебному приказу <номер>а-<номер> отсутствует,

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до <дата> (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере) задолженность по судебному приказу <номер>а-<номер> отсутствует,

- пени ЕНС в размере 1868,86 руб., сумма задолженности на текущую дату по судебному приказу <номер>а-<номер> в размере 8 773,86 руб.,

Пеня исчислялась в связи с отсутствием (не своевременной) оплаты задолженности по страховым взносам ОПС и ОМС за 2022 г., страховым взносам за 2024 г., транспортный налог за 2022 г.

Состояние отрицательного сальдо ЕНС на момент формирования заявления о вынесении судебного приказа <номер> от <дата>: Общее сальдо в сумме 36047 руб. 31 коп., в том числе пени 22371 руб. 97 коп.

Остаток непогашенной задолженности по пени на дату формирования заявления о вынесении судебного приказа <номер> от <дата>. обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания, составляет 13598 руб. 11 коп.

Соответственно, расчет пени для включения в заявление о вынесении судебного приказа <номер> от <дата>; 22371 руб. 97 коп. (сальдо по пени на момент формирования заявления <дата>) 13598 руб. 11 коп. (остаток непогашенной задолженности по пени, обеспеченный ране принятыми мерами взыскания) = 8773 руб. 86 коп.

Однако до настоящего времени задолженность, указанная в требованиях налогоплательщиком не исполнена.

Ранее, налоговым органом принимались меры взыскания основного долга отношении <ФИО>2, принятые в соответствии со ст. 48 НК РФ:

- заявление о вынесении судебного приказа <номер> от <дата> на сумму 94 198.2 руб. В данное заявление включена задолженность по транспортному налогу в размере 4026.00 руб. за 2022 г., страховым взносам за 2024 г. в размере 45 842,00 руб., страховых взносам ОПС за 2022 г. в размере 26 366,15 руб., страховым взносам за ОМС в размере 366.00 руб. за 2022 г., пени 13 598.11 руб., штраф 500 руб. 500 руб.

<дата> мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесен судебный приказ 2а-6309/2024 г.

Как указывает истец, что случае увеличения суммы задолженности налогоплательщика после направления требования об уплате задолженности в связи с формированием отрицательного сальдо ЕНС направление уточненного требования об уплате задолженности законодательством о налогах и сборах не предусмотрено (статья 71 НК РФ с <дата> утратила силу).

Об отсутствии у налогового органа обязанности по направлению уточненого требования налогоплательщику сообщается в требовании об уплате задолженности указанием на то, что актуальную информацию о сумме задолженности на соответствующую дату налогоплательщик может получить в личном кабинете.

До тех пор, пока сальдо не станет нулевым либо положительным, ранее направлена налогоплательщику требование об уплате задолженности будет считать действительным.

Неисполнение ответчиком требования об уплате налога послужило основанием обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

<дата> мировым судьей судебного участка №<адрес> вынесен судебный приказ <номер>а-<номер> о взыскании с <ФИО>2 задолженности. Определением суда от <дата> судебный приказ отменен.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п. 2 ч.1 ст.287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении должны быть указаны наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет.

Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 11.3 НК РФ единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами (РФ): денежного выражения совокупной обязанности; денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете налогоплательщика, в частности на основе расчетов суммы налога (перерасчета ранее исчисленных сумм налога), произведенных налоговым органом в соответствии с Законом N 17-ФЗ, - со дня уведомления налогоплательщика о сумме налога, подлежащего уплате, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов (пп. 13 п. 5 ст. 11.3 НК РФ).

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности (п. 3 ст. 11.3 НК РФ).

Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, определяется налоговыми органами на основании учтенной на ЕНС налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением определенной последовательности, в частности в первую очередь погашается недоимка начиная с наиболее раннего момента ее выявления (п. 8 ст. 45 НК РФ).

Сумма пеней, рассчитанная в соответствии со ст. 75 НК РФ, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма (п. 6 ст. 11.3 НК РФ).

Пенями признается установленная ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему РФ в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня перечисления денежных средств в качестве ЕНП в бюджетную систему РФ или со дня признания денежных средств в качестве ЕНП при наличии на соответствующую дату учтенной на ЕНС совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ (пп. 1 п. 7 ст. 45 НК РФ).

В итоге, сумма к уплате по пени составляет: 8773,86 руб., сумма, подлежащая уплате, составила 8 773,86 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с данным пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с названным пунктом, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с названым пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с упомянутым пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены два срока обращения в суд налогового органа: первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, второй срок начинает течь с момента отмены судебного приказа о взыскании налога и составляет также шесть, месяцев, нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет их пропуск и отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).

Проведя анализ юридически значимых обстоятельств, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что <ФИО>2, являясь лицом, на которое зарегистрировано движимое имущество, является плательщиком налога и обязан производить оплату налога в установленные законом сроки, однако своевременно в добровольном порядке, налог в полном объеме не уплатил.

Представленный истцом расчет задолженности налоговой недоимки соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, оснований к признанию его ошибочным не имеется, иного расчета административным ответчиком не представлено.

Сроки обращения в суд, предусмотренные законодательством о налогах и сборах для взыскания задолженности по налогам и пеням, административным истцом не пропущены и право на их принудительное взыскание налоговым органом не утрачено, поскольку первоначально Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье.

Доказательств того, что <ФИО>2 своевременно исполнял обязанность по уплате налога, что он воспользовался правом, предусмотренным п. 7 ст. 45 НК РФ, суду не представлено, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Поскольку административный истец при обращении в суд с заявлением был освобожден от оплаты государственной пошлины, а также принимая во внимание требования закона, суд полагает возможным взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 4 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


Административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> к <ФИО>2 о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с <ФИО>2, <дата> года рождения, место рождения <адрес> (ИНН <номер>), проживающего по адресу: <адрес>, 1, 46 в пользу УФНС России по <адрес> пени ЕНС в размере 8773,86 руб., в общей сумме 8773,86 руб.

Взыскать с <ФИО>2 государственную пошлину в доход муниципального образования «<адрес>» в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья Т.В. Дегтярева

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.



Суд:

Советский районный суд г. Астрахани (Астраханская область) (подробнее)

Истцы:

Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области (подробнее)

Иные лица:

ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Астрахани (подробнее)

Судьи дела:

Дегтярева Татьяна Валентиновна (судья) (подробнее)