Решение № 2-1968/2020 2-1968/2020~М-403/2020 М-403/2020 от 16 октября 2020 г. по делу № 2-1968/2020




Дело <номер>

УИД 18RS0<номер>-72


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

16 октября 2020 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> Республики в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о взыскании единовременной денежной выплаты,

установил:


ФИО1 (далее – истец, педагогический работник, ФИО1) обратилась с исковым заявлением в суд к Министерству образования и науки Удмуртской Республики (далее – ответчик, Министерство, МОиН УР) о взыскании единовременной денежной выплаты в размере 40000 руб., мотивируя свои требования тем, что истец приобрела статус молодого специалиста. <дата> истец реализовала право на получение денежной выплаты молодому специалисту за 2018-2019 учебный год путем подачи заявления в Министерство о назначении единовременной денежной выплаты. Впоследствии истец получила отказ в связи с пропуском срока на подачу заявления. Данный отказ является незаконным.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить иск.

Представитель ответчика МОиН УР о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Представитель МОиН УР ФИО4 представила отзыв, где указала, что согласно внесенным в постановление Правительства УР <номер> от <дата><номер>, с <дата> молодой специалист может обратиться за выплатой за отработанный год до 30 декабря текущего года, не дожидаясь наступления следующего финансового года. Таким образом, ФИО1 должна была представить заявление и документы на выплату за первый отработанный учебный год (2018-2019 учебный год) в МОиН УР не позднее <дата>, а подала их <дата>. В ответе МОиН УР от <дата><номер> допущена техническая опечатка в формулировке принятия отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты. После получения специалистом представленных ФИО1 документов о назначении единовременной выплаты молодому специалисту фактически отказано в приеме документов для рассмотрения вопроса о предоставлении указанной выплаты Комиссией Министерства, о чем истцу <дата><номер> специалистом Министерства дополнительно направлено письмо с разъяснением допущенной ошибки.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Министерства финансов Удмуртской Республики, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Представитель третьего лица ФИО5 представила суду отзыв, в котором указала, что в полномочия Минфина Удмуртии не входит представление единовременных денежных выплат молодым специалистам. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вавожская средняя общеобразовательная школа» ФИО6 от пояснений отказалась.

Выслушав мнение истца, изучив и проанализировав материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение по делу, и приходит к следующим выводам.

<дата> ФИО1, <дата> года рождения, окончила бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмурткой Республики «Можгинский педагогический колледж имени ФИО7», освоила образовательную программу среднего профессионального образования и успешно прошла государственную итоговую аттестацию по специальности 4<дата> Преподавание в начальных классах. <дата> ФИО1 выдан диплом о среднем профессиональном образовании квалификация учитель начальных классов.

<дата> ФИО1 принята на работу в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вавожская средняя общеобразовательная школа» по должности учитель начальных классов, дата начала работы <дата> на период отпуска по ухода за ребенком ФИО8 Работа по настоящему трудовому договору является для работника основной.

В указанной должности истец работает по настоящее время.

<дата> обратилась в МОиН УР с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты молодому специалисту за 2018/2019 учебный год (первый полный год работы).

Письмом МОиН УР от <дата><номер> ФИО1 отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с пропуском истцом срока подачи заявления.

Письмом МОиН УР от <дата><номер> уточнено, что истцу отказано в приеме документов для рассмотрения вопроса комиссией Министерства о предоставлении единовременной денежной выплаты.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и сторонами не оспариваются.

В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (п. 3 ст. 2 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Статьей 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены правовой статус педагогических работников, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда (п. 2 ст. 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Пунктом 10 статьи 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Отношения в сфере образования на территории Удмуртской Республики в пределах полномочий, отнесенных Федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, регламентированы Законом УР от <дата><номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования».

Статьей 16 названного закона предусмотрена социальная поддержка педагогических работников.

Согласно п. 3 ст. 16 Закона УР от <дата><номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» (в редакции Закона УР от <дата><номер>-РЗ, который распространяется на правоотношения, возникшие с <дата>) для привлечения молодых специалистов, получивших среднее или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, принятых на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики, осуществляются единовременные денежные выплаты за каждый учебный год работы в указанных образовательных организациях в следующих размерах: за первый учебный год работы - 40000 рублей, за второй учебный год работы - 60000 рублей, за третий учебный год работы - 80000 рублей.

К молодым специалистам в целях настоящего Закона относятся выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятые по основному месту работы в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики в год окончания учебы.

Статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики.

Порядок и условия назначения указанных выплат устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.

Постановлением Правительства УР от <дата><номер> «О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики» утверждено Положение о порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики (далее – Положение).

Названное Положение определяет порядок и условия назначения единовременных денежных выплат молодым специалистам, получившим среднее или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики (далее - единовременная денежная выплата, ЕДВ).

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что молодой специалист - выпускник образовательной организации высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятый по основному месту работы в муниципальную или в государственную образовательную организацию Удмуртской Республики (далее - образовательная организация), в год окончания учебы (далее - молодой специалист).

Статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в образовательную организацию (п. 3.1 Положения).

Единовременная денежная выплата предоставляется молодому специалисту за каждый учебный год его работы в образовательной организации. Размер единовременной денежной выплаты за первый учебный год работы составляет 40000 рублей (п. 4 Положения).

Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, истец ФИО1 отвечает критериям молодого специалиста, поскольку является выпускником образовательной организации среднего профессионального образования очной формы обучения по направлению подготовки «Образование и педагогика» в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принята по основному месту работы на должность педагогического работника в муниципальную образовательную организацию Удмуртской Республики в год окончания учебы.

Учитывая, что истец является педагогическим работником, отвечающим критериям молодого специалиста, она имеет право на получение социальной поддержки, в том числе на получение единовременной денежной выплаты, предусмотренной статьей 16 Закона УР от <дата><номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» и Положением.

В соответствии с пунктом 5 Положения после завершения каждого учебного года работы в образовательной организации молодой специалист представляет заявление в Министерство образования и науки Удмуртской Республики о перечислении единовременной денежной выплаты.

<дата> ФИО1 начала работу в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Вавожская средняя общеобразовательная школа», в связи с чем с указанной даты приобрела статус педагогического работника – молодого специалиста, отработала полный первый учебный год и на основании вышеназванных нормативно-правовых актов приобрела право на получение единовременной денежной выплаты в размере 40 000 рублей.

Отказывая <дата> в предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты, Министерство руководствовалось положениями пункта 5 Положения и исходило из пропуска истцом срока обращения с соответствующим заявлением.

Суд с такими выводами ответчика не соглашается, поскольку основания для отказа в выплате истцу единовременной денежной выплаты в размере 40 000 рублей в рассматриваемом случае отсутствуют.

Пунктом 5 Положения в редакции постановлений Правительства УР от <дата><номер>, от <дата><номер> предусмотрено, что заявление о перечислении единовременной денежной выплаты представляется в Министерство в течение следующего финансового года.

Данная правовая норма действовала как на момент начала истцом педагогической деятельности, так и на момент завершения ФИО1 полного первого 2018/2019 учебного года работы в образовательной организации, когда у нее возникло право на получение единовременной денежной выплаты.

Постановлением Правительства УР от <дата><номер> «О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от <дата><номер> «О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики» внесены изменения в пункт 5 Положения, в соответствии с которым после завершения каждого учебного года работы в образовательной организации молодой специалист в течение текущего финансового года представляет заявление в Министерство образования и науки Удмуртской Республики о перечислении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

В силу прямого указания данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с <дата>.

В силу пункта 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от <дата> N 1015, учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца.

Таким образом, <дата> начался следующий 2019/2020 учебный год.

Согласно справке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вавожская средняя общеобразовательная школа», 2018-2019 учебный год начался <дата>, закончился <дата>.

Суд приходит к выводу, что в правоотношениях сторон по поводу предоставления истцу единовременной денежной выплаты, применению подлежат правовые нормы, которые действовали на момент возникновения у истца соответствующего права, а не на дату подачи истцом заявления и его рассмотрения Министерством. На дату завершения истцом полного 2018/2019 учебного года и на дату отработки одного года по занимаемой должности педагогического работника в соответствии с трудовым договором действовало правовое регулирование, установленное пунктом 5 Положения в редакции постановлений Правительства УР от <дата><номер>, от <дата><номер>, в связи с чем ФИО1, подавая заявление в МОиН УР на следующий после завершения 2018/2019 учебного года год, правомерно руководствовалась предписанием в части срока подачи такого заявления, установленным пунктом 5 Положения в приведенной редакции.

Изложенное ответчиком не было учтено, что и повлекло нарушение права истца на получение социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты молодому специалисту.

С учетом ответов МОиН УР от <дата><номер> и от <дата><номер>, адресованных истцу, вне зависимости от того, был это отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты или отказ в приеме документов для рассмотрения вопроса о предоставлении такой выплаты, суд приходит к выводу, что в любом случае вне зависимости от характера действий (бездействия) и решений Министерства их правовым последствием является не предоставление ФИО1 меры социальной поддержки педагогических работников в виде единовременной денежной выплаты молодому специалисту и исключение такой возможности в будущем применительно к полностью отработанному ею первому 2018/2019 учебному году, что по вышеизложенным основаниям требованиям закона не отвечает и влечет нарушение прав истца. Также суд отмечает, что в соответствии с п. 13 Положения на дату подачи истцом заявления в Министерство пропуск срока на подачу документов не является основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты. В дальнейшем указание МОиН УР на новые основания принятого решения, не приведенные в нем, правового значения не имеют, поскольку такое право возникает у уполномоченного органа в случае повторного рассмотрения обращения.

Учитывая конституционный принцип недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица, распространение на прошлое время нового правового регулирования в части, изменяющей сроки обращения с заявлением, возможно лишь постольку, поскольку оно не противоречит правомерным ожиданиям этого лица, обусловленным правовым регулированием, действовавшим на момент возникновения соответствующих правоотношений. Иное означало бы применение данной нормы с обратной силой, ухудшающее положение лица, нарушающее его социальные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных условий хозяйствования в худшую для участников соответствующих правоотношений сторону обязывает его к соблюдению вытекающих из статей 19 (части 1 и 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, которые, в частности, предполагают в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в том числе посредством установления временного регулирования, в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных сроков представления заявления о перечислении единовременной денежной выплаты, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Министерство, отказав ФИО1 в единовременной денежной выплате со ссылкой на пункт 5 Положения в редакции постановления Правительства УР от <дата><номер>, фактически придало обратную силу новому регулированию, что недопустимо, поскольку в рассматриваемом случае оно ухудшает правовое положение истца, ограничивает его субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях, сложившихся до внесения соответствующих изменений, нарушает принцип предсказуемости законодательного регулирования и противоречит правомерным ожиданиям этого лица, обусловленным правовым регулированием, действовавшим на момент возникновения соответствующих правоотношений.

Таким образом, при наличии у педагогического работника, являющегося молодым специалистом, права на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с положениями Закона УР от <дата><номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» и Положения произвольный отказ от исполнения Министерством публично-правового обязательства по предоставлению меры социальной поддержки такому работнику является недопустимым.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 о взыскании суммы единовременной денежной выплаты в размере 40 000,00 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Исходя из п. 3 ст. 16 Закона УР от <дата><номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» финансовое обеспечение единовременных денежных выплат осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

Согласно п. 5.1 Положения выплата единовременной денежной выплаты осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения.

Единовременная денежная выплата производится лицу, указанному в пункте 2 настоящего Положения, путем перечисления на банковский счет, открытый в кредитной организации (п. 15 Положения).

Поэтому в данном случае сумма единовременной денежной выплаты как меры социальной поддержки подлежит взысканию с Министерства, на которое Положением возложена обязанность по ее предоставлению и выплате.

На основании ст. 333.36 НК РФ стороны от уплаты госпошлины освобождены.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:


исковое заявление ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о взыскании единовременной денежной выплаты удовлетворить.

Взыскать с Министерства образования и науки Удмуртской Республики в пользу ФИО1 сумму единовременной денежной выплаты в размере 40 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес> Республики.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере <дата>.

Председательствующий судья Стех Н.Э.



Суд:

Октябрьский районный суд г. Ижевска (Удмуртская Республика) (подробнее)

Судьи дела:

Стех Наталья Эдуардовна (судья) (подробнее)