Решение № 2А-371/2020 2А-371/2020~М-344/2020 М-344/2020 от 2 ноября 2020 г. по делу № 2А-371/2020

Приаргунский районный суд (Забайкальский край) - Гражданские и административные



КОПИЯ

Дело № 2а-371/2020


Решение


именем Российской Федерации

02 ноября 2020 года п.Приаргунск

Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Помигуева В.В.,

при секретаре Ивановой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Забайкальскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности,

установил:


Налоговая инспекция обратилась в Приаргунский районный суд Забайкальского края с указанным административным иском, ссылаясь на то, что административный ответчик состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №4 по Забайкальскому краю и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации обязана уплачивать законно установленные налоги.

25.06.2018 ФИО2 снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя. ФИО2 являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с положениями статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачены.

Налоговым органом направлено в её адрес требование № 4835 от 12.07.2018, однако до настоящего времени задолженность не погашена.

Административный истец просит суд восстановить процессуальный срок для обращения в суд с административным иском и взыскать с административного ответчика задолженность в сумме 16 370,75 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): пеня в размере 525,13 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страховании работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пеня в размере 103,01 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог за 2018 год в размере 12 903,82 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2018 год в размере 2 838,89 руб.

В судебное заседание административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Забайкальскому краю представителя не направила, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Представитель административного истца ФИО3 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, на иске настаивает.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания.

На основании положений части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - то в фиксированном размере 23400 руб. за расчетный период 2017 года, 26545 руб. за расчетный период 2018 года, 29354 руб. за расчетный период 2019 года, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., то в фиксированном размере 23400 руб. за расчетный период 2017 года, 26545 руб. за расчетный период 2018 года, 29354 руб. за расчетный период 2019 года.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4590 руб. за расчетный период 2017 года, 5840 руб. за расчетный период 2018 года, 6884 руб. за расчетный период 2019 года.

Согласно пункта 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками в указанный срок, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, налоговым законодательством установлен срок применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога в отношении налогоплательщика в случае неисполнения последним данной обязанности.

Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов дела, ФИО2 осуществляла предпринимательскую деятельность, 25.06.2018 снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с осуществлением предпринимательской деятельности ФИО2 являлась плательщиком страховых взносов.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 12 903,82 руб. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 2 838,89 руб. ФИО2 не уплачены. В связи с неуплатой страховых взносов, ФИО2 были начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 525,13 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 103,01 руб.

Налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № 4835 от 12.07.2018 с требованием погасить образовавшуюся задолженность в срок до 01.08.2018 (л.д. 10).

Согласно части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

При этом, лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, в соответствии с требованиями части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должно не только указать причины его пропуска, но и представить доказательства невозможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный срок.

Из материалов дела следует, что срок для обращения в суд по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ истек 01.02.2019. Сведений об обращении налогового органа с заявлением о выдаче судебного приказа материалы дела не содержат. Настоящее административное исковое заявление подано в суд 10.09.2020, то есть со значительным пропуском срока на обращение в суд.

Соответствующие доказательства невозможности совершить процессуальное действие в установленный срок административным истцом не представлены, в связи с чем причины пропуска срока на обращение в суд, связанные с переходом на новую программу электронной обработки данных, наличием сбоев программного обеспечения, не могут быть признаны уважительными.

Пропуск срока на обращение с заявлением в суд о взыскании обязательных платежей и санкций и отсутствие уважительных причин для его восстановления, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.

Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку доказательств наличия оснований для взыскания налога, пени не представлено, срок для обращения в суд с требованиями пропущен без уважительных причин.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд

решил:


В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Забайкальскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Приаргунский районный суд Забайкальского края в течение месяца, со дня его провозглашения.

Судья: подпись

«КОПИЯ ВЕРНА»

Судья Помигуев В.В.___________

Секретарь суда

______________ФИО1

«_____»_______________20___ г.

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник документа подшит в административном деле № 2а-371/2020

№ Приаргунского районного суда.



Суд:

Приаргунский районный суд (Забайкальский край) (подробнее)

Судьи дела:

Помигуев Владимир Вячеславович (судья) (подробнее)