Решение № 2А-3284/2020 от 12 октября 2020 г. по делу № 2А-1242/2020~М-570/2020

Уссурийский районный суд (Приморский край) - Гражданские и административные



Дело № 2а-3284/2020 25RS0029-01-2020-000947-10


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

12 октября 2020 года г.Уссурийск

Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Рогалева Е.В., при секретаре Высоцкой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Призывной комиссии Индустриального района г.Хабаровска, ФКУ «XXXX», Призывной комиссии г. Уссурийска Приморского края, ФКУ «XXXX» и к структурному подразделению ФКУ «XXXX» -Военному комиссариату в г. Уссурийске о признании незаконными решение призывной комиссии XXXX от ДД.ММ.ГГ о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, решение призывной комиссии г.Уссурийска Приморского края от ДД.ММ.ГГ, оформленного протоколом XXXX «у» 1/1 о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, действия Военного комиссариата г.Уссурийска Приморского края по принятию решения и выдаче ФИО1 справки взамен военного билета АХ XXXX и обязать Военный комиссариат г.Уссурийска Приморского края выдать ФИО1 военный билет установленного образца,

УСТАНОВИЛ:


Административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивировав их следующим.

Он состоит на воинском учёте в военном комиссариате г. Уссурийска, ранее состоял на воинском учёте в военном комиссариате XXXX. В ДД.ММ.ГГ г., будучи учащимся муниципального общеобразовательного учреждения XXXX, прошёл первичный воинский учёт и им было получено удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ гг. он обучался в учебных заведениях г.Хабаровска, в связи с чем была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, было разъяснено, что после окончания ВУЗа (в ДД.ММ.ГГ г.), ему поступит повестка о вызове на призывную комиссию, однако, после окончания в ДД.ММ.ГГ г. ВУЗа, в его адрес не поступали повестки из военного комиссариата.

С момента постановки на воинский учёт и до ДД.ММ.ГГ он в основном проживал по адресу регистрации в г. Хабаровск.

В ДД.ММ.ГГ г. он самостоятельно (без вызова) обратился в отдел Хабаровского комиссариата, где ему был выдан список документов, необходимых для получения военного билета.

После и до настоящего времени, он в военный комиссариат более не обращался и никаких сведений из данного отдела в его адрес не поступало.

После переезда в г. Уссурийск и получения временной регистрации, он обратился в военный комиссариат города Уссурийска Приморского края, где ему было предложено, пройти медицинскую комиссию и сдать необходимый пакет документов, что им и было выполнено. После чего, указали ожидать вызова на призывную комиссию.

Далее, из письма, поступившего в его адрес ДД.ММ.ГГ из военного комиссариата города Уссурийска, следует, что ДД.ММ.ГГ в военном комиссариате XXXX, в отношении него состоялась призывная комиссия (несмотря на то, что необходимый пакет документов не был сдан), по результатам которой было принято решение о выдаче ему справки вместо военного билета. На указанную комиссию его никто не приглашал, с её результатами никто не знакомил.

В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву на основании документов воинского учёта, а для граждан, не состоявших на воинском учёте, на основании справок соответствующих органов, выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с ДД.ММ.ГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учёте и подлежал призыву на военную службу.

Из содержания приведённых правовых норм следует, что гражданин может быть признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки после ДД.ММ.ГГ.

Согласно ст. 25 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

После ДД.ММ.ГГ попасть на военную службу у него не было возможности, поскольку первым днём призыва в ДД.ММ.ГГ г. был день, когда ему уже исполнилось 27 лет (ДД.ММ.ГГ), соответственно, он не мог быть признан не прошедшим военную службу в установленные для призыва сроки.

До наступления возраста 27 лет, ему ни разу не вручалась повестка с требованием прибыть в военный комиссариат. Весь этот период времени он ни от кого не скрывался и его никто не разыскивал, несмотря на то, что уполномоченный на это орган имеет такие возможности, в отношении него надлежащих мероприятий по организации призыва на военную службу до достижения возраста 27 лет не осуществлялись, то есть соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат не направлялись.

У административных ответчиков отсутствовали основания для признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований с зачислением в запас.

Считает решение (заключение) призывной комиссии незаконным, нарушающим его право на получение военного билета, что влечёт за собой незаконные ограничения, предусмотренные законом к лицам, признанным не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Выдача справки вместо военного билета, свидетельствует о том, что ему запрещено проходить государственную гражданскую службу, то есть принятое решение, фактически ограничивает его права.

Административный истец и его представитель о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащем образом, ходатайствовали на рассмотрении дела в их отсутствие, на требованиях настаивали по вышеизложенным основаниям.

Представители призывной комиссии XXXX, ФКУ «XXXX», призывной комиссии г. Уссурийска Приморского края о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащем образом, в судебное заседание не явились.

Представитель ФКУ «XXXX» о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащем образом, в судебное заседание не явился, представил возражения, из содержания которых следует, что он с заявленными требованиями не согласился ввиду отсутствия оснований для их удовлетворения, также указав на то, что призывной комиссией XXXX ДД.ММ.ГГ принято решение(заключение) о выдаче ФИО1 справки вместо военного билета в связи с тем, что истец по состоянию на ДД.ММ.ГГ был зачислен в запас по достижении возраста 27 лет как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований. Кроме того, считает, что истцом заявление подано с нарушением правил подсудности, а также пропущен срок исковой давности для его подачи в суд.

Представитель структурного подразделения ФКУ «XXXX» -Военного комиссариата в г. Уссурийске в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил возражения относительно заявленных требований аналогичные по своему содержанию с возражениями ФКУ «XXXX».

Суд, изучив доводы сторон и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Нарушений правил подсудности судом в данном случае не усматривается, поскольку местом жительства административного истца является г.Уссурийск, а согласно части 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее –КАС РФ) установлена альтернативная подсудность, в соответствии с которой административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина. При этом право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу (часть 4 статьи 24 КАС РФ).

Также судом не усматривается пропуск срока обращения в суд с указанным заявлением, поскольку административному истцу об оспариваемых решениях стало известно ДД.ММ.ГГ, при обращении в структурное подразделение ФКУ «XXXX» -Военный комиссариат в г. Уссурийске; с настоящим административным иском в суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГ; срок, установленный ст. 219 КАС РФ, не пропущен; доказательств иного материалы дела не содержат.

Далее, правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», из содержания подп. «а» п. 1ст. 22 и п.1 ст.25 которого следует, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе. При этом призыв осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», закрепляя обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривает принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 г., статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1, согласно которому при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Следовательно, действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.

Пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

В силу пункта 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. №663 розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, определён Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности", утв. Приказом Министра обороны РФ XXXX, МВД РФ XXXX, ФМС РФ XXXX от ДД.ММ.ГГ.

В силу подпункта «ж» п. 4 Инструкции военные комиссары: направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения.

Далее, в разделе III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. №663 (действующего с 31 мая 2014 г.) установлено правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву, в соответствии с пунктом 34 которого призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву на основании документов воинского учета, а для граждан, не состоявших на воинском учёте, на основании справок соответствующих органов выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учёте и подлежал призыву на военную службу.

Из чего следует, что гражданин может быть признан не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки после 1 января 2014 г.

В соответствии с Указом Президента РФ от 31 марта 2014 года N 189 "О призыве в апреле - июле 2014 года граждан РФ на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" призыв на военную службу граждан РФ в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу осуществлялся с 1 апреля по 15 июля 2014 года.

Из содержания представленных суду материалов личного дела призывника следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГ был принят на воинский учёт в военном комиссариате XXXX, признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и подлежал призыву на военную службу с апреля 2005 года.

Согласно справок ФГОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры», выданных в военный комиссариат XXXX, в период с ДД.ММ.ГГ г. до ДД.ММ.ГГ г. ФИО1 проходил обучение (по очной форме) по специальностям: народное художественное творчество и актёрское искусство.

Следовательно, у ФИО1 имелись основания для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу на время освоения программы в учебном заведении, однако решение, принятое в соответствии с п. 1 ст. 28 и п. 2 ст. 29 Закона №53-ФЗ и п. 17 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №663, представленные материалы личного дела призывника не содержат.

Далее, сведений о том, что в период с ДД.ММ.ГГ г. по ДД.ММ.ГГ г. принимались все возможные меры, направленные на вручение ФИО1 повесток о вызове его в военный комиссариат (на заседание призывной комиссии), равно как и доказательств невозможности их вручения, иных доказательств осуществления мероприятий по организации призыва на военную службу, а также розыскных мероприятий с целью установления местонахождения призывника и его уклонения от прохождения военной службы материалы дела не содержат и в порядке ч.2 ст. 62 КАС РФ административными ответчиками не представлены.

Имеющиеся в материалах дела розыскная карточка от ДД.ММ.ГГ с обязательством о явке до ДД.ММ.ГГ, рапорт от ДД.ММ.ГГ, запрос в отдел адресно-справочной работы УФМС по Хабаровскому краю (без даты и исх.№) повестка (без дат и №), служебная записка от ДД.ММ.ГГ и рапорт от ДД.ММ.ГГ не позволяют по своему содержанию сделать вывод о безрезультативности проведения розыскных мероприятий, поскольку доказательств их направления, вручения адресатам, либо отказа от их получения не имеется.

ДД.ММ.ГГ. административный истец достиг возраста 27 лет.

ДД.ММ.ГГ решением призывной комиссии XXXX (протокол XXXX, №пп14), принятым единогласно, ФИО1 признан не прошедшем военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания административный истец имеет временную регистрацию по месту пребывания в г. Уссурийске с ДД.ММ.ГГ г. по ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ военным комиссариатом г.Уссурийска, на основании решения призывной комиссии г.Уссурийска Приморского края от ДД.ММ.ГГ, оформленного протоколом XXXX «у» 1/1, принятого в соответствии с п.1 ст. 52, ФИО1 выдана справка АХ XXXX взамен военного билета с указанием того, что он не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

В отношении ФИО1 не могли быть применены положения пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п.34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, позволяющие призывной комиссии принять заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, поскольку ФИО1, достигший 27-летнего возраста ДД.ММ.ГГ, не мог быть призван на службу после 1 января 2014 г., т.к. Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 189 "О призыве в апреле - июле 2014 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" весенний призыв 2014 года установлен с 1 апреля по 15 июля 2014 г., то есть после достижения административным истцом призывного возраста.

Таким образом, у призывных комиссий XXXX и г.Уссурийска Приморского края правовые основания для принятия оспариваемых решений отсутствовали.

Призывная комиссия, рассматривая обращение о выдаче военного билета, должна была в соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" согласно которому запас Вооруженных Сил Российской Федерации создаётся из числа граждан, в том числе не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет, принять в установленном порядке решение о зачислении ФИО1 в запас Вооружённых Сил Российской Федерации.

Не прохождение ФИО1 военной службы по призыву в период, предшествующий ДД.ММ.ГГ, а также не исполнение им возложенной ст.10 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязанности сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учёт, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, по изложенным выше мотивам, в исследуемой ситуации правового значения не имеют и основанием для признания административного истца не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, не являются.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение призывной комиссии XXXX от ДД.ММ.ГГ и решение призывной комиссии г.Уссурийска Приморского края от ДД.ММ.ГГ, оформленного протоколом XXXX «у» 1/1 о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, а также действия Военного комиссариата г.Уссурийска Приморского края по принятию решения и выдаче ФИО1 справки взамен военного билета АХ XXXX, нельзя признать законными, следовательно, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объёме.

По изложенному, руководствуясь статьями ст. 175-189, 227,228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Признать решение призывной комиссии XXXX от ДД.ММ.ГГ о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным.

Признать решение призывной комиссии г.Уссурийска Приморского края от ДД.ММ.ГГ, оформленного протоколом XXXX «у» 1/1 о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным.

Признать действия Военного комиссариата г.Уссурийска Приморского края по принятию решения и выдаче ФИО1 справки взамен военного билета XXXX, незаконными.

Обязать Военный комиссариат г.Уссурийска Приморского края выдать ФИО1 военный билет установленного образца.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Уссурийский районный суд с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Рогалев

Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2020 года.



Суд:

Уссурийский районный суд (Приморский край) (подробнее)

Судьи дела:

Рогалев Евгений Вячеславович (судья) (подробнее)