Решение № 2А-961/2020 2А-961/2020~М-901/2020 М-901/2020 от 29 октября 2020 г. по делу № 2А-961/2020




Дело №2а-961/2020 83RS0001-01-2020-001402-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

29 октября 2020 года

г. Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Яровицыной Д.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Сынчикову ФИО3 о взыскании недоимки по налогу, пени,

установил:


межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и НАО (далее по тексту – МИФНС №4) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сынчикову М.Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу в общем размере 1 575 руб., пени в размере 24 руб. 23 коп.

В обоснование требований указав, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога. Налоговым органом был начислен налог за 2014 - 2015 года, направлено налоговое уведомление. Обязанность по уплате налогов административный ответчик в установленный законом срок не исполнил, в связи с чем на сумму недоимки начислены пени. Вместе с тем, до настоящего времени обязанность налогоплательщиком не исполнена, несмотря на направленные в его адрес требования об уплате налога. В связи с чем, административный истец просит взыскать с ответчика недоимку по налогу, также начисленные пени в заявленном размере.

По определению судьи от 26.10.2020 дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, т.к. указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как разъяснили Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в п. 20 постановления от 11.06.1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что налоговым органом был произведен расчет транспортного налога подлежащий уплате административным ответчиком за спорный период и в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от 29.09.2016 №144672765.

В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговый орган произвел начисление пени и направил налогоплательщику требования:

- № 37 от 18.02.2016 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 525 руб., пени в размере 13 руб. 22 коп., сроком исполнения до 29.03.2016;

- № 2658 от 06.02.2017 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 1 050 руб., пени в размере 23 руб. 10 коп., сроком исполнения до 03.04.2017;

- № 3864 от 20.09.2017 об уплате пени по недоимке по транспортному налогу в размере 656 руб. 19 коп., сроком исполнения до 31.10.2017.

Указанные требования направлены в адрес налогоплательщика, в установленный срок ответчиком добровольно не исполнены, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Как следует из материалов дела, срок для исполнения самого раннего требования № 37 от 18.02.2016 являлось 29.03.2016, срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 48 НК РФ, на дату обращения к мировому судье первоначально с заявлением о выдаче судебного приказа истек, заявление поступило мировому судье 11.11.2019, тогда как предельный срок для обращения в суд являлся 29.09.2019.

Определением мирового судьи судебного участка №3 НАО от 12.11.2019 МИФНС № 4 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Сынчикова М.Ю. задолженности по налогу.

При этом настоящее исковое заявление направлено в адрес суда 08.09.2020.

Таким образом, оснований для взыскания налога, а также пени, начисленных на неуплаченную ответчиком недоимку по налогу, срок для взыскания которой истек, не имеется.

В деле не имеется сведений о поступлении мировому судье заявления о выдаче судебного приказа ранее указанной даты, в том числе до 29.09.2019.

Какие-либо допустимые доказательства, позволяющие прийти к выводу об отсутствии у налогового органа возможности своевременно направить заявление о выдаче судебного приказа, исковое заявление в суд, а также для восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления, административным истцом в нарушение требований ст. 62 КАС РФ в суд не представлено.

К уважительным причинам не могут быть отнесены внутренние организационные проблемы юридического лица, в том числе увеличение объема работы, не укомплектование штата Инспекции специалистами.

При этом суд учитывает значительный пропуск срока на обращение в суд, а также то обстоятельство, что обращение к мировому судье и отказ в принятии заявления о вынесении судебного приказа, также поданного за пределами срока на обращение в суд, не влияют на течение указанного срока.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.

Установление судом факта пропуска срока без уважительных причин является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Поскольку административное исковое заявление поступило в суд за пределами срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ, требование налогового органа о взыскании с ответчика недоимки по налогу за спорный период не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 ФИО4 о взыскании недоимки по налогу, пени оставить без удовлетворения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа.

Председательствующий подпись ФИО2



Суд:

Нарьян-Марский городской суд (Ненецкий автономный округ ) (подробнее)

Судьи дела:

Яровицына Дарья Андреевна (судья) (подробнее)