Решение № 2-109/2024 2-109/2024(2-6087/2023;)~М-5977/2023 2-6087/2023 М-5977/2023 от 16 января 2024 г. по делу № 2-109/2024




Дело № 2-109/2024

73RS0001-01-2023-006846-08


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 16 января 2024 года

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой О.В.,

при секретаре Чайкиной Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности выплатить пенсию,

установил:


истец ФИО1 обратился в суд с указанным иском. Требования мотивированы следующим. В период с 05.08.1978 по 20.01.1990 истец проходил воинскую службу в Вооруженных Силах Украины; с 26.11.1990 по 27.01.1995 проходил службу в органах внутренних дел Украинской ССР. Имеет общий трудовой стаж более 27 лет, из которых 15 лет 8 месяцев – служба в органах внутренних дел, воинское звание – капитан полиции. В соответствии с решением Ворошиловского районного суда г.Донецка от 24.05.2005 на УМВД Украины в Донецкой области возложена обязанность назначить истцу пенсию за выслугу лет, начиная с 17.02.2005г. Решение вступило в законную силу 24.06.2005. В августе 2022 года истец прибыл на территорию России в г.Ульяновск в рамках эвакуации из ДНР, в октябре 2022 года принят в гражданство РФ. 06.10.2022 истец обратился в УМВД России по Ульяновской области о назначении ему пенсии за выслугу лет. Письмом от 03.11.2022 истцу было сообщено об отказе в назначении пенсии за выслугу лет. В связи с проведением СВО истец был вынужден покинуть территорию ДНР, у него не было возможности запросить документ, подтверждающий прекращение выплаты пенсии на территории Украины. На день фактического обращения к ответчику ДНР принята в Российскую Федерацию. Истцу была назначена пенсия с 01.07.2023, выплата пенсии за период с 06.10.2022 по 30.06.2023 не произведена. Истец просит суд обязать надлежащего ответчика выплатить ему пенсию за выслугу лет с 06.10.2022 по 30.06.2023, взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 доводы, изложенные в заявлении, поддержал, пояснил, что ему предлагали оформить пенсию за спорный период по линии ОСФР, но был не согласен с её размером, в МВД по ДНР с заявлением о назначении пенсии за спорный период он не обращался. Считает, что если имелись основания для назначения ему пенсии по линии ОСФР, следовательно по линии УМВД ему должна быть выплачена пенсия за выслугу лет за спорный период. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика УМВД России по Ульяновской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв, поддержала доводы, изложенные в отзыве, просит в иске отказать.

Представители третьих лиц ОСФР по Ульяновской области, МВД по ДНР в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались. От представителя ОСФР по Ульяновской области поступил отзыв на иск с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Сторонам была разъяснена ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами.

Гражданским законодательством, в частности ст.12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.

Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.

Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.

Федеральный закон от 13.06.2023 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации" (далее – Закон № 208-ФЗ) устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" граждан Российской Федерации из числа лиц: 1) постоянно проживавших по состоянию на 30 сентября 2022 года на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области и являвшихся получателями пенсий, назначенных в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с нормативными правовыми актами Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, либо имевших право на получение таких пенсий на указанную дату, и членов их семей; 2) проходивших военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу в воинских и других формированиях и органах Донецкой Народной Республики после 7 апреля 2014 года включительно или Луганской Народной Республики после 27 апреля 2014 года включительно, Запорожской области или Херсонской области после 24 февраля 2022 года включительно и уволенных с такой службы (за исключением лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи), и членов их семей, в том числе членов их семей, у которых право на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Законом Российской Федерации возникло по достижении соответствующего возраста после 30 сентября 2022 года включительно, а также членов семей указанных лиц, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в воинских и других формированиях и органах Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области; 3) постоянно проживавших на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, являющихся получателями пенсий (имевших право на получение пенсий), назначенных в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на соответствующей территории, и въехавших в Российскую Федерацию (в том числе через территории третьих государств): а) с территории Донецкой Народной Республики в период с 7 апреля 2014 года по 29 сентября 2022 года, и членов их семей; б) с территории Луганской Народной Республики в период с 27 апреля 2014 года по 29 сентября 2022 года, и членов их семей; в) с территории Запорожской области или Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года, и членов их семей (ст.1 Закона №208-ФЗ).

В соответствии с п.2 ст.2 Закона №208-ФЗ пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона и не относящихся к лицам, указанным в статье 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и членов их семей с 1 июля 2023 года осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, лиц рядового и начальствующего состава, которые уволены из органов внутренних дел Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, Национальной полиции Украины, органов и подразделений налоговой милиции Украины, Бюро экономической безопасности Украины, финансово-экономической полиции Донецкой Народной Республики, финансовой полиции Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины, Государственной инспекции техногенной безопасности Украины, органов и подразделений Государственной оперативно-спасательной службы Донецкой Народной Республики, гражданской защиты Луганской Народной Республики и которым в установленном порядке были присвоены специальные звания, и членов их семей.

В отзыве представителя ответчика указано, что по информации УВМ УМВД России по Ульяновской области ФИО1 въехал на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, цель визита: частная. 12.08.2022 ФИО1 поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> до 07.11.2022 Согласно отметке о регистрации по месту жительства, проставленной в паспорте гражданина Украины, выданном ДД.ММ.ГГГГ Артемовским ГО УМВД Украины в Донецкой области, ФИО1 с 03.08.2011 значится зарегистрированным по месту жительства по адресу: <адрес> На основании решения УМВД России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в упрощенном порядке приобрел гражданство Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ документирован паспортом гражданина Российской Федерации. По информации отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Ульяновской области в октябре 2023 года из МВД по Донецкой Народной Республике поступило пенсионное дело ФИО1 с заключением о назначении пенсии за выслугу лет в сумме 17399 руб. 92 коп. с ДД.ММ.ГГГГ. На основании данного заключения и заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ему ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Ворошиловского районного суда г.Донецка от 24.05.2005 по делу №2-1627/2005 по жалобе ФИО1 на действия должностных лиц Украины в Донецкой области в сфере управленческой деятельности на УМВД Украины в Донецкой области возложена обязанность с 17.02.2005 назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет. Решение вступило в законную силу 24.06.2005.

Согласно п.1 ст.3 Закона №208-ФЗ при обращении лиц, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", такие пенсии назначаются и выплачиваются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона, с 1 июля 2023 года.

Учитывая изложенное, суд не усматривает правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить и выплатить истцу пенсию в соответствии с Законом №208-ФЗ за период с 06.10.2022 по 30.06.2023.

В соответствии со статьей 4 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее – Закон №4468-1) пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства - участники Содружества Независимых Государств 24.12.1993 приняли Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» (далее - Соглашение).

В соответствии с ч.1 ст.1 Соглашения пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Согласно ст.2 Соглашения при изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством по вновь избранному им месту жительства.

Приказом МВД России от 09.01.2018 № 7 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России (далее - Инструкция по пенсионному обеспечению), которая устанавливает порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями.

Согласно п.28 Инструкции по пенсионному обеспечению следует, что при возобновлении выплаты пенсий по пенсионным делам граждан, прибывших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из государств - участников Содружества Независимых Государств, составляется новое заключение о назначении пенсии. При этом обязанность по представлению в пенсионный орган документов, необходимых для назначения пенсии, возлагается на этих граждан.

Документ о прекращении выплаты пенсии ФИО1 по линии пенсионных органов Украины в УМВД России по Ульяновской области не поступил.

Согласно справке Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики от 19.10.2023 №6960/02-3-09 ФИО1 пенсия не назначалась и не выплачивалась, сведениями о факте выплаты пенсии на территории Украины не располагают.

При таких обстоятельствах, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие прекращение выплаты ему пенсии на территории иностранного государства, оснований для возложения на УМВД России по Ульяновской области обязанности назначить ФИО1 пенсию на основании вышеуказанного Соглашения не имеется.

В соответствии со ст.13 Закона № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют: а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более; б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации. При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях"; в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Правовых оснований для назначения истцу пенсии в соответствии со ст.13 Закона № 4468-1 не имеется. Данная статья с учетом положений ст.1 Закона № 4468-1 предусматривает возможность назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел СССР и Российской Федерации, а истец такую службу не проходил. Кроме того, достаточных, предусмотренных Законом № 4468-1 условий для назначения пенсии (необходимая выслуга лет и стаж, достижение возраста и основание увольнения) у истца также не имеется. Доказательства обратного суду не представлены.

Доводы истца о наличии оснований для назначения ему ответчиком пенсии за выслугу лет с 06.10.2022 по 30.06.2023 не подтверждаются какими-либо доказательствами, основаны на неверном толковании действующего законодательства.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.

Поскольку в удовлетворении иска судом отказано, отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,

решил:


в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности выплатить пенсию за выслугу лет с 06.10.2022 по 30.06.2023 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Кузнецова

В окончательной форме решение изготовлено 23.01.2024.



Суд:

Ленинский районный суд г. Ульяновска (Ульяновская область) (подробнее)

Истцы:

Маркелов С.В. (подробнее)

Ответчики:

УМВД России по Ульяновской области (подробнее)

Судьи дела:

Кузнецова О.В. (судья) (подробнее)