Решение № 2А-1692/2020 2А-1692/2020~М-171/2020 М-171/2020 от 20 октября 2020 г. по делу № 2А-1692/2020

Емельяновский районный суд (Красноярский край) - Гражданские и административные



№2а-1692/2020

24RS0013-01-2020-000202-14


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

20 октября 2020 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Павловой К.П.,

при секретаре Рябцевой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО6 к и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО7, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», администрации Емельяновского района Красноярского края о признании действий незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:


ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО2, в котором просит признать незаконным отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» № от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на размещение водопровода на земельном участке неразграниченной государственной собственности без предоставления земельного участка и установления сервитута, а также возложить обязанность на администрацию Емельяновского района Красноярского края совершить действия, предусмотренные пунктами 7 и 8 Постановления Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности".

Требования иска мотивированы тем, что МКУ «Управзем» рассмотрев заявление административного истца вх. № от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на размещение линейного объекта водопровода для технологического подключения жилого дома по <адрес>, к сетям инженерно - технологического обеспечения, решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказало в выдаче такого разрешения, указав на необходимость предоставления технических условий на подключение водопровода для жилого дома от организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно - технического обеспечения. С данным решением ФИО1 не согласна, в связи с нарушением пункта 9 абзаца 2 пункта 10 Постановления Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности". Указывает, что Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Красноярского края утвержден Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-п "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов". Указанный порядок регламентирует последовательность действий органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченных на управление и распоряжение земельными участками, при размещении на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов". В пункте 2 Постановления Правительства РФ №1300 в качестве одного из видов таких объектов указаны водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Пунктом 7 Постановления Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-п установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению, среди которых отсутствуют технические условия на подключение водопровода, послужившие основанием для отказа в принятии решения. Согласно пункту 9 Порядка от 15.12.2015 N 677-п решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если размещаемый объект не соответствует условиям, указанным в пункте 4 Порядка; заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5-7 Порядка. Доказательства несоответствия размещаемого объекта утвержденным документам территориального планирования, несоответствия предполагаемого к размещению объекта видам объектов, утвержденным Постановлением N 1300, равно как и нарушение требований, предъявляемых к схеме расположения земельного участка у административного ответчика отсутствуют. Также ссылается на то, что отказ принят неуполномоченным лицом, поскольку исполняющий обязанности начальника архитектуры представительным органом местного самоуправления не наделен полномочиями на совершение исполнительно - распорядительных действий в части исполнения отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом органам местного самоуправления муниципального района.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», администрация Емельяновского района Красноярского края.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила суду заявление (л.д.95).

В судебном заседание представитель ответчиков администрации Емельяновского района Красноярского края и МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО3 просила в иске отказать, в обоснование привела доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д.34-36).

Административный ответчик и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался должным образом (л.д. 93).

Исследовав материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

На основании п. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 226 КАС РФ бремя доказывания по делам об оспаривании действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, возлагается именно на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) законом возлагается обязанность доказать: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлением, в котором просила выдать разрешения на размещение линейного объекта водопровода для технологического подключения жилого дома по <адрес> к сетям инженерно - технологического обеспечения, для размещение которого не требуется разрешение на строительство согласно п.2 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. №1300 без предоставления земельного участка и без установления сервитута в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка площадью 16 кв.м. на земельном участке не разграниченной государственной собственности на срок 15 лет, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.12-14).

На данное заявление и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО2 дан ответ № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №, схема границ представляет собой документ, в котором в необходимые для размещения объекта, и содержит: наименование размещения объекта; местоположение либо кадастровый номер земельного участка, квартала; категорию земель; вид разрешенного использования; характеристики поворотных точек, дирекционных углов, длин линий; описание границ; характеристики и расположения существующих инженерных сетей, коммуникаций и сооружений; принятые условные обозначения; графическое отображение земель или земельного участка; экспликацию земель; подпись, расшифровку подписи заявителя либо представителя заявителя. Схема границ составляется в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с использованием материалов инженерно-геологических изысканий в масштабе 1:500. А также в заявлении указывается: фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность (в случае если заявление подается физическим лицом либо ИП); наименование, место нахождения, организационно-правовая форма заявителя (в случае если заявление подается юридическим лицом); фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, и документа, удостоверяющего личность (в случае если заявление подается представителем заявителя); почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя; вид объекта, предполагаемого к размещению, в соответствии с постановлением № (с указанием внутреннего диаметра трубопровода); кадастровый номер земельного участка (указывается при его наличии в случаях, если планируется размещение объекта на земельном участке или его части); кадастровый номер квартала (указывается в случае, если планируется размещение объекта на землях, кадастровый учет которых в установленном порядке не осуществлен); предполагаемый срок размещения объекта; способ получения разрешения (почтовым отправлением либо в форме электронного документа) или отказа в выдаче разрешения. Также сообщено, что заявителю необходимо предоставить в МКУ «УправЗем» Технические условия на подключение водопровода для жилого дома от организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения. Кроме того, МКУ "УправЗем" готово, вернуться к рассмотрению указанного заявления после предоставления схемы, соответствующей постановлению Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №, указания недостающей информации в заявлении и предоставления недостающих документов (л.д.5,10-11).

Согласно п.10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно - кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В силу п.3 ст.39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1.2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативными правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который согласно пункту 2 входят водопроводы и водоводы всех видов, для размещение которых не требуется разрешение на строительство.

Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015г (в редакции от 19.06.2018г) утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок и условия размещения объектов).

Пунктом 7 Порядка и условий размещения объектов предусмотрен перечень обязательных документов, которые должны быть приложены к соответствующему заявлению. В указанный перечень документов в качестве приложения к заявлению входит схема границ земель и земельного участка по форме, предусмотренной настоящим документом.

Требования к форме и содержанию схемы предусмотрены пунктом 8 Порядка и условий размещения объектов. Схема границ составляется в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с использованием материалов инженерно - геологических изысканий в масштабе 1:500. Схема границ земель и земельного участка оформляется по утвержденной форме согласно приложению № к Порядку и условий размещения объекта, требования к установленной форме являются обязательными.

В схеме границ должны быть отражены сведения в текстовой и графической форме о земельном участке, где планируется размещение линейного объекта, и обязательно должны содержать: наименование размещаемого объекта; местоположение, либо кадастровый номер земельного участка, квартал; площадь земельного участка; категория земель; вид разрешенного использования; характеристики повторных точек, дирекционных углов, длин линий; описание границ; характеристики и расположение существующих инженерных сетей, коммунальных сооружений; принятые условные обозначения: графическое отображение земель и земельного участка; экспликация земель: подпись, расшифровку подписи заявителя. Схема границ земель и земельных участков составляется в масштабе 1:500.

Согласно ст. 62 ч. 1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Так, по твёрдому убеждению суда, схема границ земель и земельного участка является отдельным документом, которая должна прилагаться к представленному заявлению. В нарушение вышеуказанных требований административным истцом в схеме границ земель и земельных участков не указаны: наименование объекта, длина линий в метрах испрашиваемого участка, экспликация, вид разрешенного использования, категория земель, т.е. представленная к заявлению схема оформлена не по установленной форме.

При этом иных доказательств, свидетельствующих об обратном, административным истцом в материалы дела не представлено, судом не установлено.

В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ исх. № административным ответчиком заявителю подробно разъяснены требования к представленным документам с указанием нормы права, а также предложено устранить недостатки для повторного обращения. Выданный административным ответчиком отказ основан на нормах действующего законодательства.

Кроме того, суд принимает во внимание, что по сведениям АО «КЭК» - организации, осуществляющей холодное водоснабжение на территории <адрес>, подключение водоснабжения к объектам, расположенным по <адрес>, фактически осуществлено, по указанному адресу установлен прибор учета холодного водоснабжения, то есть линейный объект в виде водопровода в настоящее время установлен и используется административным истцом по его назначению в установленном законом порядке.

Доводы административного истца о том, что ответ на его обращение дан не уполномоченным на то лицом, также подлежат отклонению.

Пунктом 1 ст. 28 Устава Емельяновского района Красноярского края определено, что структуру органов местного самоуправления Емельяновского района составляют Емельяновский районный Совет депутатов, глава Емельяновского района, администрация Емельяновского района, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п.1 ст.41 Устава администрация Емельяновского района – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Емельяновского района, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.

В структуру администрации Емельяновского района входят отделы, управления и другие структурные подразделения. Структурные подразделения администрации Емельяновского района осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение решений районного Совета депутатов, правовых актов Главы района, администрации района и структурных подразделений государственной власти, принятых в пределах их компетенции (п.п.3,5 ст.42 Устава).

В соответствии с п.12 ст.46 Устава к компетенции администрации Емельяновского района Красноярского края относится планирование использование земель, находящихся в ведении района, организация ведения земельного кадастра, проведение работ по землеустройству, решение в соответствии с законодательством других вопросов в области земельных отношений.

В соответствии с положение об МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» управление является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности администрации Емельяновского района Красноярского края по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, лесными участками и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Емельяновского района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.1.5).

Согласно п.3.1.9 Управление рассматривает обращение граждан по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке установленным действующим законодательством.

Руководитель Управления непосредственно подчиняется Главе Емельяновского района и осуществляет общее руководство деятельностью Управления на принципах единоначалия (п.5.2,5.4.1 Положения).

В соответствии с п. 3.2.2 Положения управление в соответствии с возложенными на него задачами по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Емельяновского района, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в границах территории Емельяновского района.

Между сотрудниками МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» существует распределение должностных обязанностей, исполнение отдельных полномочий на должностных лиц.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ в полномочия руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» входит рассмотрение и прием решений по заявлениям, обращениям.

Таким образом, исполняющий обязанности начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры» администрации Емельяновского района Красноярского края ФИО2 является должностным лицом, полномочным на рассмотрение заявления ФИО1

Принимая во внимание, что в соответствии с установленным положениями ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), суд полагает, что требования административного истца не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования ФИО8 к и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО9, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», администрации Емельяновского района Красноярского края о признании действий незаконным и возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (02.11.2020) путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.

Председательствующий: К.П. Павлова



Суд:

Емельяновский районный суд (Красноярский край) (подробнее)

Судьи дела:

Павлова Кристина Петровна (судья) (подробнее)