Решение № 2А-3736/2022 2А-684/2023 2А-684/2023(2А-3736/2022;)~М-3086/2022 М-3086/2022 от 18 декабря 2023 г. по делу № 2А-3736/2022Ялтинский городской суд (Республика Крым) - Административное В окончательной форме Дело № 2а- 684/2023 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Ялта 15 декабря 2023 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием представителя заинтересованного лица АО «Алуштинский эфиромасличный завод» - ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, с участием заинтересованных лиц, - Акционерное Общество «Алуштинский эфиромасличный совхоз - завод», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта о признании незаконным постановления, возложении обязанности, ФИО2 обратилась в суд с иском, уточнив требования которого просит признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от <дата> №<номер>-п «Об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1500 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>», в порядке завершения оформления прав; возложить обязанность на Администрацию города Ялта, Департамент имущественных и земельных отношений повторно рассмотреть ее заявление о предоставлении в собственность земельного участка и указать в резолютивной части решения суда, что оно является основанием для изменения в ЕГРН статуса земельного участка с кад. номером №<номер> с «архивный» на «актуальный». Исковые требования мотивированы тем, что решением 44-й сессии 6-го созыва Массандровского посСовета №<номер> от <дата> ей было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,1500 га по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений. <дата> земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кад. номера №<номер><дата> истица обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении ей вышеуказанного земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав, однако постановлением Администрации города Ялта от <дата> ей было отказано в передаче земельного участка в связи с его расположением на землях, ранее предоставленных по государственному акту на право постоянного пользования Алуштинскому эфиромасленичному заводу, с целью ведения сельскохозяйственной деятельности. Считает данное постановление незаконным, поскольку оно не содержит оснований для отказа в передаче в собственность земельного участка, перечень которых установлен частью 6 ст. 13 Закона № 38-ЗРК. При этом земельные участки, ранее находившиеся в пользовании Алуштинского эфиромасленичного завода были изъяты из его пользования Массандровским посСоветом вследствие добровольного отказа от права пользования, и отнесены к категории земель жилой и общественной застройки. В соответствие с действующей градостроительной документацией земельные участки также отнесены к функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Поскольку вследствие несвоевременного рассмотрения Администрацией города Ялта ее заявления земельный участок также был снят с кадастрового учета, просит изменить его статус в ЕГРН с «архивного» на «актуальный». В судебное заседание истец не явилась, была уведомлена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщила. Представители ответчиков в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили. Представитель заинтересованного лица, - АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз - завод» против исковых требований возражала. Возражения мотивировала тем, что земельный участок не изымался из землепользования Алуштинского эфиромасленичного завода, является землей сельскохозяйственного назначения, в связи с чем не может передаваться в собственность иным лицам. Представители заинтересованных лиц, - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии с ч. 2 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся истицы, представителей ответчиков и заинтересованных лиц. Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Судом установлено, что решением 44-й сессии 6-го созыва Массандровского поселкового Совета №<номер> от <дата><данные изъяты> была разрешена разработка с учетом требований государственных стандартов, норм и правил в сфере землеустройства проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,1500 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес> с последующим изменением категории земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения на категорию земель жилой и общественной застройки. <дата> земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кад. номера <данные изъяты> В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от <дата> N6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. В части 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон N 38-ЗРК). В соответствии с ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Закона, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с <дата> по <дата> (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1). Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч. 5). Постановлением Совета Министров Республики Крым от <дата> №<номер> утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок №<номер>). В соответствии с пунктом 5 Порядка N 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: - в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; - в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка №<номер>. В соответствии с пунктом 12 Порядка N 313, а также ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым №<номер>-ЗРК, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются: 1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; 2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до <дата>, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; 3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости. Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом случае уполномоченный орган, а в настоящем деле, это администрация города Ялты, с учетом различного правового режима использования земель по законодательству Украины и Российской Федерации, должен установить действительные цели использования земельного участка с учетом ограничений и особенностей его места расположения и его назначения в соотношении с правилами, предусмотренными земельным, водным и градостроительным законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что <дата> ФИО2 обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении ей вышеуказанного земельного участка в собственность, для индивидуального жилищного строительства, в порядке завершения оформления прав. Постановлением Администрации города Ялта №<номер>-п от <дата> в предоставлении ФИО2 в собственность земельного участка площадью 1500 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> порядке завершения оформления прав было отказано, в связи с тем, что земельный участок расположен на землях, ранее предоставленных по государственному акту постоянного пользования Алуштинскому эфиромасленичному заводу, с целью ведения сельскохозяйственной деятельности. Судом установлено, что в 1980 году Ялтинским городским советом трудящихся был выдан Государственный акт на право пользования землей №<номер> Алуштинскому эфиромасленичному совхоз – заводу. Общая площадь участков по Государственному акту составляет 174,4 кв. метров, в том числе участок №<номер> площадью 18,86 га; участок №<номер> площадью 27,85 га; участок №<номер> площадью 1,47га (отделение Наташино); участок №<номер> площадью 127,2 га (отделение Гурзуфское). Приказом Фонда имущества в АР Крым в <адрес> №<номер> от <дата> Алуштинский эфиромасленичный совхоз – завод был реорганизован в Открытое акционерное общество «Алуштинский эфиромасличный совхоз - завод», правопреемником которого является Акционерное общество «Алуштинский эфиромасличный совхоз - завод». По настоящему делу было назначено проведение землеустроительной экспертизы, выводами которой установлено, что земельный участок площадью 1500 кв. метров, сформированный на основании решения Массандровского посСовета РРК №<номер> от <дата> и межевого плана б\н от <дата>, выполненного кадастровым инженером <данные изъяты> находившийся на кадастровом учете в период с <дата> по <дата> год под кадастровым номером №<номер>, полностью расположен в границах земельного участка площадью 175,4 га (в границах участка №<номер> пл. 27,85 га), предоставленного в постоянное пользование Алуштинскому эфиро – масленичному совхозу – заводу на основании государственного акта на право пользования землей серии №<номер> от 1980 года. Статьей 84 Земельного Кодекса Украины было установлено, что в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. В соответствие со ст. 23 Земельного кодекса Украины 1990 года, право владения или право постоянного пользования землей удостоверялось государственными актами, издаваемыми и регистрируемыми сельскими, поселковыми, районными, городскими Советами народных депутатов. Таким образом, право пользования Алуштинского эфиромасленичного завода землями сельскохозяйственного назначения общей площадью 174,4 га подтверждено правоустанавливающим документом, который является действующим и не признан в установленном порядке незаконным. В силу статьи 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. В соответствии с частью 1 статьи 92 Земельного кодекса Украины право постоянного пользования земельным участком - это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока. Право постоянного землепользования является бессрочным, в отличие от права аренды, и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным статьей 141 Земельного кодекса Украины, перечень которых является исчерпывающим, а именно: добровольный отказ от права пользования земельным участком; изъятие земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; прекращение деятельности государственных или коммунальных предприятий, учреждений и организаций. В соответствии со ст. 149 ЗК Украины земельные участки, предоставленные в постоянное пользование из земель государственной и коммунальной собственности, могут также изыматься для общественных и иных нужд по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления. Изъятие земельных участков осуществляется с согласия землепользователей на основании решений Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, сельских, поселковых, городских советов в соответствии с их полномочиями. При этом земельные участки государственной собственности, которые находятся в постоянном пользовании, - пашня, многолетние насаждения для несельскохозяйственных нужд, леса площадью более 1 гектара для не лесохозяйственных нужд, а также земельные участки природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения изымает Кабинет Министров Украины, кроме случаев, определенных частями 5 - 8 статьи 149 Земельного кодекса Украины, и в случаях, определенных статьей 150 Земельного кодекса Украины. Земельный участок с кад. номером №<номер>, сформированный ФИО2 на основании решения Массандровского посСовета от <дата> о даче разрешения на составление проекта землеустройства, в отношении которого принято оспариваемое истцом постановление Администрации города Ялта, расположен в пределах земель сельскохозяйственного назначения, находившихся в постоянном пользовании Алуштинского эфиромасленичного завода на основании государственного акта от 1980 года, что также подтверждено заключением эксперта, соответственно изъятие указанных земель для несельскохозяйственных нужд, было отнесено к компетенции Кабинета Министров Украины, а не местных советов. Согласно ст. 116 Земельного кодекса Украины (далее - ЗК Украины), действовавшего на момент принятия Массандровским посСоветом решения, предоставление в пользование земельного участка, находящегося в собственности или в пользовании, было возможно только после изъятия (выкупа) его в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Ст. 155 ЗК Украины было предусмотрено, что в случае издания органом исполнительной власти или органом местного самоуправления акта, которым нарушаются права лица по владению, пользованию или распоряжению принадлежащим ему земельным участком, такой акт признается недействительным. Истцом каких-либо доказательств, опровергающих факт нахождения спорного земельного участка на момент принятия оспариваемого решения, в правомерном пользовании сельскохозяйственного предприятия, суду не представлено. При этом факт включения участка в территорию поселка также не свидетельствует об его изъятии из пользования Алуштинского эфиромасленичного завода с соблюдением установленной процедуры, а также не изменяет правовой режим земель, предоставленных для ведения сельскохозяйственного производства. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии полномочий у Массандровского поселкового Совета на момент принятия решения о даче ФИО2 разрешения на составление проекта землеустройства, с последующей его передачей в собственность граждан для индивидуального строительства, который на тот момент находился в государственной собственности и в пользовании юридического лица, в связи с чем Администрацией города Ялта было правомерно отказано истцу в передаче в собственность земельного участка, который находится в пользовании иного лица, в связи с чем исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд отказать в удовлетворении иска ФИО2 к Администрации города Ялта, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о признании незаконным постановления, возложении обязанности, восстановлении на кадастровом учете. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым. Судья Ю.С. Кононова Суд:Ялтинский городской суд (Республика Крым) (подробнее)Судьи дела:Кононова Юлия Сергеевна (судья) (подробнее) |