Решение № 2А-667/2023 2А-667/2023~М-616/2023 М-616/2023 от 17 ноября 2023 г. по делу № 2А-667/2023




Дело №2а-667/2023

48RS0009-01-2023-000674-04


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

гор. Данков 17 ноября 2023 года

Данковский городской суд Липецкой области в составе:

Председательствующего судьи Ишмуратовой Л.Ю., при секретаре Новиковой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению управления Федеральной налоговой службы России по Липецкой области к ФИО1 о восстановлении срока и взыскании недоимки по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:


Управление Федеральной налоговой службы России по Липецкой области (далее УФНС России по Липецкой области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о восстановлении срока и взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за 2017 год в сумме 1141,74 рублей. В обоснование требований указало, что ФИО1 был начислен транспортный налог в сумме 1125,00 рублей и пеня в размере 16,74 рублей. Согласно ст.69 НК РФ в адрес налогоплательщика заказным письмом было направлено требование № от 31 января 2019 года об уплате налога. По состоянию на 15 июня 2023 года налог ответчиком не оплачен. В связи с большим количеством материалов, направленных в суд по взысканию налогов, истец пропустил срок для обращения в суд по уважительным причинам.

Представитель УФНС России по Липецкой области и административный ответчик ФИО1, извещённые надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.

Изучив материалы дела, нахожу административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 14, 15 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.

В соответствии с ч. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В силу ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

На основании ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 363 НК РФ, в редакции действовавшей до 1 января 2021, налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики – физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

По смыслу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.

Исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пеней, порядок и условия начисления и уплаты которой установлен ст. 75 НК РФ.

В соответствии со ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату истечения срока, указанного в требовании об уплате налога – 19 марта 2019 года), заявление о взыскании налога, подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что ответчику ФИО1 в 2017 году был начислен транспортный налог на общую сумму 1 125,00 рублей, что подтверждается налоговым уведомлением № от 4 июля 2018 года со сроком уплаты до 3 декабря 2018 года. Однако транспортный налог ответчиком уплачен не был. На основании ст. 69, 70 НК РФ ему было направлено требование об уплате транспортного налога № по состоянию 31 января 2019 года со сроком исполнения до 19 марта 2019 года и в соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату налога начислена пени в размере 16,74 рублей, которое оставлено ответчиком без исполнения.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, действовавшей в указанный период, административный истец вправе был обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа в течении 6 месяцев со дня когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, т.е. до 31 июля 2019 года, поскольку согласно требованию № по состоянию на 31 января 2019 года общая сумма задолженности по налогам составила 4 644,35 рублей.

Однако только 28 июля 2023 года истцом было составлено настоящее исковое заявление и направлено в Данковский городской суд Липецкой области, то есть со значительным пропуском установленного законодателем срока после истечения срока исполнения требований об уплате штрафа, страховых взносов, при этом, не представив доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока.

В силу ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что истец в качестве уважительной причины для пропуска срока ссылается на большое количество материалов, направленных в суд по взысканию налогов в силу требований ст.48 НК РФ.

Согласно ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

При решении вопроса о восстановлении процессуальных сроков, является ли причина пропуска срока уважительной, решается судом в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Заинтересованное лицо, которое обратилось в суд с просьбой о восстановлении срока, обязано доказать, что у него не было возможности выполнить в срок процессуальное действие (тяжелое стечение обстоятельств, срочная служебная командировка, болезнь и т.п.).

Учитывая положения ст.30 НК РФ, согласно которым налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, указанные заявителем причины — большое количество материалов по взысканию задолженности по налогам, пени — нельзя признать уважительными причинами пропуска срока на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.

Иных объективных доказательств уважительности пропуска срока административным истцом суду не предоставлено.

С учётом установленных судом обстоятельств, принимая во внимание, что срок на взыскание в судебном порядке недоимки с ответчика налоговым органом пропущен, прихожу к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2017 год.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 290, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Отказать в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной налоговой службы России по Липецкой области к ФИО1 о восстановлении срока и взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за 2017 год в сумме 1 141,74 рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Данковский городской суд в течение месяца со дня составления его в окончательной форме.

Судья Л.Ю. Ишмуратова

Мотивированный текст составлен 27 ноября 2023 года.



Суд:

Данковский городской суд (Липецкая область) (подробнее)

Судьи дела:

Ишмуратова Лариса Юрьевна (судья) (подробнее)