Решение № 2А-646/2018 2А-646/2018~М-506/2018 М-506/2018 от 27 мая 2018 г. по делу № 2А-646/2018Советский районный суд г. Иваново (Ивановская область) - Гражданские и административные Дело № 2а-646/2018 Именем Российской Федерации г. Иваново 28 мая 2018 года Советский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Родионовой В.В., при секретаре Костючек Е.С., с участием административного ответчика ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Иваново к ФИО1 о взыскании налога и пени, ИФНС России по г. Иваново обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании налога и пени. Требования мотивированы тем, что в соответствии со ст. 357 Главы 28 «Транспортный налог», ст. 400 Гл.32 «Налог на имущество физических лиц», ст. 388 Глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) ФИО1 является собственником объектов налогообложения, указанных в налоговом уведомлении. По данным, предоставленным органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, на ФИО1 зарегистрированы транспортные средства: Тойота Рав4, государственный регистрационный знак …, и Ссанг Енг Кайрон, государственный регистрационный знак …. В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Ставка налога для транспортных средств, зарегистрированных на должника, указана в налоговом уведомлении. Согласно ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекший налоговый период. Кроме того, ФИО1 является собственником имущества: квартиры, расположенной по адресу: <...>. Согласно ст.1,2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1, граждане, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, являются плательщиками налога на имущество. Согласно п. 9 ст. 5 указанного налога уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который начислен налог. Также ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым №…, расположенного по адресу: <...>. Согласно ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) или праве пожизненного наследуемого являются налогоплательщиками земельного налога. В соответствии со ст. 397 НК РФ уплата указанного налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который начислен налог. За налоговый период 2015 г. налогоплательщик транспортный налог, земельный налог, налог на имущество не уплатил. В связи с неуплатой налога в указанный в уведомлении срок, на основании ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику налоговым органом было направлено требование об уплате налогов и пени. По данным лицевого счета налогового органа установлено, что налогоплательщиком сумма налога на момент подачи заявления в добровольном порядке не оплачены. На основании вышеизложенного ИФНС России по г. Иваново просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу в сумме 5980 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 131,56 рублей, налог на имущество в сумме 471 рубль, задолженность по земельному налогу в сумме 3655 рублей, пени по земельному налогу в сумме 80,41 рубль, восстановить пропущенный срок на обращение в суд, поскольку отсутствовали ресурсы на реализацию процедуры взыскания в полном объеме, так как имелся большой объем исковых материалов к налогоплательщикам был сбой программного обеспечения при выборке списков должников. В судебное заседание представитель административного истца не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании считал, что налоги платить необходимо, но возражал против заявленного административным истцом размера задолженности, вопрос о восстановлении процессуального срока оставил на усмотрение суда. Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В ст. 57 Конституции Российской Федерации указано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно ч. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В соответствии с ч. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В соответствии с ч.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В силу ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В соответствии со ст.48НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорный правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно подп. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. В силу п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи. В пункте 1 ст. 361 НК РФ указано, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в определенных размерах. Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции, действовавшей на 2015 год). Пунктом 3 ст.363НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. До 1 января 2015 года действовал Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 2003-1). С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 284-ФЗ), в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты утрачивает силу Закон № 2003-1. Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном НК РФ, с учетом положений Закона № 2003-1, действующего до дня вступления в силу Закона № 284-ФЗ (часть 1 статьи 3 Закона № 284-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 2003-1 и статьи 400 НК РФ (в ред. Закона № 284-ФЗ) физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц. В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительских органов муниципальных образований. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, но не могут превышать ставок, установленных в статье 3 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Согласно пункту 10 статьи 5 Закона № 2003-1 лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации). Из материалов дела следует, что за административным ответчиком зарегистрированы транспортные средства: Тойота Рав4, государственный регистрационный знак …, и Ссанг Енг Кайрон, государственный регистрационный знак …. Также ФИО1 является собственником имущества – квартиры, расположенной по адресу: … и жилого дома, расположенного по адресу: …, а также земельного участка с кадастровым № …, расположенного по адресу: …. В адрес налогоплательщика 04 сентября 2016 года направлено налоговое уведомление № 87507053, об уплате транспортного налога за 2015 год в сумме 5980 рублей, земельного налога в сумме 3655 рублей и налога на имущество физических лиц в сумме 471 рубль. В установленные законодательством сроки налогоплательщик транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц не уплатил, что отражено на лицевом счете налогоплательщика. Пунктом 2 ст. 57 НК РФ определено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. Согласно ч. 3,4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 6 ст. 69 НК РФ). Налоговым органом в адрес ФИО1 10 февраля 2017 года было направлено требование № 8912 об уплате транспортного налога и пени по данному налогу, земельного налога и пени, а также об уплате налога на имущество физических лиц и пени по нему, указан срок для погашения задолженности – до 28 марта 2017 года. Указанное требование в установленные сроки административным ответчиком исполнено не было. Согласно положений ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Судом установлено, что шестимесячный срок для обращения в суд истек 28 сентября 2017 года. В суд с административным иском ИФНС по г. Иваново обратилась 23 апреля 2018 года. Согласно ч.1 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. При подаче иска в суд ИФНС России по г.Иваново обратилась с заявлением о восстановлении срока. ИФНС России по г.Иваново является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений. В течение установленных законодательством сроков налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа в суд. В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного суда РФ от 22 марта 2012 года №479-О-О принудительное взыскание налога не может осуществляться за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ. С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления срока на подачу заявления о взыскании налога с ФИО1. В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Руководствуясь ст.ст. 175-180, ч.2 ст. 286 КАС РФ, суд В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Иваново к ФИО1 о взыскании налога и пени отказать. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья /подпись/ Родионова В.В. Согласовано для размещения на сайт. Судья: /подпись/ Суд:Советский районный суд г. Иваново (Ивановская область) (подробнее)Истцы:ИФНС России по г. Иваново (подробнее)Судьи дела:Родионова Виктория Валерьевна (судья) (подробнее) |