Решение № 2А-12056/2025 2А-1602/2026 2А-1602/2026(2А-12056/2025;)~М-8955/2025 М-8955/2025 от 22 марта 2026 г. по делу № 2А-12056/2025Красногорский городской суд (Московская область) - Административное 50RS0021-01-2025-012106-71 Дело № 2а-1602/2026 (2а-12056/2025) Именем Российской Федерации г. Красногорск, Московская область 11 марта 2026 года Красногорский суд <адрес> в составе председательствующего судьи Полякова Т.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности, ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности в общей сумме 790 586,90 руб., из которых: транспортный налог за 2021 год в размере 950,00 руб.; транспортный налог за 2022 год в размере 950,00 руб.; транспортный налог за 2023 год в размере 5 136,00 руб.; земельный налог за 2023 год в размере 42 464,00 руб.; налог на имущество физических лиц за 2023 год в размере 396,00 руб.; налог на доходы с физических лиц за 2023 год в размере 1 423 331,19 руб. штраф, предусмотренный п.1 ст.119 НК РФ в размере 27 665,63 руб.; штраф, предусмотренный п.1 ст.122 НК РФ в размере 36 887,50 руб. Пени, начисленных на сумму задолженности в едином налоговом счете в размере 252 806,58 руб. Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФНС по <адрес>. Представитель административного истца ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ, о причинах неявки суду не сообщил. Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ, о причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно требований не представил. Представитель заинтересованного лица УФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ. Судебное разбирательство в соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, явка которых не является обязательной, в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ. Изучив материалы административного дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 и ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Пунктом 1 ст. 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса. В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ). Абзацами первым, вторым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц согласно статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В соответствии со статьей 208 (пункт 1 подпункт 6) Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу. Согласно статье 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу. На основании п. п. 4 п. 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов. Налоговый агент письменно сообщил налоговому органу в порядке пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме не удержанного налога в форме справки о доходах физического лица (2-НДФЛ). Сведений о наличии льгот, о выбытии из владения названного объекта административным ответчиком не представлено. В соответствии с вышеуказанными нормами НК РФ административному ответчику начислен налог. Из материалов дела следует, что административный ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес>. Судом установлено, что в связи с нахождением в собственности административного ответчика транспортных средств и недвижимого имущества, являющихся объектами налогообложения, ФИО1 в спорный период являлся плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество. На основании ст. 52 НК РФ в адрес административного ответчика заказными письмами направлялись налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ с расчётом транспортного, земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен статьей 11.3 "Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет". Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа. Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности. В соответствии со ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ст. 70 НК РФ). В связи с наличием отрицательного сальдо ЕНС у ФИО1 Инспекцией ФНС по <адрес> было сформировано и направлено в адрес налогоплательщика требование № об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, которое оставлено без исполнения. ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией принято решение № о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика ФИО1, которое направлено налогоплательщику посредством почтового отправления. Инспекцией в отношении ФИО1 была проведена камеральная налоговая проверка в отношении доходов, полученных от продажи либо дарения объектов недвижимости за 2023 год, дата начала проверки ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания налоговой проверки ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой составлен Акт налоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение № о привлечении к ответственности ФИО1 за совершение налогового правонарушения за непредставление налоговой декларации за 2023 год, предусмотренный п.1 ст.119 НК РФ, в виде штрафа в размере 27 665,63 руб., за непредоставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2023 год, в результате за 2023 год, предусмотренный п.1 ст.122 НК в виде штрафа в размере 36 887,50 руб., за неуплату суммы налога на доходы физических лиц за 2023 год. Решение не обжаловалось. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанное требование налогового органа, не уплатив в бюджет сумму задолженности. До настоящего времени отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщиком не погашено. Административным ответчиком требование и решение исполнены не были, в связи, с чем налоговый орган направил в установленном порядке заявление о вынесении судебного приказа. Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче судебного приказа. Административное исковое заявление в отношении ответчика направлено в Красногорский городской суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, срок, предусмотренный п.4 ст. 48 НК РФ соблюден. Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей. Соответственно, при увеличении отрицательного сальдо единого налогового счета законодатель предоставляет налоговому органу возможность обращения в суд не только в связи с неисполнением требования (подпункт 1 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации), но в связи с предыдущим обращением в суд с заявлением о выдаче судебного приказа (подпункт 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Решение налогового органа в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации выносится по тем же правилам, что и требование об уплате. При этом, статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено вынесение другого решения в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае увеличения размера отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика. Равным образом статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено выставление одного требования при наличии отрицательного сальдо единого налогового счета, и не предусмотрено выставление последующих требований при увеличении отрицательного сальдо единого налогового счета. Так, абзацем 2 пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности. На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица. Проверив представленные инспекцией расчеты, порядок и сроки направления требований суд приходит к выводу о наличии оснований для их начисления, а также о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2021 год в размере 950,00 руб., за 2022 год в размере 950, руб., за 2023 г. в размере 5 136,00 руб., земельному налогу за 2023 год в размере 42 464,00 руб., налогу на имущество физических лиц за 2023 год в размере 396,00 руб., налогу на доходы с физических лиц за 2023 год в размере 1 423 331,19 руб., штрафа в размере 27 665,63 руб., штрафа в размере 36 887,50 руб., учитывая, что материалы дела подтверждают, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с ответчика неуплаченной суммы налога. Разрешая требования инспекции в части взыскания суммы пеней, начисленных на сумму задолженности в едином налоговом счете, суд исходит из следующего. Согласно расчету Инспекции сумма пени, начисленная в ЕНС составила 252 806,58 руб. Расчет пени для включения в заявление о вынесении судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ: 254343,14 руб. (сальдо по пени на момент формирования заявления ДД.ММ.ГГГГ) – 1536,56 руб. (остаток непогашенной задолженности по пени, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания) = 252 806,58 руб. Согласно пункту 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных названным Кодексом. Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пунктом 1 статьи 72 НК РФ). В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5). Приведенные положения НК РФ, предусматривающие необходимость уплаты пени с сумм налога, уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Приведенное толкование закона соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 422-О. Взыскание пеней в отношении налога, который не был уплачен либо взыскан, не основано на законе, противоречит природе пеней как способу обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В качестве принятых мер взыскания инспекция ссылается в том числе на судебный приказ №а-5471/2024 от ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено, что на исполнении Красногорского РОСП ГУ ФССП по <адрес> находится исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя ИФНС России по <адрес> на основании исполнительного документа судебного приказа №а-5471/2024 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № Красногорского судебного района <адрес>; предмет исполнения: взыскание задолженности за счет имущества в размере 17 396,56 руб. Учитывая принятые меры взыскания, пени надлежит рассчитать в следующем порядке: По совокупной обязанности исходя из сумм налога в размере 15860,00 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составят 3151,38 руб., исходя из суммы налога по НДФЛ за 2023 год в размере 1475 500,00 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составят 246752,78 руб. исходя из сумм налогов взысканных настоящим решением в размере 49896,00 пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составят 14333,45 руб. Таким образом, размер пени составит 264237,61 руб. Учитывая положения части 1 статьи 178 КАС РФ, пени подлежат взысканию в пределах заявленных исковых требований в размере 252 806,58 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению. В соответствии с ч. 3 ст. 178 КАС РФ и ч.1 ст. 111 КАС РФ при принятии решения суд разрешает вопрос о распределении судебных расходов пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В силу требований ч. 1 ст. 114 КАС РФ и пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ с учетом абз. 10 п. 2 ст. 61.1 БК РФ и ч. 3 ст. 333.18 НК РФ, с административного ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой при подаче искового заявления на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден административный истец, исходя из цены иска в соответствии с пп. 1 ч. 1. ст. 333.19 НК РФ. При цене иска 1 726 033,77 руб. госпошлина составляет: 25 000,00 + 1% ? (1 726 033,77 ? 1 000 000,00) = 25 000,00 + 7 260,34 = 32 260,34 руб. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Административное исковое заявление Инспекции ФНС России <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности – удовлетворить частично. Взыскать с ФИО1 (ИНН №) в пользу ИФНС России по <адрес> недоимку по: - транспортному налог за 2021 год в размере 950,00 руб.; - транспортному налогу за 2022 год в размере 950,00 руб.; - транспортному налогу за 2023 год в размере 5 136,00 руб.; - земельному налогу за 2023 год в размере 42 464,00 руб.; - налогу на имущество физических лиц за 2023 год в размере 396,00 руб.; - налогу на доходы с физических лиц за 2023 год в размере 1 423 331,19 руб. - штраф, предусмотренный п.1 ст.119 НК РФ в размере 27 665,63 руб.; - штраф, предусмотренный п.1 ст.122 НК РФ в размере 36 887,50 руб. - сумме пеней, начисленных на сумму задолженности в едином налоговом счете в размере 252 806,58 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ФИО1 (ИНН №) в доход государства расходы по уплате государственной пошлины в размере 32 260,34 руб. Решение, принятое в порядке упрощенного (письменного), производства может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения. Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок. Судья Полякова Т. А. Суд:Красногорский городской суд (Московская область) (подробнее)Истцы:ИФНС России по г. Красногорску Московской области (подробнее)Иные лица:УФНС России по Московской области (подробнее)Судьи дела:Полякова Татьяна Александровна (судья) (подробнее) |