Решение № 2А-1103/2020 2А-1103/2020~М-1061/2020 М-1061/2020 от 26 ноября 2020 г. по делу № 2А-1103/2020

Алексеевский районный суд (Белгородская область) - Гражданские и административные



Дело № 2а-1103/2020


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2020 года г. Алексеевка Белгородской области

Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Слепцовой Е.Н.,

при секретаре Мирошник Ю.В.,

с участием представителя административного истца – Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области – старшего помощника Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области Боденко А.Н., действующего на основании служебного удостоверения и доверенности от 21 мая 2019 года (срок действия – 3 года),

заинтересованного лица и одновременно представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 29 июня 2020 года (срок действия – 3 года),

представителя административного ответчика – администрации Алексеевского городского округа Белгородской области – ФИО3, действующего на основании доверенности от 25 декабря 2019 года (срок действия – до 31 декабря 2020 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в защиту интересов ФИО1 к администрации Алексеевского городского округа Белгородской области о признании незаконными действий комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды,

УСТАНОВИЛ:


ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом <данные изъяты>, в силу состояния здоровья не может самостоятельно передвигаться, пользуется креслом-коляской.

19 октября 2020 года ФИО1 обратился с заявлением к Алексеевскому межрайонному прокурору Белгородской области, в котором просил защитить его права на безопасное и доступное для малоподвижной группы наседания жильё.

29 октября 2020 года Алексеевский межрайонный прокурор Белгородской области в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в суд с административным иском в защиту интересов ФИО1 к администрации Алексеевского городского округа Белгородской области о признании незаконными действий комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в котором просил признать действия комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения их доступности для инвалидов по обследованию жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, 23 июля 2020 года, незаконными; признать акт № ... от 23 июля 2020 года комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения их доступности для инвалидов, незаконным; и обязать администрацию Алексеевского городского округа Белгородской области в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого помещения № ... и общего имущества (подъезд № ..., лестничный марш) многоквартирного дома № ... по <...>, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 года № 649, с подготовкой заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида ФИО1 или заключение об отсутствии такой возможности.

В судебном заседании представитель административного истца – Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области – старший помощник Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области Боденко А.Н. административный иск поддержал и просил суд административные исковые требования Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области удовлетворить в полном объёме.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился по состоянию здоровья, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заинтересованное лицо и одновременно представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 административный иск Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области поддержала, пояснила, что из-за бездействия администрации Алексеевского городского округа её муж ФИО1 – инвалид-<данные изъяты>, перенесший <данные изъяты>, 6 лет не может попасть в квартиру, вынужден проживать в неблагоустроенной времянке, без удобств, канализации и горячей воды. О том, что 23 июля 2020 года будет обследование жилого помещения комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, её и мужа ФИО1 никто не уведомлял. 23 июля 2020 года фактического обследования жилого помещения данной комиссией не осуществлялось, общее имущество в многоквартирном доме не обследовалось, из акта вообще вычеркнуто. О составлении акта она была извещена по телефону 30 июля 2020 года, при ознакомлении с ним не согласилась, так как в нем была указана не та дата и другие замеры, не соответствующие действительности. Фактическое обследование было в мае 2020 года, однако тогда акт не был составлен. Просила суд административные исковые требования Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области удовлетворить в полном объёме.

Представитель административного ответчика – администрации Алексеевского городского округа Белгородской области – ФИО3 административный иск не признал, считает действия комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, и составленный акт № ... от 23 июля 2020 года законными, письменные возражения на административный иск поддержал и просил суд в удовлетворении административного иска Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в защиту интересов ФИО1 к администрации Алексеевского городского округа Белгородской области отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее - Правила) доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека (пункт 4 Правил).

В силу пункта 6 Правил, обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.

По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования) (пункт 12 Правил).

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 18 Правил).

Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, либо о невозможности такого приспособления выносится комиссией на основании: акта обследования, и решения комиссии об экономической целесообразности либо нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, предусмотренного подпунктами "а", "б" пункта 17 настоящих Правил (пункты 19, 20 Правил).

Судом установлено, что ФИО1 с 2015 года является инвалидом <данные изъяты>, в силу состояния здоровья не может самостоятельно передвигаться, пользуется креслом-коляской. Данные обстоятельства подтверждаются справкой № ... от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из медицинской карты стационарного больного от 22.05.2020 года и индивидуальной программой реабилитации инвалида, согласно которой ФИО1 нуждается в социально-бытовой адаптации. Выданы рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями, что не отрицаются административным ответчиком.

Жилое помещение – <данные изъяты> квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находится на <данные изъяты> этаже многоквартирного дома по адресу: <...>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 (1/3 доли в праве), его супруге ФИО2 (1/3 доли в праве), и внуку ФИО4 (1/3 доли в праве) на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан в Белгородской области от 13.03.2013 года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.05.2013 года.

Из материалов дела следует, что комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды,

Акт № ... от 23 июля 2020 года комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения их доступности для инвалидов, не соответствует требованиям законодательства, а именно: форме, установленной в приложении к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 ноября 2016 года № 816/пр.

Допрошенные в судебном заседании свидетели К.Д.П.. (заместитель председателя комиссии) и К.Р.В. (член комиссии, секретарь комиссии), подтвердили факт обследования комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды обследования, квартиры ФИО1 в мае и в июле 2020 года в неполном составе, однако в мае 2020 года акт не составлялся, а акт № ... от 23 июля 2020 года подписан всеми членами комиссии. В акте зачеркнуты слова «и общего имущества в многоквартирном доме» зачеркнуты, так как обследование было во исполнение решения Алексеевского районного суда Белгородской области от 02 июля 2020 года. Остальные исправления и зачеркивания произвела ФИО2 при ознакомлении 30 июля 2020 года.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей в этой части, поскольку показания последовательны, логичны, соответствуют материалам дела, однако, являясь одновременно членами двух комиссий: межведомственной комиссии по обследованию пригодности жилого помещения для проживания и комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, они не известили ФИО4 и членов его семьи о том, что обследование жилого помещения будет произведено двумя комиссиями в один день – 23 июля 2020 года, представлено лишь одно уведомление об обследовании жилого помещения межведомственной комиссией.

Доводы административного ответчика о тождественности административных исков прокурора со ссылкой на решение Алексеевского районного суда Белгородской области от 02 июля 2020 года по делу № 2а-548/2020 необоснованны, так как административным ответчиком было допущено бездействие по ранее поступившим обращениям, оно оспаривалось и признано судом незаконным, а в данном деле – оспариваются действия административного ответчика и акт от 23 июля 2020 года.

Оснований для прекращения производства по данному делу не имеется, так как предмет и основания административных исков различны.

Ссылка административного ответчика на то, что акт № ... от 23 июля 2020 года комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, составлен во исполнение решения Алексеевского районного суда Белгородской области от 02 июля 2020 года, не свидетельствует о законности действий комиссии при составлении акта от 23 июля 2020 года.

Доводы административного ответчика о том, что акт обследования является итоговым документом, в котором отражается отсутствие необходимости приспособления жилого помещения, основан на неверном толковании норм права и подлежит отклонению как противоречащий положениям пунктов 18, 19, 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 (ред. от 10.02.2020) «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, согласно п. обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

По результатам работы названной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (пункты 12, 13) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (п. п. 17, 18 - 20 Правил).

Из представленных административным ответчиком документов следует, что постановлением администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области от 31 января 2017 года № ... создана комиссия в составе 7 человек, утверждено Положение о муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципального образования, и утвержден план мероприятий.

В последующем в данное постановление вносились изменения постановлениями от 31 мая 2017 года № ..., от 18 января 2019 года, от 29 августа 2019 года № ..., от 09 октября 2019 года № ..., от 26 марта 2020 года № ....

Планом мероприятий, утвержденным 26 марта 2020 года (Приложение к постановлению администрации Алексеевского городского округа от 26 марта 2020 года № 238), в период с мая по декабрь предусмотрены оценка необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности (п.7), составление актов обследования жилого помещения инвалида (пункт 8), принятие решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, не позднее срока, установленного Правилами (10), вынесение заключения в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (пункт 11).

Пункты 10,11 вышеуказанного плана мероприятий комиссией не выполнены.

Несмотря на неоднократные обращения ФИО5 и его представителя ФИО2 с заявлением об обследовании и приспособлении жилого помещения с учетом потребностей инвалида и обеспечением условий беспрепятственного доступа в пользовании жилым помещением, заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида ФИО1 или заключение об отсутствии такой возможности комиссией не подготовлено.

На основании изложенного, имеются основания для признания действий комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения их доступности для инвалидов по обследованию жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, 23 июля 2020 года, и акта № ... от 23 июля 2020 года незаконными.

Нарушенное право подлежит защите в судебном порядке путем возложения обязанности администрацию Алексеевского городского округа Белгородской области в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого помещения № ... и общего имущества (подъезд № ..., лестничный марш) многоквартирного дома № ... по <...>, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 года № 649 (в редакции от 10.02.2020 года) «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», с подготовкой заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


Административный иск Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в защиту интересов ФИО1 к администрации Алексеевского городского округа Белгородской области о признании незаконными действий комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, удовлетворить.

Признать действия комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения их доступности для инвалидов по обследованию жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, 23 июля 2020 года, незаконными.

Признать акт № ... от 23 июля 2020 года комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения их доступности для инвалидов, незаконным.

Обязать администрацию Алексеевского городского округа Белгородской области в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого помещения № ... и общего имущества (подъезд № ..., лестничный марш) многоквартирного дома № ... по <...>, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 года № 649 (в редакции от 10.02.2020 года) «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», с подготовкой заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида ФИО1 или заключение об отсутствии такой возможности.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Алексеевский районный суд Белгородской области.

СУДЬЯ Е.Н. СЛЕПЦОВА

Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2020 года.

Решение11.12.2020



Суд:

Алексеевский районный суд (Белгородская область) (подробнее)

Истцы:

Алексеевский межрайонный прокурор (подробнее)
Купавцев Андрей Степанович (подробнее)

Ответчики:

Администрация Алексеевского городского округа (подробнее)

Иные лица:

Купавцев Сергей Андреевич (подробнее)
Купавцева Нина Александровна (подробнее)

Судьи дела:

Слепцова Елена Николаевна (судья) (подробнее)