Решение № 2А-1495/2024 2А-1495/2024(2А-5795/2023;)~М-4693/2023 2А-5795/2023 М-4693/2023 от 29 января 2024 г. по делу № 2А-1495/2024Ялтинский городской суд (Республика Крым) - Административное окончательной форме Дело № 2а- 1495/2024 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Ялта 24 января 2024 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием представителя истца – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Администрации города Ялта, с участием заинтересованного лица, - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о признании незаконным постановления, возложении обязанности, ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации города Ялта о признании незаконным постановления №<номер>-п от <дата> об отказе в предоставлении ему в собственность земельного участка с кад. номером №<номер> и возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть его заявление, подготовить и направить ему проект договора купли – продажи земельного участка с определением цены продажи в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его обращения с заявлением. Исковые требования мотивированы тем, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание торгового павильона по адресу: <адрес>, которое расположено на земельном участке с кад. номером №<номер>, переданном ему в пользование на основании договора аренды с видом разрешенного использования – магазины. В октябре 2020 года он обратился в Администрацию города Ялта с заявлением о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка в собственность за плату, однако ему было отказано на основании п. 19 ст. 39.16, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, в связи с нахождением земельного участка в границах земель общего пользования. Считает решение незаконным, поскольку он, как собственник объекта недвижимости, имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором он расположен. При этом ответчиком не представлено никаких доказательств, что земельный участок расположен в границах земель общего пользования и не может быть передан ему в собственность за плату. Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск. Представители ответчика и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили. Учитывая, что все участники процесса надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, причин уважительной неявки в судебное заседание не представили, в соответствии со ст. 150, ч. 2 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица. Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Судом установлено, что ФИО2 является собственником нежилого здания <данные изъяты> площадью 23,9 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ему на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от <дата>, право собственности согласно сведений ЕГРН зарегистрировано <дата>. Сведения о земельном участке из земель населенных пунктов площадью 30 кв. м с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, внесены в государственный реестр недвижимости <дата>. В кадастровом паспорте участка указан вид его разрешенного использования: "магазины". <дата> между муниципальным образованием городской округ Ялта в лице Начальника Департамента имущественных и земельных отношений и ФИО2 был заключен договор аренды о передаче во временное пользование земельного участка с кад. номером №<номер> общей площадью 30 кв.м. по адресу: <адрес>, для обслуживания расположенного на нем нежилого здания <данные изъяты> с кад. номером №<номер>, сроком на 49 лет, который зарегистрирован Государственным комитетом по госрегистрации и кадастру Республики Крым <дата>. <дата>, до истечения срока действия договора аренды, ФИО2 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта с заявлением о выкупе предоставленного ему в аренду земельного участка с кад. номером №<номер> без проведения торгов. Постановлением Администрации города Ялта №<номер>-п от 11 апреля 2023 года в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 30 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с кад. номером №<номер> ФИО2 было отказано, на основании пункта 19 статьи 39.16, пункта 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, в связи с тем, что земельный участок расположен в границах земель общего пользования. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган). Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Согласно п. 6 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. Судом установлено, что истец обратился в Администрацию города Ялта с заявлением о выкупе земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности. Вместе с тем, согласно п. 19 ст. 39.16 Земельного Кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного участка Российской Федерации определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). В силу пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. Совокупностью норм, содержащихся в пункте 12 статьи 1, пункте 12 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, обеспечивается сохранение в публичной собственности общедоступных городских парков, лесопарков, скверов, предназначенных для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями. В целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документации по планировке территории (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса). Судом установлено, что договор аренды земельного участка с кад. номером №<номер> был заключен с истцом в порядке переоформления ранее возникшего права пользования земельным участком, на основании договоров аренды, заключенных 28 марта 2002 года сроком на 10 лет и 23 марта 2012 года с Форосским поселковым Советом сроком на 49 лет. Согласно проектной документации по отводу земельного участка, земельный участок, предоставляемый ФИО2 в 2002 году для строительства и обслуживания торгового павильона, на момент заключения договора был отнесен согласно форме 6-зем к застроенным землям улиц, набережных, площадей. В соответствии с Украинским классификатором целевого использования земли, земельный участок после предоставления будет отнесен к землям для строительства и обслуживания сооружений торговли. В тоже время, решением 75-й сессии Ялтинского городского Совета 1-го созыва № 3 от 03.12.2018 года был утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Ялта, согласно которому спорный земельный участок расположен в функциональной зоне «зона зеленых насаждений общего пользования». Решением Ялтинского городского Совета 85-й сессии 1-го созыва № 16 от 19.07.2019 года также утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта, в соответствии с которыми арендуемый истцом земельный участок отнесен к территориальной зоне «Зона зеленых насаждений общего пользования ТЗ-15-107». В соответствии со ст. 37 указанных Правил, зона зеленых насаждений выделена для обеспечения правовых условий размещения объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, озелененных территорий и благоустройства. В указанной территориальной зоне допускаются следующие виды разрешенного использования земельных участков: земельные участки общего пользования, деятельность по особой охране и изучению природы, охрана природных территорий, историко – культурная деятельность в качестве основных видов и коммунальное обслуживание, в качестве условно – разрешенного вида использования. Выше приведенные обстоятельства подтверждаются ответом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта от 15.12.2023 года, фрагментами Правил землепользования и застройки с вынесением на них границ спорного земельного участка. Генплан, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 N 56-АПГ17-7). Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу. Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером №<номер> сформирован за счет территории общего пользования (согласно генеральному плану и ПЗЗ - зона зеленых насаждений общего пользования). Следовательно, указанный земельный участок не может быть передан в частную собственность истца, исходя из прямого запрета, установленного земельным и градостроительным законодательством, поскольку предоставление в собственность земельного участка, образованного за счет территории общего пользования, препятствует реализации неограниченным кругом лиц права на свободное использование такой территории. При этом на момент рассмотрения заявления истца о выкупе земельного участка администрация не могла не учитывать положения генерального плана и ПЗЗ, т.к. последние не отменяются фактом раннего предоставления земельного участка в аренду истцу. Самим истцом процедура пересмотра генерального плана и ПЗЗ не инициировались, в связи с чем отраженные в нем проектные решения развития муниципального образования являются актуальными до настоящего времени. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком было правомерно отказано истцу в предоставлении в собственность земельного участка, а исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд отказать в удовлетворении иска ФИО2 к Администрации города Ялта о признании незаконным постановления, возложении обязанности. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым. Судья Ю.С. Кононова Суд:Ялтинский городской суд (Республика Крым) (подробнее)Судьи дела:Кононова Юлия Сергеевна (судья) (подробнее) |