Решение № 2-2501/2020 2-2501/2020~М-729/2020 М-729/2020 от 12 октября 2020 г. по делу № 2-2501/2020




№ Дело № 2-2501/2020
РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г. Южно-Сахалинск 12 октября 2020 года

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Ретенгер Е.В.,

при секретаре Пугачевой Т.Р.,

с участием

истца ФИО1,

представителя ответчика, действующего на основании доверенности №1 от 05 октября 2020 года ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Сахалинской области» о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить дополнительные дни отдыха за работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные, не рабочие праздничные дни,

УСТАНОВИЛ:


ФИО1 обратился с иском указав, что проходил службу в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области. В период времени с 16 января 2017 года неоднократно привлекался к работе сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные, не рабочие праздничные дни. Отметил, что 15 января 2020 года обратился с рапортом к начальнику о предоставлении ему дополнительных дней отдыха, который оставлен без удовлетворения по мотивам отсутствия возможности предоставления дней отдыха.

Просил суд обязать начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области предоставить ему дополнительные дни отдыха за отработанное время в выходные и праздничные дни за период времени с16 января 2017 года по настоящее время в количестве 47 дней.

В последующем, в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истец уточнил исковые требования, в окончательной редакции просив суд:

- обязать ФКУ ИК-1 предоставить дополнительные дни отдыха за работу сверхустановленной продолжительности служебного времени, а также за работу в выходные и праздничные дни за период с 16 января 2017 года по 14 февраля 2020 года в количестве 24 дней

- признать действия ФКУ ИК-1 в части не предоставления дополнительных дней отдыха противоречащими действующему законодательству.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивал на удовлетворении.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что истцу предоставлены полагающиеся дни отдыха, за 2019 года, оснований для предоставления дополнительных дней отдыха за 2017, 2018г.не имеется по причине пропуска истцом срока на обращение в суд.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав, письменные доказательства, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности суд приходит к следующему:

Вопросы, связанные с прохождением службы сотрудников уголовно-исполнительной системы (назначения и увольнения с должности, социальные гарантии сотрудников, медицинское обслуживание, присвоение специального звания, привлечение к ответственности и т.п.) регламентируются, в том числе, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1, Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года № 269 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной систем и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы».

Судом установлено, что истец ФИО1 проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности капитана внутренней службы ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области с 07 сентября 2016 года, что следует из контракта о службе в уголовно-исполнительной системе.

В силу статьи 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

В соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Пунктом 14.3 Приказа Министерства Юстиции РФ от 06 июня 2005 года № 76 «Об утверждении инструкции о порядке применения положения о службе в ОВД РФ в учреждениях УИС» сотрудники могут при необходимости привлекаться к службе сверх установленного времени, службе в выходные и праздничные дни по письменному приказу за подписью начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в штате которого состоит сотрудник, с предоставлением соответствующих компенсаций. В приказе указываются причины, вызвавшие необходимость сверхурочной работы, сотрудники, привлекаемые к такой работе, и ее продолжительность.

Учет времени, отработанного сверхурочно, ведется самим сотрудником и руководителем органа уголовно-исполнительной системы, подписавшим приказ о сверхурочной работе, или, по его поручению, руководителем бригады, старшим группы и т.п. Данные учета отражаются в рапорте лица, осуществляющего учет, с указанием количества часов, отработанных конкретным сотрудником сверхурочно в каждый рабочий день. Рапорт с соответствующим решением начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о привлечении к сверхурочной работе является основанием для оплаты этой работы.

На основании пункта 20 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года № 269 служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.

Продолжительность рабочей недели, продолжительность, начало, окончание служебного (рабочего) времени и порядок его учета, время перерыва для отдыха и питания, порядок привлечения сотрудников и гражданских служащих ФСИН России к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного (рабочего) времени, по скользящему графику, а также в выходные и праздничные дни определяется Правилами внутреннего распорядка ФСИН России.

В соответствии с Правилами внутреннего распорядка, утвержденными приказом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области от 18 мая 2017 года №, сотрудникам учреждения (мужчинам) установлена пятидневная 40-часовая рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье. В необходимых случаях сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. За выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, ежемесячно выплачиваются денежные компенсации. Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которое выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности. Компенсация в виде дополнительного времени отдыха осуществляется только в пределах календарного года.

Согласно представленной справке ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области от 10 февраля 2020 года №, что истцом:

в 2017 год отработано в выходные и праздничны дни - 87 часов, из которых 68 часов предоставлено отгулов, остаток составил 19 часов. Кроме того, сверхустановленного времени истцом было отработано 45 часов, из которых отгулами предоставлено 24 часа, остаток составил 21 час.

в 2018 году отработано сверх установленной продолжительности рабочего времени– 10 часов, также в выходные в выходные и праздничные дни- 66 часов;

в 2019 году отработано сверх установленной продолжительности рабочего времени– 141 час, также в выходные и праздничные дни- 104 часа, их них 20 часов предоставлены отгулами, остаток составил 84 часа;

в 2020 году отработано сверх установленной продолжительности рабочего времени– 18 часов, также в выходные и праздничные дни- 20 часов.

При этом компенсация за работу в выходные и праздничные дни, а также за работу сверхустановленной продолжительности времени в 2017-2020 года не выплачивалась.

Указанные обстоятельства также подтверждаются представленными табелями учета рабочего за 2017-2020 годы.

15 января 2020 года истец обратился к ответчику с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за работу в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной продолжительности времени за проработанное время.

Согласно приказу от 21 мая 2020 года № № на основании рапорта от 15 января 2020 года, а также табелей учета отработанного времени ФИО1 предоставлены дополнительные дни отдыха за работу в выходные и праздничные дни в 2019 году в количестве 9 календарных дней и за работу сверх установленной продолжительности времени в 2019 году в количестве 14 календарных дней. При этом дополнительные дни отдыха за иные периоды времени не предоставлены, как и не произведена выплата компенсации.

Судом установлено, что ранее (до 15 января 2020 года) с рапортами о компенсации или предоставлении дополнительных дней отдыха за работу в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной продолжительности времени истец не обращался.

Таким образом, суд приходит к выводу, что всего за 2017 год остаток времени отработанного сверхустановленного или в выходные и праздничные дни составил 5 дней = (40 часов : 8 часов в день); за 2018 год 9,5 дней= (76 часов:8); за 2019 год 5 дней (84+141) :8-14-9; за 2020 год 4,75 дня = (20+18):8. Всего за период с 2017 по 2020 год количество дней отработанных сверх установленной продолжительности рабочего времени, в выходные, праздничные дни составляет 19,5 дней.

Судом установлено, что с 01 января 2017 года в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области утверждены Правила внутреннего трудового распорядка. Согласно п.5.5 Правил служба в выходные, нерабочие праздничные дни сверхурочное время моет быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В соответствии с настоящими правилами сотрудник должен соблюдать особый порядок предоставления сотрудникам дополнительных дней отдыха за ранее отработанное время в праздничные дни: если смена сотрудника по графику пришлась на праздничный день и осуществлялась в пределах месячной нормы рабочего времени, предоставление сотруднику времени отдыха вместо выплаты денежной компенсации будет неправомерным; если служба в праздничный день осуществлялась сверх месячной нормы рабочего времени, она может быть компенсирована сотруднику предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. Компенсация в вид дополнительного времени отдыха осуществляется только в пределах календарного года. Если сотрудник увольняется до окончания учетного периода, часы, отработанные сверх установленной нормы рабочего времени с начала учетного периода по день увольнения считаются сверхурочной работой и не могут быть компенсированы недоработкой в следующих месяцах, поэтому подлежат оплате в день увольнения сотрудника. Из материалов дела следует, что ФИО1 ознакомлен с настоящими Правилами.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что с 01 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ « О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Согласно ч. 6 ст. 55 указанного закона следует, что в случае, если предоставление такого отдыха сотруднику в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Из содержания рапорта ФИО1 от 15 января 2020 года следует, что дни дополнительного отдыха он просил представить ему после окончания отпуска за 2019 год, то есть присоединить к ежегодному отпуску за 2019 год. Согласно приказу № от 11 ноября 2019 года ФИО1 был представлен ежегодный отпуск за 2019 года за период с11 ноября 2019г. по 20 января 2020 года, соответственно дополнительные дни отдыха за работу сверхустановленного времени, в выходные нерабочие и праздничные дни в 2019 года должны были быть предоставлены истцу в количестве 5 дней.

Также принимая во внимание, что с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха истец обратился 15 января 2020года соответственно обязанность в предоставлении дополнительных дней отдыха у ответчика возникла, в том числе и за календарный период 2020 года в количестве 4,75 дней. Следовательно, действия ответчика в указанной части являются неправомерными. Время отгула за сверхурочную работу должно быть не менее времени, отработанного сверхурочно (ч. 1 ст. 152 ТК РФ). Вы можете установить и больше, например, в локальном нормативном акте (ч. 1, 4 ст. 8, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 152 ТК РФ). Принимая во внимание, что таких норм Правила внутреннего трудового распорядка не содержат суд приходит к выводу, что применения принципа математического округления в данном случае недопустимо.

Оснований для представления дней отдыха за период с 2017 по 2018 год не имеется, поскольку учетный период (календарный год) истек, доказательств, предоставления истцу ежегодного оплачиваемого отпуска в 2020г. за период 2017,2018г. суду не момент разрешения спора по существу не представлено.

Разрешая заявление ответчика о пропуске срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, суд руководствуется положениями ст. 74 Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ « О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации « Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» согласно которой законодатель определяет понятие служебного спора в уголовно-исполнительной системе которым являются - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы и контракта, между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и сотрудником или гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшим на службе в уголовно-исполнительной системе, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником. Сотрудник для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - к прямому руководителю (начальнику) или в суд. Сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ФИО1 обратился с настоящим иском 14 февраля 2020 года суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд за период 2017-2018 года истек, так как о нарушении своего права истец узнал по окончанию каждого календарного года, а также по использованию ежегодных отпусков за период 2017,2018г.

Вместе с тем, порядок оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни в учреждениях ФСИН установлен для сотрудников Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденным Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года N 269 (далее - Порядок). На основании пункта 20 Порядка служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности. При увольнении выплата всех сумм денежного довольствия, причитающихся сотруднику, производится в день увольнения сотрудника.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Сахалинской области» о предоставлении дополнительных дней отдыха за работу сверхустановленной продолжительности служебного времени, а также за работу в выходные и праздничные дни за период с 16 января 2017 года по 14 февраля 2020 года в количестве 24 дней; признании действий незаконными – удовлетворить частично.

Признать незаконным не предоставления дополнительных дней отдыха ФИО1 за работу сверхустановленной продолжительности служебного времени, работу в выходные и праздничные дни в количестве 5 дней за 2019 год, 4,75 дня за 2020год.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Сахалинской области» предоставить ФИО1 дополнительные дни отдыха за работу сверхустановленной продолжительности служебного времени, работу в выходные и праздничные дни 5 дней за 2019 год, 4,75 дня за 2020год.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Дата составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Е.В. Ретенгер



Суд:

Южно-Сахалинский городской суд (Сахалинская область) (подробнее)

Судьи дела:

Ретенгер Елена Витальевна (судья) (подробнее)