Решение № 2А-9600/2020 2А-9600/2020~М-8944/2020 М-8944/2020 от 13 октября 2020 г. по делу № 2А-9600/2020

Якутский городской суд (Республика Саха (Якутия)) - Гражданские и административные



14RS0035-01-2020-014590-69

Дело № 2а-9600/2020


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

г. Якутск 13 октября 2020 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

у с т а н о в и л :


ФИО3 обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая, что на их семья была включена в 2019 г. в предварительный список получателей единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, однако в ____ 2020 г. в государственном казенном учреждении Республики Саха (Якутия) «Сунтарское управление социальной защиты населения и труда» при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия) им вручили выписку из протокола от ____ 2020 г. № об отказе административным истцам в предоставлении данной социальной выплаты. Между тем семья с детьми и внуками проживает в жилом доме 1994 года постройки общей площадью ___ кв.м, из них жилая площадь – ___ кв.м, второй дом по этому же адресу признан непригодным для проживания и аварийным, подлежащим сносу в связи с фактическим износом. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, просили признать незаконным решение Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, обязать устранить допущенное нарушение.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, просил удовлетворить, дополнительно пояснил, что недостоверные сведения административные истцы не предоставляли, осмотр жилищных условий Комиссией при вынесении не проводился, соответствующий акт отсутствует. Административный истец ФИО2, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного ответчика Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на административное исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика. Согласно письменному отзыву в общей совместной собственности административных истцов имеется два жилых помещения общей площадью ___ кв.м, по данным обследования жилищно-бытовых условий от ____ 2020 г. Проживают супруги, семь детей и два внука, при этом учетная норма площади жилого помещения для нуждающихся в жилых помещениях составляет ___ кв.м на одного члена семьи. Комиссией при установлении обеспеченности жильем ФИО2 были учтены супруг и семь детей, на ___ человек приходится ___ кв.м, что превышает установленную учетную норму ___ кв.м. Указанные в административном исковом заявлении документы о признании жилого помещения непригодным для проживания не были представлены.

Представитель административного ответчика Правительства Республики Саха (Якутия), извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств не направил, о причинах своей неявки суд не уведомил.

Представитель заинтересованного лица Администрации сельского поселения «Хаданский наслег» Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия), извещенного надлежащим образом, в судебное не явился, направил письменный отзыв на административное исковое заявление о согласии с требованиями административных истцов ввиду того, что по результатам обследования жилой дом административных истцов был признан аварийным, а также ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, выслушав объяснения административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административными истцами пропущен, поскольку само решение об отказе вынесено ____ 2020 г., а административный иск поступил в суд 07 сентября 2020 г.

Вместе с тем суд признает обоснованным доводы административного истца о получении выписки из протокола от ____ 2020 г. № в ____ 2020 г., в связи с чем считает возможным восстановление срока обращения ФИО2 и ФИО1 в суд и рассмотрение дела по существу.

Из материалов дела установлено, что административные истцы ФИО4 являются родителями семи детей, из которых трое являются несовершеннолетними, а двое являются студентами, что подтверждается свидетельствами о рождении, справками образовательных учреждений и иными материалами дела.

Также из материалов дела следует, что административным истцам принадлежат на праве собственности два жилых помещения: жилое помещение с кадастровым №, общей площадью ___ кв.м, расположенным по адресу: ____; жилое помещение с кадастровым №, общей площадью ___ кв.м, расположенным по адресу: ____.

Решением Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, от ____ 2020 г., оформленным протоколом №, ФИО2 с семьей включена в предварительный список получателей социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в 2020 г.

Конституция Российской Федерации в своей статье 7 определяет, что Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Статьей 38 Конституции российской Федерации установлено, что детство, семья находятся под защитой государства. В силу положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Пунктом 5 ст. 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» государственная поддержка многодетной семьи осуществляется в том числе посредством предоставления социальных выплат, льготных кредитов на улучшение жилищных условий.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.03.2018 № 82 «О реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей» подпрограммы «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы» утверждены Правила реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей» подпрограммы «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы».

В соответствии с пп. «б» п. 2.11 вышеуказанных Правил Комиссия принимает решение об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей.

Решением Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим 5 или более несовершеннолетних детей, от ____ 2020 г., оформленного протоколом заседания №, ФИО2 и ее семье отказано в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим 5 или более несовершеннолетних детей. В качестве основания отказа указана обеспеченность административного истца и ее семьи жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной органом местного самоуправления, и выше (пп. «б» п. 2.11 Правил).

Решением Совета депутатов сельского поселения «Хаданский наслег» муниципального района «Сунтарский улус» Республики Саха (Якутия) от ____ 2017 г. № учетная норма площади жилого помещения для нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере ___ кв.м на одного члена семьи.

Вместе с тем в материалах дела имеется акт обследования помещения от ____ 2020 г. №, составленный межведомственной комиссией сельского поселения «Хаданский наслег» Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия), заключение данной межведомственной комиссии от ____ 2020 г. №, а также распоряжение главы сельского поселения «Хаданский наслег» Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия) от ____ 2020 г. № о признании жилого дома, 1964 года постройки, расположенного по адресу: ____, принадлежащего на праве собственности ФИО3, непригодным для проживания и аварийным в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Согласно акту обследования общая площадь жилого дома составляет ___ кв.м, жилая площадь ___ кв.м.

Из установленного следует, что семья Н-вых не является обеспеченной жильем в размере, равном учетной норме жилья, установленной органом местного самоуправления в муниципальном образовании «Хаданский наслег» Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия), а также не являлась таковой на момент вынесения оспариваемого решения от ____ 2020 г., следовательно, последнее не может быть признано законным и обоснованным и нарушает права и охраняемые законом интересы административных истцов.

При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает оспариваемое решение Комиссии незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы административного истца, нарушенные права которой подлежат восстановлению путем возложения на административного ответчика обязанности включить ФИО2 и ее семью в список получателей данной выплаты.

Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:


Признать незаконным решение Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, от ____ 2020 г. № об отказе в предоставлении ФИО2 и ее семье единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей.

Обязать Правительство Республики Саха (Якутия) лице Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем включения ФИО2 и ее семьи в список получателей единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: М.А. Кузьмина



Суд:

Якутский городской суд (Республика Саха (Якутия)) (подробнее)

Судьи дела:

Кузьмина Мария Алексеевна (судья) (подробнее)