Решение № 2-174/2020 2-174/2020~М-119/2020 М-119/2020 от 12 октября 2020 г. по делу № 2-174/2020Ольхонский районный суд (Иркутская область) - Гражданские и административные ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Еланцы 12 октября 2020 г. Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре Музеевой Н.А., с участием помощника Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Чупровой А.А., представителя третьего лица администрации Ольхонского РМО – ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО2 о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд к ФИО2 с уточненным исковым заявлением о признании права собственности на земельный участок отсутствующим. В обоснование заявленных требований указал, что земельный участок с кадастровым № принадлежит на праве собственности ФИО2, что подтверждается записями государственной регистрации права собственности в ЕГРН. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым №, площадью 1200 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Из информации администрации Хужирского муниципального образования от № от ДД.ММ.ГГГГ, акта осмотра земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 право пользования (владения) земельным участком с кадастровым № не осуществляла. Земельный участок не огорожен, свободный доступ третьих лиц не ограничен, какие – либо здания, строения на земельном участке отсутствуют. Считает, что предоставление спорного земельного участка собственность ФИО2 является незаконным в связи с расположением земельного участка в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и Прибайкальского национального парка. В судебном заседании помощник прокурора Ольхонского района Чупрова А.А. уточненные требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в нем. Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, судебная корреспонденция, направленная в адрес ответчика, возвращена с отметкой об отсутствии адресата. На предыдущие судебные заседания извещалась надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении почтовой корреспонденции. Представитель третьего лица администрации Ольхонского РМО ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать. Третьи лица ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», Минприроды России, администрация Хужирского МО в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили. Третье лицо ТУ Росимущества в Иркутской области ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В своем отзыве просили исковые требования удовлетворить. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3). В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как установлено судом, постановлением мэра Ольхонского района от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 предоставлен земельный участок с кадастровым №, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства. На основании вышеуказанного постановления между администрацией Ольхонского РМО и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи данного земельного участка. Земельный участок с кадастровым № принадлежит на праве собственности ФИО2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым №, площадью 1200 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Из информации администрации Хужирского муниципального образования от № от ДД.ММ.ГГГГ, акта осмотра земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 право пользования (владения) земельным участком с кадастровым № не осуществляла. Земельный участок не огорожен, свободный доступ третьих лиц не ограничен, какие – либо здания, строения на земельном участке отсутствуют. Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Судом установлено, что спорный земельный участок находится в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и природным объектом всемирного наследия, определены в Федеральном законе №94-ФЗ от 01.05.1999 «Об охране озера Байкал». В соответствии со ст.2 ФЗ №94 Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохраную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал. Статьей 5 ФЗ №94 в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохраной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы. Согласно ч. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ, Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных земельным кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения. Частью 3 ст. 6 ФЗ №94-ФЗ от 01.05.1999 «Об охране озера Байкал», Правительству РФ предоставлены полномочия по определению видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. В рамках реализации указанных полномочий, Правительством РФ издано постановление № 643 от 30.08.2001 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории». Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в числе которых также предусмотрено: - строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. - размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон. При этом указанная норма не содержит исключений для строительства в указанной зоне жилых домов, то есть строительство новых объектов соответствующего назначения в ЦЭЗ БПТ не допускается. Предоставление земельных участков для размещения перечисленных объектов является незаконным. Границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории и утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р и до настоящего времени не изменялись. Согласно ответу ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» № от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Судом изучен картографический материал Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Центральная экологическая зона Байкальской природной территории», масштаб 1:200000, 2012 год, из которого также следует, что спорный земельный участок находится в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Таким образом, суд считает доказанным нахождение земельного участка в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Поскольку вид разрешенного использования земельного участка установлен как «для индивидуального жилищного строительства», функционирование которого не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, то суд приходит к выводу, что земельный участок предоставлен в собственность в нарушение статьи 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и Постановления Правительства РФ от 30.08.2001 №643. На основании ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2015 №43, к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, относятся, в том числе, требования о признании права (обременения) отсутствующим. Судом установлено, что ответчик во владение земельным участком не вступал, земельный участок не освоен, какие-либо здания, строения на земельном участке отсутствуют, таким образом, спорный земельный участок не выбывал из фактического владения собственника – Российской Федерации. В обоснование требований также указано, что земельный участок отнесен к федеральной собственности, поскольку находится в границах Прибайкальского национального парка. Из ответа ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок расположен в границах Прибайкальского национального парка. Судом изучена карта Байкальской природной территории, составленная по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2012 году по материалам 2007-2011 годов. Данная карта Байкальской природной территории, первоначально составлялась в 2006 году, затем произошли изменения в период с 2007 по 2011 год, которые учтены при издании представленной карты в 2012 году. Из аннотации к данной карте, следует, что граница центральной экологической зоны БПТ совпадает с границей участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал». Цифровая модель и макет печати карты центральной экологической зоны подготовлены в ГИС ESRI ArcGIS в геодезической системе координат Пулково 1942, в проекции Гаусса - Крюгера, эллипсоид Красовского. Приведено описание границ ЦЭЗ БПТ. Карта Центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200000, подготовлена и издана в 2012 году Сибирским филиалом ФГУНПП «Росгеолфонд» по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № № с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Из содержания, заверенной копии следует, что предметом контракта стало выполнение научно – исследовательских и опытно-конструкторских работ по базовому проекту 11-УЗ-01 «Разработать проекты ежегодных государственных докладов о состоянии озера Байкал и мерах по его охране». Из технического задания к указанному контракту, следует, что площадь Байкальской природной территории составляет 386000 кв.м., площадь центральной экологической зоны БПТ составляет 89.2 кв.м., в том числе акватория озера Бакал – 31.5 тыс. кв.м. Граница Центральной экологической зоны совпадает с границами объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал». Прикладные разъяснительные материалы должны содержать схемы, графики картографических изменений, произошедших в период с 2007 - 2010 г.г. Байкальской природной территории, в том числе муниципальных образований, ООПТ, памятников природы федерального значения и регионального значения, особо экономических зон, рекреационных местностей и других объектов. Из Акта № сдачи результатов НИОКР усматривается, что прикладные разъяснительные материалы к проекту ежегодного государственного доклада, включают описание картографических изменений, произошедших в 2007 - 2010 году на БПТ и её ЦЭЗ. Таким образом, при отсутствии иной карты, утвержденной при участии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, усматривается нахождение всего острова Ольхон (Хужирского муниципального образования, на котором располагается спорный земельный участок) в границах Прибайкальского национального парка. Указанное подтверждается картографическими материалами (формулярами дежурных справочных карт № за 1984 и 1994 гг., обзорной картой федеральных особо охраняемых природных территорий (сайт http://oopt.kosmosnimki.ru), публичной кадастровой картой (https://pkk.rosreestr.ru), информацией ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» №. от ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствие формирования земель ФГБУ «Прибайкальский национальный парк» с целью создания земельного участка, как объекта гражданских отношений, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права на земли Прибайкальского национального парка, не меняет правовой статус и категорию этих земель, поскольку они включены в состав национального парка, и в соответствии со ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации, являются землями национальных парков. Границы национального парка «Прибайкальский» с 1986 года не менялись и остаются неизменными до настоящего времени, указанная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ. На основании постановления Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» (с изм. от 09.10.1995) в целях сохранения уникального природного комплекса бассейна озера Байкал создан Прибайкальский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустинского лесхозов этого Министерства и предоставлении в пользование национальному парку 170 тыс. гектаров земель в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 тыс. гектаров земель государственного фонда. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов власти» постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования, особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р передано в ведение Минприроды России особо охраняемые природные территории федерального значения, находящиеся в ведении Росприроднадзора и Минсельхоза России. Утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. В данный перечень включен Прибайкальский национальный парк Иркутской области. В соответствии с пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Следовательно, все земельные участки в границах национальных парков находятся в федеральной собственности или (в исключительных случаях) в собственности или пользовании у других лиц, права которых возникли до создания национального парка. Вместе с тем, наличие в границах национальных парков земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, законодательством не предусмотрена. В судебном заседании установлено, что земельный участок был предоставлен не уполномоченным на то лицом помимо воли собственника. Кроме того, ответчик знал и должен был знать, что земельный участок относится к землям федеральной собственности. Все запреты закреплены в официально опубликованных нормативных правовых актах, Земельный кодекс Российский Федерации, так и Федеральный закон от 01.05.1999 №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» были официально опубликованы задолго до предоставления спорных земельных участков в собственность, то есть они были доведены государством до всеобщего сведения и о них заведомо знали или должны были знать при отчуждении земельных участков как граждане, так и должностные лица. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме. Истцом избран надлежащий способ защиты права, предусмотренный ст. 12 ГК РФ. Обращение в суд с иском, в интересах публично-правовых интересов Российской Федерации определяется полномочиями прокурора, предоставленными ему положениями ст. 45 ГПК РФ. Целью обращения прокурора с рассматриваемым иском в суд является пресечение нарушений требований закона нарушающие публичные интересы, под которыми в том числе понимается и охрана окружающей природной среды, земельного законодательства. В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Прокурор при предъявлении иска на основании ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 300,00 руб. взыскивается с ответчиков, не освобожденных законом от уплаты госпошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Признать право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым №, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, отсутствующим. Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек. Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме. Судья: Л.Н. Холодова Суд:Ольхонский районный суд (Иркутская область) (подробнее)Судьи дела:Холодова Лариса Николаевна (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Решение от 12 октября 2020 г. по делу № 2-174/2020 Решение от 13 июля 2020 г. по делу № 2-174/2020 Решение от 26 мая 2020 г. по делу № 2-174/2020 Решение от 18 мая 2020 г. по делу № 2-174/2020 Решение от 15 мая 2020 г. по делу № 2-174/2020 Решение от 14 мая 2020 г. по делу № 2-174/2020 Решение от 19 февраля 2020 г. по делу № 2-174/2020 Решение от 12 февраля 2020 г. по делу № 2-174/2020 Решение от 5 февраля 2020 г. по делу № 2-174/2020 Решение от 5 февраля 2020 г. по делу № 2-174/2020 Решение от 17 января 2020 г. по делу № 2-174/2020 Решение от 14 января 2020 г. по делу № 2-174/2020 Решение от 9 января 2020 г. по делу № 2-174/2020 Решение от 23 декабря 2019 г. по делу № 2-174/2020 |