Решение № 2А-2469/2017 2А-2469/2017~М-2132/2017 М-2132/2017 от 28 июня 2017 г. по делу № 2А-2469/2017




Дело №2а-2469/2017


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2017 года г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Трегубовой Л.В.,

при секретаре ФИО3,

с участием административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 4 по Белгородской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4,

в отсутствие административного истца ФИО2, извещенного о времени и месте слушания дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 о признании незаконными требования об уплате транспортного налога и пени,

У С Т А Н О В И Л:


ФИО2 обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Белгородской области, в котором просил признать незаконным требование об уплате транспортного налога и пени № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 38875,00 руб. и пени в размере 881,17 руб., начисленных на автомобиль <данные изъяты> в силу фактического отсутствия в отчетном налоговом периоде указанного транспортного средства как объекта налогообложения, в связи с тем, что его право собственности на указанное транспортное средство было прекращено ДД.ММ.ГГГГ в связи с гибелью транспортного средства.

В судебное заседание административный истец ФИО2, извещенный о времени и месте слушания дела надлежащим образом, не явился.

Представитель административного ответчика - Межрайонной ИФНС России № по <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования ФИО2 не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, откуда следует, что признание физических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы; эти сведения поступают в налоговые органы в порядке предусмотренном ст. 362 НК РФ от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Налогоплательщиками признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от факта регистрации транспортного средства на физическое лицо, по сведениям МРЭО ГИБДД за ФИО2 был зарегистрирован автомобиль <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, потому начисление налога за 10 мес. 2015 года является обоснованным.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участников судебного заседания, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

В силу п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

Согласно ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 358 Налогового кодекса РФ устанавливает, что объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 362 НК РФ налоговые органы исчисляют сумму транспортного налога, подлежащую уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с главой 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с целью обеспечения финансирования содержания, ремонта, реконструкции, строительства автомобильных дорог общего пользования области был принят закон Белгородской области «О транспортном налоге» от 28 ноября 2002 года № 54. Как и все иные региональные налоги, установленные на территории Белгородской области, налог подлежит обязательной уплате на всей территории Белгородской области. Каждый налог определяет конкретные ставки и налогооблагаемую базу. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средств.

Согласно ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента (п. 1-3 ст. 362 НК РФ).

Уплата налога по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Исходя из содержания вышеуказанных норм действующего законодательства, у налогового органа отсутствует право на самостоятельное исчисление налога, без наличия сведений о транспортных средствах, предоставляемых органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Судом установлено, что в 2012 году на имя ФИО2 зарегистрировано транспортное средство: <данные изъяты>

Из справки Начальника РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за ФИО2 зарегистрировано транспортное средство: <данные изъяты> дата снятия с учета в связи с утилизацией - ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 18).

Межрайонной инспекцией ФНС России № по <адрес> ФИО2, как налогоплательщику транспортного налога, был начислен транспортный налог за 10 мес. 2015 г. в размере 38 875 рублей.

Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее расчет и основания взимания транспортного налога, с указанием срока оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, было направлено ФИО2

Указанным уведомлением налогоплательщику предложено уплатить транспортный налог в размере 38875 рублей, а так же произведен расчет суммы транспортного налога.

В указанный в налоговом уведомлении срок ФИО2 транспортный налог не уплатил.

Налогоплательщику выставлены к оплате начисленные на основании ст. 75 НК РФ пени за несвоевременную уплату налога в размере 881,17 руб.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ, неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В связи с чем, налогоплательщику было направлено обжалуемое требование об уплате налога и пени № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить недоимку по транспортному налогу в сумме 38875 руб. и пени 881,17 руб., всего в сумме 39756,17 руб.

Поскольку за ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано транспортное средство: <данные изъяты> он является плательщиком транспортного налога, который в установленный законом срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, он не оплатил. Следовательно, Межрайонная инспекция ФНС России № по <адрес> обоснованно в соответствии с требованиями п. 1 ст. 70 НК РФ выставила ФИО2 налоговое требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, Межрайонная инспекция ФНС России № по <адрес> при выставлении ФИО2 оспариваемого им требования не были нарушены его права, свободы и законные интересы.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных ФИО2 требований об отмене требования № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы истца ФИО2 о том, что зарегистрированное за ним транспортное средство <данные изъяты> не является объектом налогообложения, поскольку право собственности на указанное транспортное средство было прекращено ДД.ММ.ГГГГ в связи с его гибелью и при этом снять указанное транспортное средство с регистрационного учета не представлялось возможным в связи с наложенным на него арестом, то есть по независящим от него причинам, судом признанаются не состоятельными.

Так, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

В соответствие с п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства (в том числе автомобили), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, повреждение автомобиля, без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Кодекса признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Кроме того, административный истец указывает, что принадлежащее ему транспортное средство в ходе дорожно-транспортного происшествия от ДД.ММ.ГГГГ было повреждено и восстановлению не подлежало, что подтверждается протоколом об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о ДТП <адрес>.

Что не соответствует действительности, так как по данному вопросу, и протокол и постановление содержат указание, что участвующие в ДТП транспортные средства лишь получили повреждения.

Справка о ДТП №<адрес> содержит описание повреждений, полученных транспортным средством административного истца: переднего бампера; капота; передних фар; передних крыльев; лобового стекла; решётки радиатора; передний подушки безопасности; салонных боковых шторок безопасности; передней правой стойка; правого зеркала.

Ни один из указанных документов не содержит выводов о гибели транспортного средства либо его повреждения до степени, не подлежащей восстановлению.

В связи с чем, решение об утилизации указанного транспортного средства было принято административным истцом самостоятельно как собственником, представляя собой реализацию правомочия распоряжения объектом права собственности в соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ.

Так же нельзя согласиться с доводом административного истца о невозможности произвести снятие ТС с учета по независящим от него причинам, по причине нахождения ТС под арестом, наложенным постановлением Старооскольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в рамках уголовного дела №. Приговором Старооскольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ арест автомобиля был сохранен до рассмотрения по существу гражданских исков о возмещении потерпевшим ущерба, причиненного преступлением.

Таким образом, арест был наложен в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту совершения административным истцом преступления и являлся следствием его виновных, противоправных действий, причинивших вред потерпевшим.

В связи с чем, препятствие для снятия транспортного средства с учета возникло по причине, зависящей от самого административного истца, в результате его неправомерных действий.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО2 к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о признании незаконными требования об уплате транспортного налога и пени.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:


В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о признании незаконными требования об уплате транспортного налога и пени - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Секретарь ФИО3

ДД.ММ.ГГГГ.



Суд:

Старооскольский городской суд (Белгородская область) (подробнее)

Судьи дела:

Трегубова Лина Владимировна (судья) (подробнее)